Статья Выразительное чтение на уроках литературы как средство эстетического воспитания учащихся


Выразительное чтение на уроках литературы как средство эстетического воспитания учащихся
Уже почти 30 лет преподаю в школе литературу и постоянно ставлю перед собой вопрос: «Как сделать урок литературы интересным не только по содержанию, но и по форме? Как преодолеть формализм, который мешает получить эстетическое наслаждение при знакомстве с текстом художественного произведения. Иногда анализирую неудачный, на мой взгляд, урок. Все внешне выглядит правильно: опрос, представление нового материала с использованием интерактивных технологий, анализ текста, дети усвоили изученное, много хороших оценок. А если вникнуть в суть ...
Какой трафарет ! Почему часть детей безразлично блуждала глазами по классу и смотрела на часы ?! Вывод один : урок не имел эстетической окраски , художественное произведение « не задело за живое» детскую душу.
От полноты эстетического восприятия зависит степень воздействия художественного произведения на ум, волю и чувства учеников. Чем полнее и содержательнее эстетическое восприятие , тем больше волнует оно , тем глубже западают в душу учеников мысли и чувства автора , то дольше задерживаются в памяти созданные им образы и картины.
Среди многих путей эмоционально - эстетического воздействия на учащихся является Выразительное чтение произведений на уроках литературы – один из путей эмоционально-эстетического воздействия на учащихся. Хорошее чтение дает ученикам нередко гораздо больше, чем тщательный и удачный анализ, оно говорит само за себя.
Для того, чтобы выразительное чтение стало в руках учителя эффективным средством эстетического воспитания, необходимо тщательно подготовиться к уроку, избавиться от формального подхода к этому ( механическое заучивание интонаций и пауз , поиск особого тона голоса , перевоплощения в образы действующих лиц и т.п.) . Использование таких приемов , порождающих чопорность , лишний пафос , сентиментальную патетику , наносит непоправимый вред эстетическим чувствам и художественному вкусу учеников. Далеко не все произведения , даже в лучшем исполнении , доходят до сердца учеников. Особенно это касается лирических произведений. Ведь современные дети в большинстве своем воспринимают стихи поверхностно, не задумываясь над их глубоким смыслом. Вот здесь и нужно высокое мастерство учителя , его умение выразительно и эмоционально передать ученикам содержание лирического произведения.
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных уроков, она органично сочетается с различными видами работ на уроке литературы. И все же необходимо выделить несколько основных этапов методики работы по выразительному чтению .1. Подготовка учителя к уроку.
Готовясь к уроку, многократно перечитывая текст произведения , учитель вдумывается в каждое слово , в каждую мысль , эстетически оценивает каждый образ. Если произведение небольшой по размеру, необходимо обязательно выучить его наизусть . Подготовка к выразительному чтению помогает учителю подобрать круг вопросов и характер предварительной беседы , создать необходимые условия для эстетического восприятия и повести за собой творческую инициативу учащихся . Учителю, умеющему выразительно читать , не нужно заботиться о том , что в педагогической практике обычно называют « настроением » или « атмосферой» урока . Ученики жадно ловят каждое его слово, с восторгом отвечают на вопросы , ведь знают , что после этого будет выразительное чтение , которое принесет им столько удовольствия .
2. Предварительный разбор произведения.
О предварительном разборе произведения в классе есть много противоречивых суждений. По-разному решаются вопросы, связанные с первым знакомством учащихся с авторским текстом, с проведением вступительной беседы и с предварительным рассмотрением композиционных , смысловых и стилистических особенностей произведения.
В последнее время наметилась тенденция к замене всестороннего анализа текста только выразительным чтением, будто бы анализ формы и содержания произведения вызывает скуку и разрушает эстетическую эмоциональность на уроке .
Безусловно, что предварительное и заключительное чтение учителя более полноценно влияет на эстетическое восприятие текста, но и отрицание анализа произведения - глубоко ошибочно. Каким бы ярким и эмоциональным ни было чтение учителя, оно никогда не заменит анализа поэтического произведения. Конечно, предварительный разбор не должен превратиться в скучный разбор слов. Он должен быть коротким и захватывающим.
Цель предварительного разбора - помочь учащимся понять суть произведения, оценить важнейшие события, художественные детали и почувствовать красоту нарисованных автором поэтических картин; дать ученикам прозрачное, конкретное представление о том, что необходимо передать в процессе выразительного чтения.
Начиная с младших классов, когда дети еще не совсем осознанно заучивают маленькие стишки, необходимо постепенно приучать их думать и отвечать на вопрос: о чем говорится в произведении, что в нем нравится, а что не нравится, что может послужить хорошим примером.
В старших классах дети уже не только отвечают на вопросы, но и ставят свои, ищут мотивы поступков действующих лиц, суть использованных автором эпитетов, метафор, эстетическую значимость определенной художественной детали.
Эффективность предварительного разбора зависит от мастерства учителя, его умения своевременно использовать самые разнообразные методы для активизации творческого мышления учащихся, их богатого воображения.
3. Выразительное чтение литературных произведений.
Приведенная ниже практическая разработка по выразительному чтению является примером наглядной методики. Ее не обязательно рассматривать как попытку навязать учителю определенное трактовку художественного произведения.
Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (5 класс)
Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица» является одной из самых популярных среди детей. Персонажи басни знакомы еще с дошкольного возраста, особенно образ Лисы, с которой они встречались в народных сказках. С представлением о Лисе у детей ассоциируются такие черты, как хитрость, лесть, стремление кого-то обмануть.
Менее знакомый детям образ Вороны, и представляют они ее только по внешним признакам (черная, крикливая, суетливая, некрасивая). В басне Крылова с непревзойденным мастерством раскрываются психологические черты этого персонажа: нерасторопность, тупость, ограниченность.
В коротком вступительном слове учитель рассказывает, что басня « Ворона и Лисица » написана Крыловым в 1808 году по известному народному сюжету и по мотивам одноименной басни Эзопа. После этого учитель выразительно читает басню наизусть. Затем дети работают с текстом басни по намеченному плану действенного анализа .Главная мысль басни (мораль ) .Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Задача: определить идею басни.
Пагубное влияние лести бесспорно, но, к сожалению, неизбежно
Обсуждаются ключевые слова: «лесть», «льстец», почему « лесть гнусна, вредна» .2. Главная цель чтения: оправдать мораль басни, доказать, почему именно эти слова являются главной мыслью произведения, высмеять и осудить подхалима и того, кто подвергается его лести. Условно делим басню на несколько частей и работаем с каждой отдельно.
Первая часть (условно назовем ее «Находка»)
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Задача : нарисовать образную картину , используя авторские высказывания из басни .
- Ворона неповоротливая – взгромоздилась, а не взлетела .- Ворона ограничена, туповата, у нее мало умных мыслей – «Да позадумалась» , а не подумала.
- Ворона ленивая - она ​​не собственными усилиями получила себе пищу, а «Вороне где-то бог послал кусочек сыру».
Вторая часть ( условно назовем ее «Лесть»)
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Задача: осудить лесть, высмеять податливую на них Ворону.
Эта часть басни является наиболее ответственной и сложной. Здесь автор говорит , как тонко и нагло заискивает Лиса, чтобы достичь поставленной цели. Прямая речь Лисы сложная для выразительного чтения. Здесь и сдерживание дыхания, и уменьшительно-ласкательные слова: «голубушка», «шейка», «глазки», «перышки», «носок», «голосок», эпитет «ангельский». Все реплики этого приторно-льстивого языка заканчиваются восклицательными знаками, которые усиливают эмоциональность сцены. Каждый такой знак требует определенной психологической паузы. Как правило, дети читают эти реплики без паузы. Учитель должен объяснить, что каждая реплика Лисы точно рассчитана , что похвалив «горлышко »,
« перышки », « носок » Вороны , она ждет ответной реакции , и Ворона каждый раз , наверное , соответствует ей каким-то движением : поворачивает голову, закрывает глаза , шевелит перьями. Дети могут уже представить даже хитрую улыбку Лисы , ее блестящие глаза , острые зубы , даже то, как она облизывается предвидя завтрак.
Третья часть ( условно называем ее « Податливость, тупость ) .Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Задача : еще больше высмеять глупую, податливую Ворону , которая потеряла завтрак , поверив лести Лисы .
В этой части Крылов рисует глупую Ворону в наиболее неприглядном виде. Характеризуя восторг Вороны от лести Лисы, автор говорит, что у нее «вскружилась голова», «зобу дыханье сперло». Дети легко представляют надутую, напыщенную Ворону с задранным от гордости клювом, которая «каркнула во все воронье горло» и выпустила сыр.
Последняя фраза басни очень важна: «Сыр выпал - с ним была плутовка такова ». Ее можно читать с разной интонацией, но желательно, чтобы она звучала в соответствии с главной мыслью басни (иногда дети жалеют Ворону или увлекаются хитрой Лисичкой).
После нескольких вопросов, направленных на выяснение глубины эстетического восприятия учащимися произведения, учитель предлагает детям еще раз перечитать басню и ответить на вопрос: кого из действующих лиц басни больше всего высмеивает и осуждает Крылов. Этот вопрос вызывает оживленное обсуждение. Большинство детей считает, что Крылов осуждает глупую и доверчивую Ворону. Некоторые ученики считают, что Лису автор вообще не осуждает, а , наоборот, восхищается ее умом и хитростью. Обобщая выступление, учитель подводит детей к мысли, что Крылов одинаково посмеются податливую на лесть Ворону и хитрую, коварную Лису.
Анализируя художественное произведение в процессе подготовки его к выразительному чтению, раскрывая авторский замысел, лексику, язык персонажей , ученики рисуют их с помощью собственного творческого воображения, устанавливают живую, действенную связь с ними. А потом читают произведение восторженно, без лишнего пафоса , искренне и просто.