Повышение качества знаний по математике на основе применения новых технологий и традиционных форм обучения

Доклад

«Повышение качества знаний по математике на основе применения новых технологий и традиционных форм обучения».

«Благо   везде и повсюду   зависит   от    соблюдения
двух условий: правильного установления конечной
цели       всякого    рода   деятельности;    отыскание
соответственных средств, ведущих к конечной цели».
Аристотель  
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице президента Н.А.Назарбаева указало, что одним из приоритетов развития Казахстана является образование, причём качественное образование. В Послании Глава государства сделал акцент на следующее: «Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством, мы должны стать высообразованной нацией» и «чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» .Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсирует-ся);
последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
прочность (повторение - мать учения);
сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
систематический характер обучения;
упорядоченную, логически правильную подачу материала;
организационную четкость;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Основные традиционные формы обучения математике:
Уроки - лекции
Урок- практикум. Урок – семинар Урок - консультация. Уроки коррекции. Урок - зачёт.
Таким образом, вырисовывается некоторая общая схема планирования блока уроков - одного законченного фрагмента курса, завершаемого контрольной работой. Такой фрагмент содержит в среднем 10 - 15 часов. Планируя изучение темы, учитель анализирует имеющиеся у него материалы и тщательно продумывает место каждой формы обучения, её содержание. Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения математики.  После проведения программы компьютеризации школ мы имеем возможность использовать новые технологии на уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.    Применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников: оно обеспечивает индивидуализацию обучения "в массовом порядке"; помогает создать проблемную ситуацию; дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности; используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся.  Другие сильные стороны компьютера: новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения; с его помощью реализуется личностная манера общения; расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.  Использование  компьютерных технологий  позволяет учителю  в определённой степени добиться следующих целей: 
1)представить на уроках математики максимальную  наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др);  2)повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);  3)использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;  4)вовлечение учащихся в сознательную деятельность;  5)использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу. 

Нет готовых рецептов того, как применять компьютерные технологии. Ведь компьютер может представлять: и источник учебной информации; и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); и тренажер; и средство диагностики и контроля.
Для успешного проведения урока с применением компьютерных технологий учителю приходится решать следующие задачи:
дидактическую (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа); методическую (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
организационную(организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени); учебную (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).

Приведу в качестве примеров виды деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения.
1.На этапе усвоения новых знаний возможно и желательно использовать компьютерные презентации как наглядное пособие и источник учебной информации. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
2.Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий включает в себя: тесты, дидактические игры, диктанты. Все это также может быть представлено в виде презентаций. В реализации это один из самых простых этапов. И, что немаловажно, можно наблюдать почти сразу положительный педагогический эффект: быстрое получение результатов, отсутствие субъективного фактора.
3.Проектная деятельность учащихся. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Internet в образовательных целях.
Использование компьютера на уроках – это не дань моде, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Поэтому компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь преподавателю.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115