Анализ лирических произведений поэзии Н.Клюева


«Архитектонические формы художественного завершения
в поэзии Н. Клюева»
Поэтические тексты Н. Клюева впервые исследуются в аспекте выявления архитектонических форм завершения художественного целого. Специфические синкретическое отношения авторско-геройного плана определяют архитектонику эстетического объекта. В работе проанализированы поэтические тексты Н. Клюева, представленные жанрами лирического стихотворения, наиболее продуктивной стиховой формы эпохи модальности, каноническими жанрами эйдетической эпохи – песни, плача, баллады, имеющие народно-фольклорное происхождение, а также повествовательная форма сказа, вписанная автором лирическую поэтологическую парадигму. Поэтическое творчество Н. Клюева представляется уникальным явлением русской литературы начала ХХ века не только в силу общепризнанного «народного» характера его текстов, резко выделяющих поэта среди последователей «мировой культуры». Главным отличительным качеством поэтики Н. Клюева исследователь называет стратегии авторского сознания, построенные на синтезе принципов разных культурологических эпох – синкретизма, эйдетической и модальности. Художественный мир Н. Клюева эпохи модальности в новых эстетических условиях продемонстрировал жизнеспособность принципов прошлых культурологических эпох – эйдетической и синкретической. Основным художественным принципом его поэтики в условиях культурологической эпохи модальности является изначальный поэтический синкретизм-тождество. В текстах заданы изначально синкретические отношения между авторским и геройным планами, более того, в поэзии Н. Клюева автор неотделим от предмета изображения. Такие отношения и обусловили архитектонику поэтических текстов автора.