Научный проект на тему: Звуковой анализ лирических произведений. Ученицы 10«Б» класса Кондрат Дарьи


Научный проект на тему:Звуковой анализ лирических произведений.Ученицы 10«Б» классаКондрат Дарьи Учёные утверждают, что между звучанием слова и его значением нет прямой связи. Гипотезы:1.Не только слова, но и звуки несут в себе информацию какой-то скрытый смысл.2.Звучание и значение соединяются в слове и возникает язык. Какую роль в жизни слова играют силы, связывающие звук и смысл в языке? Цель: 1. Постичь тайны устройства языка. 2. Применить полученные знания при анализе лирических произведений.Разработать и апробировать звуковой анализ стихотворения. Объект: Лирическое произведение Задача: 1. Выявить связь между звучанием и значением. 2.Изучить семантику –от звука к смыслу. 1)Теоретический 2)Экспериментальный3)Практический 4)Наблюдение5)Опрос учащихся6) Обучающий эксперимент Методы исследования: Содержание работы 1.Исследование2.Проведение экспериментальных занятий в 6,7 классах3. Разработка рекомендаций4.Обобщение и оценка результатов эксперимента Фоносемантика Ещё в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор о том,как рождются слова,как даются имена вещам.1.Имена даются произвольно.2.Выбор обусловлен свойствами предмета и свойствами звуков А)Звучание и значение слова стремятся к взаимному соответствию: Аист Заботливый , свободный Барабан Шумный,громкий,звонкий Вода живая Железо Твёрдое, кованое Земля Сухая,вечная,родная Лимон Кислый Мороженое Вкусное,холодное Нить Изящная,тонкая Облако Легкое,ватное,свободное Улей Опасный Флаг Свободный Чудо Неожиданное,радостное Песок Мелкий,зыбкий,рассыпчатый Алмаз Крепкий Миг Быстрый,незаметный Слеза Грустная Маска Загадочная Минута Вечная,долгая Панацея Всеисцеляющая Война Страшная,кровавая, Пустыня Безжизненная Пуля Быстрая Осень Грустная Дым Удушливый Ноль Бессмысленный,пустой Карты Азартные,фальшивые Ангел Оберегающий,спасающий Вор Коварный,бессовестный,хитрый Пароль Тайный Свеча Невечная,успокаивающая Сон Астральный Звезда Далекая Любовь Вечная,теплая,безответная,неземная Поезд Стремительный Луч Яркий,рассеянный,пронизывающий Связь явно существует. Она обеспечивает взаимосвязь между содержанием и формой слова. Звучание создаёт мощную поддержку признакового значения. ДУБ Большой,сильный,красивый,могучий. Символ мощи,силы,мужественности. ИВА Нежная,женственная,плакучая,светлая,красивая. Символ изящества,женственности и нежности. В)Признаковое значение проявляется в словах с абстрактным значением.ЗЛО-ЗЛОЙНЕМОЩЬ-ПАССИВНЫЙПОЗОР-СТРАШНЫЙЖЕСТКОСТЬ-ГРУБЫЙСОЗИДАНИЕ-СВЕТЛЫЙ,ЯРКИЙУМИЛЕНИЕ-НЕЖНЫЙ,ДОБРЫЙДОВЕРИЕ-ХОРОШИЙ Сравнение:Лилия-ЛопухЛотос-Мимоза-Репей Вывод:Существует огромное количество слов,для которых характерно гармоничное содержание фонетической формы. 2-Этап.История цветового символизма древних народов. Красный- в Египте красный лотос был символом крови,пролитой Осирисом. Это цвет благородного сословия, воинов, царей. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Голубой или синий- соответствует истине, символизировал небо — жилище Ра. Черный –цвет злых демонов, дьявола. Негативные значения — зло, грех, несчастье. Цвет Время года Стихия, предмет Сторона света Планета Зеленый или синий Весна Дерево Восток Юпитер Красный Лето Огонь Юг Марс Белый Осень Металл Запад Венера Черный Зима Вода Север Меркурий Желтый Конец лета Земля Центр Сатурн Итог: Звукоцветовые соответствия можно охарактеризовать так:А –густо- красныйЯ - ярко-красныйЕ - зеленыйО - светло-желтый или белыйЭ - зеленоватыйЙ - синеватыйИ - темносинийУ - лиловыйЮ - голубоватый 3-Этап.Звукозапись звуков речи. Содержательность в поэтическом произведении. Практическая часть. А.С.Пушкин«Зимний вечер»Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя,То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.То по кровле обветшалойВдруг соломой зашуршит.То, как путник запоздалый;К нам в окошко постучит.О,Е- страх Ж,З,В,Р- завывание.В этом стихотворении говориться о чём-то тёмном,страшном,сильном,угрюмом,быстром. А.С.Пушкин «Зимнее утро»Мороз и солнце; день чудесный!Ещё ты дремлешь ,другпрелестный,-Пора ,красавица ,проснись :Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,Звездою с севера явись!Д,З,В-свобода,свежестьЕ-чудоВ этом стихотворении говорится о чём-то ярком ,светлом ,радостном и нежном Сравнительный анализ показал ,что существует связь между звукописью и содержанием поэтического произведения. Вывод: ЗВУК - ЦВЕТ – ЖИВОПИСЬ-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И СКУЧНО И ГРУСТНОИ скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды...Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы!Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно...Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...Ч,Ш,Р,С-Одиночество, разочарование У,А,Ы-грусть,черный,коричневый,красный М.Ю.Лермонтов «Бородино»«Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана.Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Не даром помнит вся РоссияПро день Бородина!»- Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри - не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля...Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы.Р,Д,Б-громкость,резкость Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»Я встретил вас - и все былоеВ отжившем сердце ожило;Я вспомнил время золотое -И сердцу стало так тепло…Как поздней осени пороюБывают дни, бывает час,Когда повеет вдруг весноюИ что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян дуновеньемТех лет душевной полноты,С давно забытым упоеньемСмотрю на милые черты...Как после вековой разлуки,Гляжу на вас, как бы во сне,-И вот - слышнее стали звуки,Не умолкавшие во мне...Тут не одно воспоминанье,Тут жизнь заговорила вновь,-И то же в нас очарованье,И та ж в душе моей любовь!.. Е,И,Я,ВЖгучее волнение, будто романтичный юноша встретил прекрасную девушку, хотя встреча состоялась через 30 лет В.Маяковский «НАТЕ!»Через час отсюда в чистый переулоквытечет по человеку ваш обрюзгший жир,а я вам открыл столько стихов шкатулок,я - бесценных слов мот и транжир.Вот вы, мужчина, у вас в усах капустаГде-то не докушанных, недоеденных щей;вот вы, женщина, на вас белила густо,вы смотрите устрицей из раковин вещей.Все вы на бабочку поэтиного сердцавзгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.Толпа озвереет, будет тереться,ощетинит ножки стоглавая вошь.А если сегодня мне, грубому гунну,кривляться перед вами не захочется - и вотя захохочу и радостно плюну,плюну в лицо вамя - бесценных слов транжир и мот. А, У, Р,О,ЫАгрессия,противостояние Исходя из проблемы, можно сделать следущий вывод:между значением и звучанием слова имеется связь.Не только слова, но и звуки несут в себе информацию, какой-то скрытый смысл. Звучание и значение соединяются в слове, и возникает язык. Данная информация помогла мне постичь одну из тайн языка и применить ее на практике.Изучение звукоцвета помогает более тонко и глубже понимать смысл лирических произведений.Выполняя свою работу, я изучила историю цветов,основные направления живописи,семантику,литературные течения,пыталась доказать вам, что звучание,значение и цвет стремятся к взаимному соответствию. Практические рекомендации.Как читать лирику 1)Главным и единственным героем лирического произведения является авторское «я»-образ-чувство, образ-переживание.2)Стихотворение прочитывается не один раз, -медленно, вдумчиво, без торопливости.3)Вслушайтесь в музыку стиха: что вызвало интерес, какие строки родили эмоциональный отклик, а какие недоумение или вопросы…4)Такое чтение - сложная и тонкая работа ума. воображения, чувства. Она требует от читателя достаточно развитой способности к сопереживанию. Как анализировать лирическое произведение Анализ-это разбор, который должен привести к углубленному прочтению.1)В центре лирического произведения образ лирического героя, поэтому смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которого и выражается переживания лирического героя.2)Определить, какие звуки повторяются чаще всего.3)Создать цветовую картину при помощи повторяющихся звуков.4)Чувства лирического героя передать через картину.