Презентация по литературе на тему Загадки псевдонимов русских писателей и поэтов


Исследовательская работаЗагадки псевдонимов русских писателей и поэтов Выполнили: учащиеся 6В, 9В классовРуководитель: Сабинина И.А., учитель русского языка и литературыг. Ноябрьск Исследовательская работа Загадки псевдонимов русских писателей и поэтов Объектом исследования является раздел науки антропонимики – псевдонимика (наука о ложных именах), имена известных русских литераторов. Предмет исследования — псевдонимы русских писателей и поэтовЦель работы — выяснение причин, по которым люди отказываются от своего настоящего имени и берут псевдонимы. Задачи исследования:1) рассмотреть различные подходы к определению понятия псевдоним;2) изучить истоки и причины возникновения псевдонимов;3) определить способы образования псевдонимов;4) выявить наиболее популярные литературные псевдонимы русских писателей и поэтов;5) изучив биографию поэтов и писателей, узнать, какими псевдонимами они подписывали свои произведения;6) выяснить основные причины, побуждающие их брать себе псевдоним;7) выяснить, насколько актуально использование псевдонимов в современное время. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования, а также списка использованной литературы. Для этого мы ознакомились с рядом источников. Разрабатывая понятиепсевдоним, мы использовали: «Большая советская энциклопедия»«Толковый словарь русского языка» (под ред. проф. Д. Ушакова)«Толковый словарь живого великорусского языкаВладимира Даля» «Российский гуманитарный энциклопедический словарь»Словарь псевдонимов И.Ф.Масанова. Главнымисточникомпрактическойчастиисследованиястали псевдонимыписателей и поэтов19, 20 вв. Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов.В лингвистикесуществуетособый раздел,посвященный«искусству давать имена»ономастике и ее «дочери»антропонимике, науке обименах человека. Псевдоним (pseudos ложь, onyma - имя; греч.)выдуманное имя илиусловный знак, которымавтор подписываетсвоё произведение.Псевдоним заменяет настоящее имя илифамилию автора, иногда тои другое. Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Кто первым из литераторов воспользовался псевдонимом, доподлинно неизвестно. Но прозвища еще древнее, чем псевдонимы. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей. Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов. Например,неизвестно настоящееимя древнеиндийского поэта, чьядрама «Шакунтала» (о любвицаря и простой девушки) обреламировую славу. Известно лишьпрозвище автора – Калидаса, тоесть раб Кали, богини,олицетворявшей рождение исмерть всего живого. Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка) Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий). Псевдонимы были известны еще в V-VI вв. до н.э. Древнегреческий комедиограф Аристофан ставил на сцене пьесы под именами Филонид и Каллистрат. Ложные имена использовали поэты эпохи Возрождения. Широко были распространены псевдонимы в XVIII-XX вв.Почему же авторы прибегают к псевдонимам? Все псевдонимы, какими бы они ни были, делятся на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования. По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов. Так, Дмитриев В.Г. в книге «Скрывшие свое имя» выделяет 57 классификационных групп псевдонимов. Классификация псевдонимов Первого типа Второго типа КриптонимПалионимАтелонимАпоконимПаронимПатронимМатронимКайоним ИнкогнитонимЭтнонимГеонимГеронимХроматонимФитонимЗоонимОрнитоним Ателоним – криптоним, полученный посредством пропуска части букв имени и фамилии. Палионим – криптоним, образованный посредством чтения имени и фамилии справа налево. Апоконим – криптоним, полученный путем отбрасывания начала или конца имени и фамилии. Пароним – псевдоним, образованный по сходству звучания с настоящей фамилией. Патроним – псевдоним, образованный из имени отца автора. Матроним – псевдоним, образованный из имени или фамилии матери автора. Инкогнитоним – подпись, подчеркивающая, что автор хочет остаться неизвестным. Весьма распространены были подписи N. и N.N. Энтомоним – псевдоним, в основу которого положено название насекомого. Геоним, или тропоним, - псевдоним, связанный с географическим. Героним – принятая в качестве псевдонима фамилия литературного персонажа: или мифологического существа. Хроматоним – псевдоним, в основу которого положено название цвета. Фитоним – псевдоним, в основу которого легло название растения. Орнитоним – подпись, в основу которой положено название птицы. В результате исследования видов псевдонимов мы выяснили, что псевдонимы некоторых писателей можно классифицировать так:А.П.Чехов Апоконим:Анче; Пароним: Антоша Чехонте Пайзоним: Человек без  селезенки, Врач без   пациентов, Шампанский, Гайка №6М.  Горький – настоящая фамилия – А.М. Пешков.  Пайзоним:Иегудиил  ХламидаРасул Гамзатов - настоящая фамилия: Цадаса Расул Гамзатович: ПатронимАнна Ахматова - настоящая фамилия: Анна  Горенко: МатронимСаша Черный - настоящая фамилия - Гликберг А. М.:  Хроматоним Причины появления псевдонимов Большинство литературных произведений имеет автора, имя которого помещается на обложке. Но далеко не всегда это истинная фамилия писателя. Почему же авторы прибегают к псевдонимам? Причин этому явлениюмножество.Вот некоторые из них:*Незвучная, смешная фамилия,обыденность настоящей фамилии; *проба пера (боязнь дебюта);*боязнь цензуры (стремлениеизбежать преследований засочинения обличительного характера);*скромность автора;*общественное положение;*наличие однофамильцев;*желание мистифицироватьчитателя;*писать под псевдонимом быломодно;*по совету других людей; *комический эффект. Выявили, по какой причине авторыпроизведений обращались к выборупсевдонимов:1. Проба пераПожалуй, один из самых распространённыхслучаев. Редкий начинающий автор уверен всвоем успехе на все сто. Почему бы невоспользоваться псевдонимом или вовсе неподписаться.Ниже приведены имена поэтов, попадающих вэту категорию, и их псевдонимы, имеющиеотношение к данному случаю.С.А. Есенин — 1) Метеор 2) АристонН.В. Гоголь — В. АловИ.А. Крылов — 1) без подписи 2) И.Кр. 3) Кр.М.Ю. Лермонтов — L.В.В. Маяковский — 1) -ъ 2) В. 3) М. 4) В.М.Н.А. Некрасов — Н.Н.А.С. Пушкин -1) Александр Н.к.ш.п. 2) П 3)1…14-16М.Е.Салтыков-Щедрин — С-в.И.С. Тургенев — 1) …въ 2) Т.Л.А.А.Фет — А.Ф. Комический эффектДругой случай, встречающийся у поэтов - псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein — шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.В.А.Жуковский — Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщийэкс-президент старого огорода, кавалер трех печенок и командор Галиматьи.Н.А.Некрасов — Феклист Боб, Иван Бородавкин, НаумА.С.Пушкин - Феофилакт Косичкин. Псевдонимы в современном мире.С развитием компьютерных технологий в современном мире возрастает популярность использования ников, тех же самых псевдонимов. Основными причинами, по которым люди используют псевдонимы, являются: 1)В 19 веке это были, прежде всего, цензура, первый литературный опыт и сословные предрассудки.2)В 20 веке - боязнь преследования, проба пера, неблагозвучие имени или фамилии. 3) В 21веке - влияние общественного положения, другая профессия, первый литературный опыт.4)Для сатириков и юмористов во все времена - чтобы произвести комический эффект. Существует много причин появления псевдонимов. Придуманные имена выполняли различные задачи: то скрывали имя автора, которое тот по какой-либо причине не мог или не хотел назвать. Способы образования псевдонимов весьма разнообразны и оригинальны.У каждого псевдонима – своя судьба. Часто жизнь его бывала короткой: вымышленное имя, под которым начинающий автор вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным. Но порой литературная фамилия полностью вытесняла настоящую.Перечислить все псевдонимы невозможно. Удивительно, какое разнообразие псевдонимов существует в мире классической литературы, и их роль в истории литературы многообразна. Итак, наша гипотеза подтвердилась: псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей. Есть латинская пословица: «Habent sua fata libelli» – «У каждой книги своя судьба». Можно сказать, что своя судьба есть у каждого псевдонима. Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Мы думаем, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.