Проект Волшебный мир оригами
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский сад
«Березка» Павлоградского муниципального
района Омской области
________________ С.В. Дисенко
«______» _______________ 20 ____ г.
Программа проектной работы по оригами
3-4 года
«Волшебный мир оригами»
Руководитель проекта – воспитатель
Скрипник Татьяна Валерьевна
Актуальность
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Пояснительная записка
Необходимость создания данного кружка была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой. Отведённые часы посвящены вырезыванию из бумаги и составлению простых, плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сминанием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.
Я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Так же мы считаем, что необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ.
Большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами
Цель программы: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
Обучить:
1. Формировать умения следовать устным инструкциям;
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Обучать различным приемам работы с бумагой.
5. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
6. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
7. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивать:
1. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
2. Развивать пространственное воображение.
3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
4. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
5. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитывать:
1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
2. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы программы:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы работы по программе «Волшебный мир оригами»:
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
Программа рассчитана на 5 месяцев обучения для детей младшего дошкольного возраста. Процесс обучения проводится 1 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 минут
Ожидаемый результат:
Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики;
Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять поделки своими руками;
Научатся ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги) ;
Дошкольники будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности;
Целевые ориентиры на этапе
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Перспективное планирование
Тема занятий
Цели и задачи
Январь-
1. «В некотором царстве, в бумажном государстве »
1. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них;
2. Начать знакомить детей с историей искусства оригами.
2. «Знакомимся со свойствами бумаги»
1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;
2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.
3 "Дверь", "Шкафчик".
Учить детей сгибать лист бумаги пополам, совмещая противоположные стороны; а так же сгибать противоположные стороны к основной линии сгиба.
Февраль-
4. «Косынка»
N°Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла.
5. «Елка»
Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку.
6. «Вишенки»
Учить сгибать круг по диагонали, и склеивать между собой
7. «Гриб»
Учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое
Март-
8. «Рыбка»
- развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки;
- закреплять знания о способах работы с бумагой.
9. «Лягушонок»
- закреплять умение складывать бумагу пополам;
- закреплять умение работать с бумагой;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- развивать умение добиваться результатов в работе.
10. «Бабочка»
- развивать внимание, усидчивость.
- развивать умение вырезать из сложенной в базовую форму бумагу;
- развивать мелкую моторику рук.
11. «Мордочка щенка»
-развивать творческое воображение;
- воспитывать интерес к работе с бумагой.
- воспитывать аккуратность в работе
12. «Цыпленок»
- упражнять детей в многократном складывании бумаги;
- развивать глазомер.
- совершенствовать навыки сгибания, складывания
- развивать интерес к ручному труду.
Апрель-
13. «Дом»
- воспитывать желание делать приятное другим.
- развивать творчество в работе с бумагой;
- умение создать определенный образ.
14. «Аквариум»- коллективная работа
- развивать фантазию
- учится работать в группах
15. «Лодочка плывет»
- Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косыночка»,
- украшение поделки с помощью аппликации
16. «Любимые игрушки»
- Совершенствовать навыки складывания мордочек животных на основе знакомой базовой формы
Май-
17. «Цветочный букет» коллективная работа
- Создание готовой поделки на основе уже знакомой базовой формы «косыночка», работа в коллективе
18. «Веселая полянка» Выставочная работа
-Повторить пройденный материал
-Закрепить знания по оригами
-
Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два : вводный - в январь-февраль, итоговый – в апрель-май.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей среднего возраста
№
п/п
Фамилия имя
ребенка
Умение складывать лист бумаги
Знает
Общее количество баллов
Уровень
прямоугольный пополам
квадратный по диагонали
геометрические фигуры
Геометрические понятия
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Высокий уровень: (15 до20 баллов)
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Литература:
1. Т.Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис – пресс, 2009.
2. О. Сухаревская. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис – пресс, 2010.
3. С.В. Соколова. Игрушки из бумаги. Оригами для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
4. А.А. Анистратова. Н.И. Гришина. Оригами. ООО « Издательство Оникс», 2009.
5. Д.Н. Остроун. Оригами. С птичьего полета. М.: « Издательство Оникс», 2011.
6. Е.М. Шкурко. Оригами: игровые методы развития ребенка с 3-7 лет. Екатеринбург ООО «Сова фильм», 2007.
7. Т.К. Тарабарина Оригами и развитие ребенка.- Ярославль 1996
13PAGE 15
13PAGE 141415
15