Технологическая карта урока — окружающий мир по теме: «Наши подземные богатства», проведенного в 4 «Б» классе
Технологическая карта
урока - окружающий мир
по теме: «Наши подземные богатства»,
проведенного в 4 «Б» классе
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «Б»
Тип урока: Комбинированый
Тема
Наши подземные богатства.
Цели
Образовательная: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания, познакомить с полезными ископаемыми РК.
Развивающая: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.
-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.
-Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных).
Планируемый результат
Предметные:
Знать – виды и свойства полезных ископаемых.
Уметь - использовать полученные знаний в практической деятельности.
Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Основные понятия
Нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда, гранит, песок, глина, известняк.
Межпредметные свзяи
ОБЖ
Ресурсы
Учебник: Плешаков, 4 класс, 1 часть, презентация.
Организация пространства
Фронтальная работа, коллективная работа.
Технология проведения
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Мотивация к учебной деятельности (2мин)
Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу
Подготовка учащихся к уроку.
Организует.
Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Долгожданный дан звонок.
Наконец начнем урок.
Много нового узнаем,
В мире знаний побываем!
Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что известно, с тем что не известно.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Формулирование темы урока, постановка цели (3-5 мин)
Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач.
Ставят цели, формулируют тему урока.
Проводит беседу, которая подводит детей к теме урока.
Озвучивает тему и цель урок. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.
Ребята. На прошлом уроке вы говорили о водных богатствах. Давайте, мы с вами вспомним, что такое водоемы? (Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом). Можно ли назвать водоемы богатством земли? (Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве).
Давайте вспомним какие водоёмы есть на территории РК? (НРК)
Что относится еще к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).
Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).
Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).
Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).
Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей).
Сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе).
Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»).
Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание.
Изучение нового (10 мин)
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу
Составляют план достижения цели и определяют средства.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя
Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работы. Организует учащихся по исследова-нию проблемной ситуации
Беседа, сообщение нового матер.
Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве).
Какие полезные ископаемые вам известны? (гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ).
В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
Презентация
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
.Закрепление нового (15 мин)
Цель: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Показ образцов полезных ископаемых.
Чтение по учебнику страница 150 157.
Полезные ископаемые РК. Работа с картой.
Какие полезные ископаемые встречаются на территории Калмыкии? Где они используются?
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Контролирующее задание
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Осуществляют: самопроверку
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Игра «Вопрос из конверта»
Каждый получает вопрос:
1Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.
2 Что такое нефть?
1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая.
2) Жидкость светлого цвета.
3) Бесцветный легкий газ.
3 Что такое природный газ?
1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
2) Бесцветный легкий газ (легче воздуха), горит голубым пламенем.
3) Жидкость светлого цвета.
4 Важное свойство торфа?
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Пластичность
5 Уголь при горении дает:
1) Много тепла.
2) Мало тепла
3) Совсем не дает
6 Главное свойство железной руды:
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Пластичность
7 Главное свойство глины:
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Пластичность
8 Полезные ископаемые добывают:
1) Под землей
2) В воздухе
3) В космосе
9 Главное свойство гранита:
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Прочность
10 Самый крупный экспортер нефти:
1) Россия
2) Китай
3) Япония
11 При переработке нефти получают:
1) Стекло
2) Бензин
3) Гранит
12 Перечисли полезные ископаемые
13 Нужны ли нам полезные ископаемые? Зачем?
14 Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему?
Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.
Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, подводит итог урока. Дает комментарии к домашнему заданию. Комментирует самооценку учащихся.
Итак, ребята, какова тема нашего урока? Что нового узнали?
Что вам запомнилось сегодня на уроке? Какие полезные ископаемые добываются у нас в Калмыкии?
Что понравилось?
Сегодня хотелось бы отметить.......
Урок окончен, до свидания!
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
15