Информационно – познавательный урок на тему: « Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья»


Степано - Крынская ОШ I- II ступеней
Амвросиевского района ДНР
Информационно – познавательный урок на тему:
« Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья»
Подготовила и провела
учитель 2 класса
Пушкарёва М.П.
Конспект урока
Тема: « Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья».
Цели: - расширить знания детей об истории создания книги;
- расширить кругозор учеников в области художественной литературы;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- воспитывать чувство уважения к создателям книг, бережное отношение к книге.
Оборудование: выставка детских книг, портреты писателей и поэтов.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение учителем темы и целей урока.
(Урок состоит из двух частей: информационной и конкурсной.)
Чтение стихов о книге (читают четыре ученика, подготовленные заранее).
Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей злая вьюга не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
Из истории создания книги.
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.
Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.
В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И, глядишь, уже дряхлый старик.
С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. У нас на Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало очень много людей.
Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди каких профессий прикладывают немало сил для создания книги? (ответы учеников).
Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё таки остается труд человека.
Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.
Если каждый из ребятТебе бы надо уважать
Порвёт листы, обложку,Труды их и заботы -
Во что же книгу превратятБеречь и книгу, и тетрадь,
Ребята понемножку?Не мять, не пачкать, не трепать
Чтоб книги были у детейСтраницы, переплёты.
В библиотеке, в школе,Нам книги – лучшие друзья,
Трудились множество людейОни дают нам счастье.
На фабрике и в поле.А эта книга – и моя,
Трудились твой отец и мать.Да и твоя отчасти!
Правила обращения с книгой.
А теперь послушайте правила обращения с книгой (все ученики получают памятки):
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
Книга – ваш друг и помощник. Тому, кто умеет общаться с книгой, она становится добрым собеседником.
Правила обращения с книгой можно продолжать, но сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.
- Я книга, я – товарищ твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня заляпал!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Не бережёшь меня, друг, ты.
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни, я твой лучший друг!
Но только не для грязных рук!
Давайте всегда выполнять просьбу книги и соблюдать правила обращения с нашими друзьями.
А сейчас проведем несколько конкурсов, которые покажут нам знатоков художественных произведений.
Конкурс «Загадка». Угадать героев сказок, назвать произведение и автора. За правильный ответ – жетон.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор… (Айболит, К.Чуковский)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок, р.н.с.)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся … (Чипполино, Д.Родари)
Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки? (Три медведя, р.н.с.)
Человечек деревянный,
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?... (Буратино, А.Толстой)
Конкурс «Кто это?»
По портрету назвать фамилию писателя или поэта. За каждый правильный ответ – жетон. Портреты: С.Маршака, Н.Носова, С.Михалкова, А.Барто, К.Чуковского, А.С.Пушкина, И.Крылова, Г.Х.Андерсена.
Конкурс «Собери пословицу».
Много есть пословиц о пользе книг и чтения.
Книга поможет в труде, выручит в беде.Кто много читает, тот много знает.С книгой жить – век не тужить.
Испокон века книга растит человека.
Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.Хорошая книга – лучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
За каждый правильный ответ – жетон.
Конкурс-кроссворд «Что ты знаешь обо мне?»
Прежде чем книга придёт к вам в дом, её должен кто-то сделать. О том, как далается книга, и будет наша игра.
Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки? (Рукопись.)
Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)
Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.)
Как называется учреждение, где работает редактор? (Издательство.)
Где печатают книгу? (Типография.)
Кто делает рисунки для книги? (Художник.)
Как называется прочная одежда для книг? (Переплёт.)
Подведение итогов.
Подсчитываются жетоны, полученные учениками при ответах, определяется знаток художественной литературы. Победитель конкурсов получает приз – книгу.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Вот и подошёл к концу наш урок.
Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!
Пушкарёва Марина Павловна
Учитель начальных классов
Степано – Крынской ОШ I- II ступеней
Амвросиевского района ДНР