Комплексное занятие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Правила дорожные — знаем осторожно мы!


Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа № 1566 "Марьинская гимназия с кадетскими классами
памяти Героев Сталинградской битвы" Детский сад 2325
Адрес: Марьинский бульвар д. 5
Комплексное занятие
для детей старшего дошкольного возраста
по ПДД на тему:
«Правила дорожные - знаем осторожно мы!»
11785484096876
Подготовил воспитатель: Данкова И. В.

Москва 2016 г.
Цель: Воспитывать дисциплинированность и ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих.
Программные задачи:
Закрепить с детьми знания правил дорожного движения, полученных на занятиях;
приучать соблюдать их;
расширить знания детей о видах транспорта;
закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
развивать наблюдательность, зрительную память;
развивать умение отвечать полным ответом;
вызвать интерес к занятиям по изучению правил дорожного движения
Материал:
макет проезжей части дороги;
дорожные знаки «Подземный переход», «Пешеходный переход»;
руль, мяч, книжка, цветы, мишка;
стол, накрытый к чаепитию;
шапочки с цветами светофора, костюм светофора;
макет светофора;
наборное полотно;
картинки с автомобилями.
Предварительная работа:
Проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.
Ход занятия:
I часть. Сюрпризный момент.
Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними середина ковра – «проезжая часть».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Правила дорожного движения» и в гости к нам уже торопить один мальчишка по имени Торопыжка.
(Входит быстрым шагом мальчик в роли Торопыжки и здоровается с ребятами. Дети начинают разыгрывать сценку по правилам дорожного движения.)
Воспитатель: Перед вами – Торопыжка,
Сорванец и шалунишка!
Он весёлый, озорной,
Непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда –
Он торопиться всегда!
Сидел дома Торопыжка
И смотрел картинки в книжке.
Тут вдруг Машенька звонит,
Торопыжке говорит:
Маша (ребёнок): У меня сегодня праздник,
Мне исполнилось пять лет.
Приглашаю тебя в гости
К нам на праздничный обед!
Мама торт мне испекла,
Я друзей всех позвала.
Торопыжка, приходи,
Не забудь – начало в три!
II основная часть:
Воспитатель: Нарядился Торопыжка,
Надел новые штанишки.
И на день рожденья с мамой
Он отправился скорей,
Чтобы Машеньку поздравить
Самым первым из друзей!
Растерялся Торопыжка:
Торопыжка (ребёнок): Как по улице пройти?
Пешеходы и машины
Перед нами на пути.
Ребёнок: По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак,
Все время будь внимательным
И помни наперед
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Воспитатель: Способ безопасный самый:
Перейти дорогу с мамой.
Уж она не подведет,
Нас за ручку доведет.
Но гораздо будет лучше,
Если нас она научит,
Как без бед и по уму
Сделать это самому.
Мама (ребёнок): Тротуар – для пешеходов,
Здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога,
Пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару
Без забот могли идти,
Чтоб машины не въезжали,
Пешеходов не пугали!
По асфальту шуршат шины –
Едут разные машины.
Воспитатель: Ребята, я сейчас Торопыжке загадки загадаю про разные автомобили. А вы будете помогать Торопыжке их отгадывать: (Арсений рассматривает картинки с транспортом и расставляет их на наборное полотно, которые соответствуют загадке)
Он могуч, силён, как бык.
У него огромный кузов.
Кузов – для различных грузов! (грузовик)
2. А есть машины такие,
По размерам небольшие.
Очень быстро они мчатся –
Даже птице не угнаться! (легковые машины)
3. Это что, велосипед?
Нет дверей, кабины нет!
Лихо мчится, тарахтит,
Вдоль по улице летит,
Быстрей всех машин несётся,
Как он зовётся? (мотоцикл)
4. На колёсах едет дом.
Люди могут ездить в нём.
По бокам – большие окна,
Сверху – крыша, чтоб не мокнуть. (автобус)
5. Дзинь-дзинь-дзинь! Что за звон?
По рельсам катится вагон.
Внутри креслица стоят,
Люди в креслицах сидят. (трамвай)
6. Вот вагон, он с усами.
Едет он под проводами.
Если ус вдруг соскользнёт,
То вагон вмиг замрёт! (троллейбус)
Мама (ребёнок): Там, где движутся машины,
Люди не должны ходить,
Потому что очень просто
Под машину угодить.
На улице такое место
Проезжей частью называется,
И по проезжей части людям
Ходить строжайше запрещается!
Видишь белую полоску?
Что она обозначает?
Она полосы движенья
Друг от друга отделяет.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в шоферов. А кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля?
Физкультминутка: «Мы - шоферы»
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ах, через дорогу прямо
Вдруг мальчишка побежал… (ребёнок)
В это время на дороге
Появился самосвал!
Шофёр мальчика увидел,
Самосвал остановил,
А не то бы мальчишка
Под колёса угодил.
Наш мальчишка испугался,
Наш мальчишка растерялся.
Говорит ему шофёр:
Шофёры (дети): 1. Паренёк, ты больно скор!
Без оглядки ты бежишь –
Под машину угодишь!
Вот послушай, объясню я,
Как тебе себя вести,
Чтоб ты мог дорогу эту
Безопасно перейти!
Есть подземный переход –
Он тебя переведёт.
(показывает на знак «Подземный переход»)
2. Вот обычный переход.
По нему идёт народ.
Здесь специальная разметка,
«Зеброю» зовётся метка!
Белые полоски тут через улицу ведут!
(показывает на специальную разметку «Зебру»)
3. Знак «Пешеходный переход»
Где на «зебре» пешеход,
Ты на улице найди
И под ним переходи!
(показывает на знак «Пешеходный переход»)
Воспитатель: Чтобы возле перекрёстка
Вы дорогу перешли,
Все цвета у светофора
Нужно помнить хорошо!
А вот, что случилось с огоньками, я случайно услышала одну историю.
 В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том,
какой из огоньков самый важный.
Красный огонек (ребёнок): Я, красный, самый важный –
Цвет костра, пожара.
Как меня увидят люди –
Знают, что впереди тревога, опасность.
Желтый огонек (ребёнок): Нет, я, желтый цвет, важнее.
Мой цвет – цвет солнца.
А оно может быть и другом, и врагом.
Поэтому я предупреждаю:
Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Зеленый огонек (ребёнок): Друзья огоньки, прекратите спорить!
Это я – самый важный цвет –
Цвет травы, леса, листьев.
Я напоминаю всем о безопасности
И спокойствии.
Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал.
Светофор (ребёнок): Друзья, не надо спорить!
Каждый из вас – очень яркий цвет,
И каждый очень важный.
Давайте дружить!
Мы всегда будем вместе помогать
Всем людям на улицах города.
Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Ребята, а вы знаете, что обозначают огоньки светофора? Зачем, вообще, нужен светофор людям? (Ответы детей.)
Ребёнок: Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Жёлтый свет предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
Пешеходам путь открыт!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а ведь у вашего светофора огоньки не горят. Давайте зажжем огоньки. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика (Девочка, которая играет роль Маши):
На свой день рожденья позвала я ребят.Пять маленьких свечек на торте горят (пальцы руки подняты и разведены палец).Я дунула, сумела погасить лишь одну (загибаем большой палец).Осталось четыре, я снова подула, погасла одна (загибаем указательный палец).А три свечки горят, одну я задула (загибаем средний палец).Гаснуть две не хотят,
но вот мне одну погасить удалось (загибаем безымянный палец).
Осталась одна, постараться пришлось.На пятую дула я опять и опять.Погасла! Ура! (загибаем мизинец).
Мне исполнилось пять!
Игра «Зажги огоньки светофора»
Дети должны в окошечки на макетах светофора вставить в нужном порядке огоньки нужного цвета, выбрав их из предложенных.
Воспитатель: Очень медленно пешком
Мы по улице идём.
Хочешь двигаться быстрей,
На автобус сядь скорей!
Игра «Построй автобус»
Дети берут свои стульчики и расстанавливают их, как сидения в автобусе, занимает каждый своё место.
Воспитатель: Вот автобус показался,
Видно, что места в нём есть,
Но не знает Торопыжка,
Где им в автобус сесть.
У дороги Торопыжка
Замечает павильон.
Без дверей, зато есть крыша,
От дождя спасает он.
Это место – остановка,
Люди здесь автобус ждут.
А когда придёт автобус,
Остановится он тут.
Торопыжка с мамой к остановке
Торопливо подошли
И в подъехавший автобус
В дверь, открытую вошли!
Вот закрыл автобус двери
И по улице несётся.
Кто в его салоне едет,
Пассажиром тот зовётся!
Гимнастика для глаз «Автобус»
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед, (глазками посмотрели вправо, влево)
А автобус не везет...
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко. (глазками посмотрели вниз, вверх)
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят. (поморгали глазками)
Колёса закружились (глазками «обрисовали» круг)
Вперёд мы покатились. (глазками посмотрели вперёд)
Воспитатель: Вдруг автобус очень резко
На дороге тормозит,
Кое-кто из пассажиров
Просто кубарем летит!
На дороге впереди –
Два мальчишки лет пяти! (два мальчика)
Посреди проезжей части
Они в мяч играть решили.
Просто чудо, машины
Никого не задавили!
Из автобуса сердито
Шалунам кричит шофёр:
Шофёр (ребёнок): Ну-ка, марш с проезжей части!
В парк идите, в сквер, во двор!
И мальчишки теперь знают –
На дороге не играют!
Это всем должно быть ясно –
Здесь играть очень опасно!
III Заключительная часть:
Воспитатель: Да, сегодня Торопыжка
Много нового узнал
Про дороги, перекрёстки,
Мотоцикл и самосвал.
(Торопыжка с мамой подходят к Маше, где за столом уже гости сидят (дети).
Подарил он Маше мишку
И цветы ей подарил.
Вежливо поздравить Машу
Торопыжка не забыл.
И потом на дне рожденья
Торопыжка не молчал,
Он про правила движенья
Всем подробно рассказал!
Торопыжка (ребёнок): Чтобы правила движенья
Все детишки знали,
Чтоб на улице они
Все их выполняли!