Исследовательская работа по теме Использование дидактических игр в период обучения грамоте
Использование дидактических игр в период обучения грамоте
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СШ №8 г. Кстово
Ворошилова О.В.
2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект вопроса обучения грамоте младших школьников…………………………………………………………………….5
1.1 Характеристика периода обучения грамоте………………………………5
1.2 Основные методы и принципы обучению письму…..…………………...9
Выводы по первой главе……………………………………………………….12
Глава 2. Дидактическая игра в процессе обучения грамоте……………13
2.1 Дидактическая игра как эффективное средство при обучении грамоте.13
2.2 Применение дидактических игр при обучении грамоте………………...19Выводы по второй главе………………………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………….30
Введение
Период обучения грамоте является важным этапом в процессе обучения в целом. Ребенок пришел в школу и ему предстоит не только обучаться, но и пройти вместе с тем период адаптации в новом коллективе, в новом учебном пространстве.
Специалисты изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически.
Каждый предмет будет труден для ребенка. Наверное, в зависимости от его способностей и прилежности. Но это проблема не только ребенка, но и задача педагога, сделать школьное обучение для ребенка приемлемым. Для учителя это, прежде всего поиск новых методов и форм обучения. В современной педагогике очень большое количество современных технологий, которые помогают преодолевать те или иные этапы обучения.
В начале своего обучения ребенок еще не может сразу взять и забыть то, как с ним играли в дошкольном учреждении, так как ведущая деятельность была игровой. В первом классе игровая деятельность тоже имеет место быть, но уже под другим названием – «дидактическая игра», которая помогает ребенку в школе понять содержание школьного предмета.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, и мы будем правы, если скажем о том, что и в начальных классах ребенок ещё может и хочет играть. И данное утверждение уже наводит на мысль о том, что игра может быть использована на уроках в дидактических целях.
Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре, как в ведущем виде деятельности, активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными [3, с.51].
Неразвитость игровой деятельности ведет к тому, что ребенок оказывается не готовым к обучению в начальной школе.
Все вышеперечисленное указывает на актуальность выбранной мною темы.
Цель: исследовать дидактические игры в период обучения грамоте.
Предмет: период обучения грамоте.
Объект: дидактические игры в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной проблеме.
Дать характеристику периода обучения грамоте.
Раскрыть понятие дидактической игры и рассмотреть ее как эффективный метод при обучении грамоте.
Проанализировать и определить выбор игр для уроков обучения грамоте.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы.
Наблюдение.
Беседа.
Эксперимент.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретический аспект вопроса обучения грамоте младших школьников
1.1 Характеристика периода обучения грамоте
Период обучения грамоте для ребенка имеет очень важное значение, так как письмо и чтение являются основами для понимания и изучения других предметов. Обучение грамоте лежит в основе всего образовательного процесса. Поэтому основная цель обучение грамоте - это научить учащегося слышать и понимать отдельные звуки, научить воспроизводить письменную и устную речь.
Основные задачи периода обучения грамоте - это научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, расширить кругозор детей, развивать устную и письменную речь, развить познавательный интерес к учению, развить физиологические функции, необходимые для эффективного обучения чтению и письму. [13, с.5]
Период обучения грамоте состоит из периодов:
Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения детьми вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов.
На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Педагог на уроках вводит такие понятия, как слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (слон, кот, игла; бабка, дед, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (определять гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Буквенный период.
В буквенный период педагог определяет обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению[6, с.12].
Обучение грамоте - это одна из частей непрерывного курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы, что говорит о том, что при обучении грамоте уже выделяются определенные направления развития детей в рамках предмета "русский язык":
- овладение чтением, письмом как видами речевой деятельности;
- расширение словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
При этом ученики вместе с педагогом стараются сделать исследование печатных и письменных букв, исследование графичных символов, с каковых заключается буква, сравнение с иными знаками, включающими схожие компоненты, уроки в написании компонентов букв, букв и сочетаний, текстов и предложений, списывание текстов, предложений, слов с печатного образца.
Здесь ведь необходимо заметить, что этап изучения грамоте содержит большое значение с целью последующего исследования направления русского языка, с данного этапа зависит последующее представление слога и слов в целом[6, с.11].
Нельзя подзабывать, что подготовка грамоте, как и другой общеобразовательный процесс ведется постепенно и системно, что дает возможность достигать установленных целей и проблем изучения на этом этапе.
Основное направление предварительного этапа - внедрение главных с целью изучения грамоте понятий: термин, звучание, звучания гласные и согласные, значок звука и т. д.
Очень принципиально в этот этап обучать детей слышать и сознавать вопрос, давать ответ по проблеме досконально, обладать способностью общаться, обладать способностью рассматривать необходимую проблему. Иными словами – “разговорить” детей. Данное весьма принципиально с целью последующего движения изучения.
В период обучения грамоте ребенок уже начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
Согласно этой же причине проблемы этапа изучения грамоте никак не ограничиваются учебой ребят чтению и письму, они нацелены на эффективную адаптацию любого ребенка к новым обстоятельствам его жизнедеятельности, и в формирование основы с целью последующего результативного изучения родному языку.
Главный метод овладения детками произносимой и письменной речи - независимая речевая работа ребенка и исследование соотношения речевых средств конкретной ситуации[7, с.14].
С каждым этапом обучения грамоте материал имеет свойство увеличиваться, что встречает небольшие трудности на пути к овладению русским языком. Техника чтения и письма создается и совершенствуются в основном в период изучения грамоте.
Обучение чтению создается в общепринятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Некто подразумевает методичное единое дублирование любой буквы с учетом позиционных мен.
Со временем, от этапа к этапу, наращивается длина слов, возникает наплыв гармоничных, несоответствие звукового и алфавитного состава, несоответствие числа звучаний и числа букв. Такого рода аспект к системе исследования букв и градационному усложнению текстов дает возможность ребятам лично раскрыть принципы чтения; исключить принципы написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; понять написание известных в последствии шипящих, недостаток мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с иными согласными, кроме Л, и проч., т.е. абсолютно безусловно вступить в грамматическую концепцию языка.
Существенное увеличение языкового материала представляется важным обстоятельством с целью организации интенсивной мыслительной работы подростков, объединенной с впечатлениями, переживаниями, волевым напряжением, с целью изучения ими соответственных форм и средств общения, с целью ускоренного развития умений чтения и письма.
В начальной школе имеется и уже содержит потребность являться неполный фонетический разбор, дозволяющего акцентировать внимание обучающихся на минимуме абстрактных познаний, что работает основой с целью развития крепких фонетических умений и навыков. Раздельный звуковой анализ в начальной школе предоставит богатейший источник с целью выполнения абсолютного фонетического разбора в последующем (в среднем и старшем звене). [9, с.23]
Таким образом, период обучения грамоте имеет очень сложное и трудоемкое содержание, задачами которого является научить детей воспроизводить письменную и устную речь.
Ребенок приходит в школу совсем не приспособленным к процессу обучения. Образовательный процесс в школе совсем не похож на занятия в дошкольном учреждении. В школе ему кроме обучения нужно еще адаптироваться к новой обстановке, к новым товарищам – и всё это в один период с процессом обучения. У кого-то процесс адаптации затягивается, а кто-то его преодолевает совсем быстро. При обучении грамоте также не стоит забывать и о индивидуальных способностях и особенностях каждого ученика, каждый будет индивидуально постигать процесс обучения грамоте. Как правило, опытный педагог уже после медико-педагогической комиссии может наметить индивидуальные пути обучения грамоте. Иногда ребенок изначально, ещё с дошкольного учреждение обладает хорошими навыками не только устной речи, но и письменной.
Иногда совсем наоборот, вроде ребенок владеет хорошими навыками устной речи, умеет отвечать на поставленный вопрос, а письменная речь дается с трудом. Ребенок в последующем испытывает дискомфорт при обучении письменной формы речи, иногда не понимает звуковой и буквенный анализ. Всё это имеет индивидуальный характер, что несет в себе подборку индивидуальных методов и средств в обучении грамоте ребенка. Совсем иная картина представлена для родителей, которые задолго до школы обучили ребенка и писать, и читать, а придя в школу, он теряет познавательный интерес к обучению грамоте.
1.2 Основные методы и принципы обучению письму
Система обучения письму содержит несколько основных методов: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.
Копировальный метод основан на обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом, так чтобы были видны очертания графические. Но данный метод не ведет к осознанному овладению почерка, так как построено на машинальном обведении граней графического образа. Но все-таки данный метод при умном подходе может быть эффективным в написании отдельных букв или при исправлении почерка. [1, с.56]
В основе линейного метода заложен шрифтовой подход к обучению точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Данный метод позволял написание букв при вспомогательной сетке, которая определяет высоту письма, наклон. Но от ее использования отказались в связи с тем, что она приносит вред зрению, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера.
Потом появились печатные издания без косой сетки, в которых были только линии, определяющие направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.
Генетический метод: вначале изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Данный метод применял Песталоцци. Перенесённый в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». При обучении письму букв в порядке, который был в букваре, этот принцип нарушался. Но специалисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения поэтому такой способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период. [9, с.58]
Ритмический метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Применение подобного метода повысился интерес к занятиям, хорошо начинает двигаться рука, что ведет к необходимой скорости письма. Он удобен для работы со всем классом на уроке, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются, внимание становится несосредоточенным.
Метод Карстера: прописывании специальных упражнений для развития движений руки; пальцев, кисти, предплечья. Упражнения «расчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо девятнадцати элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих специалистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработки скорости или исправления почерка, так как многие «расчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются для обучения детей.
В школьной практике для обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму. Другими словами, в школьной практике стоит применять единство всех методов обучения грамоте.
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.
Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью показа педагогом воспроизведения письма, применения прописей, таблиц и других пособий. В современный период данный принцип воспроизводить легче при наличии мультимедиа.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.
Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д. [5, с.31]
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д. Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.
Таким образом, обучение грамоте как и любому другому процессу обучения присущи свои методы и принципы, которые являются неотъемлемой частью образования данному процессу. Ребенок должен находиться в руках опытного педагога, который владеет знаниями методик обучения учащихся начальных классов. В свою очередь учащиеся при обучении грамоте должны чувствовать себя комфортно для развития интереса к процессу обучения.
Выводы по первой главе
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели теоритический аспект вопроса обучения грамоте, где особое внимание было уделено характеристике периода обучения грамоте, что является не менее важным при рассмотрении данного вопроса. Как и любой процесс образования, обучение грамоте имеет свои периоды в учении. Разделяются буквенный и добуквенный периоды. Каждый из этих периодов имеет свои задачи, имеет свои результаты. Специалисты утверждают и напоминают о том, что процесс обучения грамоте имеет поэтапное и системное содержание, которое требует индивидуального подхода в обучении.
Во втором параграфе нами были рассмотрены методы и принципы обучения грамоте, где рассмотрены наиболее эффективные методы обучения, а также рассмотрели принципы обучения грамоте.
Глава 2. Дидактическая игра в процессе обучения грамоте
2.1 Дидактическая игра как эффективное средство при обучении грамоте
В современном процессе обучения наблюдается заметная тенденция снижения интереса школьников к учению. Педагоги и психологи давно уже ведут разговоры о причинах такой проблемы. Некоторые считают, что данное явление соответствует тенденциям воспитания, а другие считают, что проблема эта требует коренного пересмотра методических основ обучения. Специалисты рекомендуют всегда присматриваться педагогам к ведущей деятельности ребенка. Зачастую в самом начале процесса обучения ребенок положительно воспринимает игру. Так почему же не учиться играя.
Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко соответствуют целям обучения и обладают педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Дидактические игры — это вид игр с правилами, которые имеют педагогические цели. Они решают конкретные задачи обучения детей, а также в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности[7, с.24].
Игра естественна в своем проявлении для любого ребенка, в том числе и с целью обучения. Именно в игре иногда ребенок приобретает свой опыт. Ребенок получает знания посредством игры, а педагог учитывает свои задачи, и конечно, будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Организуя обучение при использовании игры учитель ставит перед собой и дидактические цели, и методические. При этом не нужно забывать об удобстве собственном и ребенка в частности.
Учитель начальных классов использует дидактические игры такие, которые заставляют ребенка думать, которые дают возможность ученику проверить и развить свои способности.
В.Л. Сухомлинский писал, что нужно внимательно присмотреться, какое место занимает игра в жизни ребенка. Ведь не каждый классный коллектив примет подобный метод, не каждый ребенок по своим способностям расположен к игре. Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми окружающая среда, просматриваются творческие основы личности, сообразительность, логическое мышление. Без игры нельзя видеть полноценного умственного развития ребенка.
Все вышесказанное предполагает обозначить основные функции игр для обучения: формирования устойчивого интереса к учению, формирования психических новообразований, формирования учебной деятельности, формирования общеучебных умений, навыков работы, формирования навыков самоконтроля и самооценки, формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Познавательная деятельность – это основная деятельность младшего школьника. Чтобы у младшего школьника полноценно развивались познавательные позиции, педагогу обязательно нужно создать гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в учебном заведении. Особо важно эти положения соблюдать при обучении грамоте.
Педагог в своей деятельности выбирает такие направления работы, которые ведут к развитию мотивации обучения, при которой дети самостоятельно чувствуют необходимость в обучении грамоте. А данный процесс начинает развиваться тогда, когда ребенок чувствует доступность деятельности своей и педагога, доступность заданий, что развивает у учащегося уверенность в своих силах и способностях. Чтобы овладеть грамотой, первокласснику нужны сложные умственные операций, напряжения, поэтому педагог обязан в доступной и занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы[2, с.45].
Занимательные средства обучения – это средства, которые обеспечивают занимательность обучения. Занимательные средства можно применять на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Дидактические игры развивают мотивацию обучения, интерес к образованию, что особо необходимо первокласснику на первоначальном этапе обучения.
Как и в любом другом процессе обучения, в обучении грамоте не стоит забывать о подборе заданий по степени трудности, учитывать индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Педагогу необходимо как можно ответственнее относиться к выбору занимательного материала, рассматривать все результаты обучения, непредвиденные ситуации, так как теоретическое целеполагание материала может не подтвердиться на практике. Предусмотреть, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие могут обострить сообразительность ребенка, некоторые привлекают изученный материал, а в каких-то нужно использовать справочную литературу. Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников.
При обучении грамоте дидактическая игра имеет свои условности, что определяется спецификой данного предмета: звук - буква, чтение - письмо, Соответственно все дидактические игры по данному предмету разделены на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.[4, с 90].
Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях, например: установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?"), придумывание слов на заданный слог в определенной позиции, составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог, игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной), составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога и т.п.
Для уяснения лексического значения слова даются разные задания: подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса), обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя), добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...), называние общего слова (стол, стул, шкаф-...), деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога, простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком, подбор слов с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень, подбор слов к заданным схемам с гласными буквами и т.п.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Некоторые дидактические игры имеют вариантность, что дает возможность учителю выбрать необходимые для урока упражнения. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".
"Звуковые" игры ("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение осознанно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.
В играх типа "Доскажите словечко" ребята интересуются звуковой стороной слова, но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.
В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.
Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.
Стихотворения (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) хорошо влияют на развитие оптимального темпа и ритма речи, осторожно прививая любовь к поэзии , стихам, литературе.
Огромное значение для развития памяти и фонематического слуха играют скороговорки, которые учат детей правильно произносить звуки и слова. Необходимо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее. На каждом занятии дети должны выучить одну - две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Весьма обожают младшие школьники выслушивать небылицы похождения букв, выдумывать собственные. Волшебная модель дает возможность осуществлять необыкновенные волшебные условия. Через сказочные элементы педагог имеет возможность отыскать курс в область впечатлений малыша. Столкновение деток с персонажами сказок никак не сохраняет их безразличными. В постояльцы к ребятам прибывают, предлагая увлекательные забавы, волшебные герои, к примеру, при изучении буквы
А - Айболит, Б - Белоснежка, В – Вини Пух, Г - Гномики , либо Оживленные человечки: Растение - разумный и уместный, превосходный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в собственном ранце увлекательный материал в варианте ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к детям и яркий Карандашик, способный писать магические иллюстрации, какие воскресают с поддержкой детей. Помимо этого, у него постоянно немало увлекательных ситуаций, сказок насчет буквы. Порой является и Незнайка, бедовый, остроумный, он балуется, ленится и никак не желает увлекаться, создает оплошности.
Стремление посодействовать попавшему в беду герою, сориентироваться в волшебной ситуации - всегда данное активизирует интеллектуальную работа малыша, формирует заинтересованность к объекту, внимательность, воскрешающее фантазия, умение к сопереживанию, образную память, ощущение юмора, создает способность осваивать оценивающей терминологией (ловкий, дикий, алчный и так далее), порождает способность поражаться, наблюдать в обыкновенном необыкновенное.
Таким способом, нравоучительная игра - это способ знания среды: через игру малыш исследует тон, фигуру, характеристики веществ, исследует растения, животных, обучается грамотно говорить звуки. В игре у деток формируется способность смотреть, рождается область заинтересованностей, обнаруживаются вкусы и требования.
Продумывая задачи и содержание игр с правилами, педагогу необходимо часто усложнять их. Нельзя проводить дидактическую игру по одному и тому же образцу. Нужно подходить в этом случае с творчеством. Для младшего школьника игра означает то же самое, что для взрослого работа. Игра развивает различные навыки, которые нужны будут ребенку при дальнейшем обучении русскому языку: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др.
Вновь пришедшие ученики сильно эмоциональны и отзывчивы, что придает легкость в привлечении их в любую деятельность с целью обучения.
Ребенок приходит в школу учиться, что определяется их эмоциями, психическим развитием, становлением в обществе. Учитель в это время становится для них главным авторитетом. И нередко этот авторитет остается для учащихся до конца начальной школы, что несомненно зависит от отношений ученика и учителя, от стиля общения, учителя и родителя. Часто отношение к учителю переходит на отношение к учению.
Ребята с удовольствием принимают участие в каждой деятельности совместно с учителем. Учащийся в силу своего возраста чувствует новизну учебного процесса, что приводит к положительному отношению и к учебе, и педагогу. Игра не должна занимать много места в учебной деятельности и сознании учащегося, и игра не должна быть слишком простой для учеников, она должна развивать ребенка, его мышление, в игре он должен получать новые знания, новые умения учебного характера. Это одна из главных задач учителя.
Главное, чтобы учитель постоянно помогал ребенку в укреплении его хорошего отношения к своей деятельности, подбадривал ребенка, тем самым закладывая в него семя успешности.
2.2 Применение дидактических игр при обучении грамоте
В процессе изучения мы постарались использовать теоретические познания в практике. Реализовали отбор нравоучительных игр в согласовании с возрастом обучающихся, темами, исследуемыми в этап изучения грамоте (звучание-буква, известные-гармоничные звучания, слог и т.д.). Игры были выбраны так, для того чтобы отображали исследуемое сырье, отвечали учебным проблемами.Игры к теме «Звуки и буквы»:
1.« Узнай, кто какие звуки издает».
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз).Ход игры: Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т.д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук.
2. «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры: Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель показывает картинку молча.
3. «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры: Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали. (Ученик учил уроки. У него в чернилах щеки).4. «Кто в домике живет?»
Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры: Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик.
5. «Кто больше?»
Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки.
Ход игры: Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображенный предмет.
6. « Каждому свое место»
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: У каждого ученика набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, а в другой - средний квадрат, в третьей- последний квадрат.
Ход игры: Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове.
7. «Где наш дом?»
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование: набор предметных картинок, название которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны буквы обозначающие дифференцируемые звуки (например [с- ш]).
Ход игры: Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], выставляет картинку в соответствующий кармашек.
8. «Что изменилось?»
Цель: развитие умения проводить звукобуквенный анализ.
Оборудование: буквы из разрезной азбуки.
Ход игры: Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну-две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось. (Бочка-ночка-точка, репка-лепка-кепка, шапка-папка-лапка).
9. «Кто успеет?»
Цель: закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.
Оборудование: набор элементов пройденных букв (5-8) у каждого ученика.
Ход игры: Учитель предлагает учащимся послушать шуточные стихотворения о том, как появились буквы. Затем он читает стихотворение повторно, а учащиеся должны к концу стихотворения собрать из элементов возможные буквы, не оставив ни одного лишнего.
10. «Заглавная буква» (лото)
Цель: развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.
Оборудование: У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото. Карточки со строчными буквами у учителя.
Ход игры: Учитель берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву, ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой.
Игры на тему « Звуки гласные и согласные»
1. «Чей домик?»
Цель: развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.
Оборудование: два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными или гласным работают дети; набор предметных картинок.
Ход игры: Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть или нет изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет - в белый домик.
2. «Красное – синее»
Цель: формирование знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: синие и красные кружки у каждого ученика.
Процесс исполнения: Педагог говорит явный звук, ученики повторяют его вслед за педагогом, воздевая красный кружок и отодвигая его потом в направленности с рта в промежуток тянущийся руки. Проговаривание педагогом согласного звука ученики побуждают синий кружок, выговаривают звук, удерживая кружок около рта.
3. «Кто больше?»
Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры: Класс делится на группы по рядам. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой - нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука.
Игры на тему: « Звонкие и глухие согласные»
1. «Глухой - звонкий»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.
Оборудование: у каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.
Ход игры: Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой – синий, если звонкий – синий с красной.
2. «Наоборот»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их.
Процесс исполнения: Педагог именует звонкий согласный – учащиеся именуют парный глухой либо наоборот. Сидячие в первоначальном ряду именуют звонкие согласные, в другом – парные глухие. Проговаривание звука допускается объединить с определением его согласно глухости (звонкости).
3. «Кто вернее и быстрее?»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование: класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой.
Игры на тему: « Твердые и мягкие согласные».
1. Загадки
Цель: развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.
Белый камушек растаял- Был сперва водой, потом
На доске следы оставил. Прочным сделался мостом.
( Мел) ( лед )
Игры на тему « Алфавит»
1. «Кто быстрее?»
Цель: закрепление знания алфавита, его практическое применение.
Оборудование: две – три стопки книг в зависимости от рядов в классе.
Процесс игры: Любому ряду предоставляется равное число книжек. Поясняется линия задачи: уложить книжки так, чтоб имени авторов размещались согласно алфавиту. Ученики согласно очередности выбирают книжки с своей стопки и раскладывают их согласно алфавиту на столе либо в специальной подставке.
2. «Поможем зверям»
Цель: закрепление знания алфавита; обогащение словаря.
Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.
Процесс исполнения: Педагог сообщает: «Собрались в бору звери, принять решение организовать выступление. Любому желалось обозначиться первоначальным. Начали звери пререкаться. Обезьяна рекомендовала представлять в порядке алфавита. И все звери дали согласие. Однако только лишь они никак не ведали алфавита. Несомненно поможем им, ребята?». Ребята выходят согласно очередности к доске и установливают в наборное основание иллюстрации с наименованием животного в режиме алфавита.
3. «Словарь - наш друг»
Цель: закрепление знания алфавита; обогащение словаря.
Оборудование: школьный орфографический словарь, карточки с буквами.
Ход игры: Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь.
Игры на тему «Слог»
1. «Чудесный мешочек»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.
2. «Телеграф»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Процесс исполнения: Педагог сообщает: «Дети, сегодня автор с вами сыграем в телеграф. Я буду именовать фразы, а вы их согласно очередности станете отправлять по телеграфу в иной город». 1-ое слово говорит согласно слогам и сопутствует его хлопками. Потом некто именует термин, а поднятый учащийся лично говорит его согласно слогам, сопутствуя хлопками. В случае если учащийся осуществил спецзадание неверно, телеграф разрушается.
3 «Молчанка»
Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3 у каждого ученика.
Ход игры: Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.
4. «Отгадайте, кого я называю».
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. ( Се-ре-жа, Ма-ри-на).
5. «Собери слова»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами.
Процесс исполнения: руководитель сообщает на доске фразы и выдает согласно одной карточке любому учащемуся. Учащиеся согласно системе уходят к доске и прикладывают собственную карточку к прописанному слогу так, чтоб удалось слово. В завершении игры педагог делает отличное предложение занести в тетрадях запомнившиеся фразы согласно слогам.
6. «Найди ошибку»
Цель: развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.
Оборудование: слова, записанные на доске в следующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к.
Процесс исполнения: Педагог сообщает: «Мальчик далеко не знал законов разделения текстов в слоги, а ему необходимо передвинуть слова парус, мебель, сквер, шествие, парочка, парничок. Он разделял в абсолютно всех словах первоначальную часть пар, а другую часть решил передвинуть. Грамотно ли некто осуществлял? Отыщите ошибки».
7. «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры: На доске записано слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно ( но-ра), затем – новое слово, начинающееся слогом ра и т.д..
Подобным способом, чтобы деятельность с применением дидактических игр в различных стадиях изучения (исследование нового материала, обобщение) существовала наиболее эффективной, успешной, нужно соблюдать последующие правило выполнения дидактических игр в заданиях изучения грамоте:
1.Соотношение игры дидактическим целям урока. Содержимое дидактических игр обязано, первоначально только, отображать учебный материал урока.
2. Разнообразие игр согласно содержанию и конфигурациям исполнения. Необходимо предугадывать ряд альтернатив использования забавы, приобретая во внимание уровень познавательной работы обучающихся (с репродуктивного поиска аналогов к перенесению знаний и способов действий в необыкновенную ситуацию и потом к творчеству, к прогностическому поиску, соединенному с формированием принципиально нового, вследствие обращению к воображения или простейшему опытнейшей изучению); уровень коллективности класса (от собственных игр к многочисленным и массовым); вид учреждения забавы (с учреждения забавы учителем вплотную вплоть до самоорганизации).
3. Установление зоны дидактической игры в текстуре задачи, времени и методики ее выполнения.
4. Конструктивная созидательная позиция любого соучастника игры. Необходимо так создать игру, чтобы любой ребенок пожелал и сумел самовыразиться, продемонстрировать собственные познания, мастерства и возможности.
5. Общедоступность и престижность игры с целью детей. Условия игры обязаны являться понятны и легкодоступны ребятам, а задача – интересна с целью их. Только лишь в данном случае допускается спровоцировать у детей превосходное состояние, удовлетворенность от успешного решения.
6. Темперамент игры. Важную значимость представляет наружное формирование игры, оно обязано являться живописным и находиться в зависимости от нахождения игры. Особенную педагогическую нагрузку несет компонент состязания среди правилами либо раздельными соучастниками забавы.
7. Подготовление педагога к руководству игровой работой и учебе младших школьников мастерству исполнять.
Выводы по второй главе
Во второй главе мы рассмотрели дидактическую игру как одно из эффективных средств при обучении грамоте. В первом параграфе дано определение дидактической игре, ее основные возможности. Методисты утверждают, что ребенок, пришедший в школу из дошкольного учреждения, не могут быстро перестроиться в своей деятельности, а большую часть времени дети проводили в игровой деятельности. Именно поэтому в самом начале процесса обучения ребенок дидактическую игру будет воспринимать как нечто приемлемое. И педагогу намного легче от такого содержания. Задача педагога состоит в том, чтобы собрать воедино и предпочитаемые методы деятельности и методические требования при обучении грамоте.
Также нами были изучены и сделана подборка наиболее подходящих и приемлемых игровых приемов при обучении грамоте.
Заключение
Период обучения грамоте является очень важным для дальнейшего обучения ребенка. Именно начальные основы обучения несут залог успешного образовательного процесса. Дети идут в школу, попадая в новый коллектив, в новые общественные отношения, к новым педагогам и сразу должны не только адаптироваться, но и привыкнуть к постоянной активации процесса обучения. Проблема обучения грамоте является актуальной, что приводит к поиску новых методов и приемов обучения данного периода. В нынешнее время и с каждым годом интерес первоклассников к процессу обучения уменьшается, но метод дидактической игры является эффективным методом при начальном обучении.
Игра – деятельность ребенка, которая приносит очень эффективные результаты при любом процессе обучения. Особо стоит отметить, что игровой метод наиболее приемлем по возрасту для учащихся начальной школы. Хотя не стоит данное утверждать, так как и в среднем, и в старшем звене метод дидактической игры имеет место быть, что учащиеся принимают положительно.
Целью данной курсовой работы является изучить дидактические игры в период обучения грамоте. Согласно цели работы, нами были поставлены задачи, в результате которых наше исследование будет достаточно полным в рамках курсовой работы.
При выполнении первой задачи нами был рассмотрен вопрос относительно процесса обучения грамоте в методической и специальной литературе, в результате которого мы рассмотрели периоды обучения грамоте.
При выполнении второй задачи стало необходимостью рассмотреть методы и принципы обучения грамоте, что обуславливает системность содержания при обучении грамоте.
В результате исследования понятия дидактической игры и ее основных значений мы выяснили, что данный метод является эффективным способом при обучении грамоте. Данный вопрос составил третью задачу данной работы.
Все вышеперечисленные вопросы привели нас к необходимости исследовать дидактические игры и составить подборку дидактических игр, которые соответствуют принципам и требованиям образовательного процесса.
Дидактическая игра является эффективным средством обучения грамоте при системном и методичном подходе к обучению.
Список литературы
Адамович Е.М., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.
Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
Баранова Э.А. Введение в детскую психологию / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 174 с.
Богаченко, Е.А. Игра как современный метод / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. - № 6. – С. 16-18.
Бурбушева Г.Н. Упражнения для первоклассников по развитию памяти и речи / Г. Н. Бурбушева // Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №1. С. 66-68.
Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.63-68.
Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. /Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.
Вижанкова Т.И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи // Начальная школа. – 1990. - № 4.
Гайдук Е.К. Работа над трудными словами // Начальная школа. – 1985. - №4.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
Козырева Л.М. Развитие речи. – Ярославль, 2002.
Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2006. - № 4.
Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 1990. - № 3.
Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.