Тренинговое занятие «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания» педагогов».
Тема: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания» педагогов».
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.
Задачи:
1. Актуализировать процесс самоанализа педагогов. 2. Познакомить с приемами саморегуляции эмоционального состояния. 3.Сформировать позитивное восприятие окружающей действительности.
Форма: тренинговое занятие.
Ход занятия.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Вступительное слово психолога:
Проклятье века - это спешка,И человек, стирая пот, По жизни мечется, как пешка,Попав затравленно в цейтнот.
Действительно, наше время, характеризуется не только спешкой, которая возникает за счет разнообразия видов деятельности и путей их достижений, это - прагматическое время, наполненное духом потребления, в котором все служит достижению максимальной производительности. Между тем, каждый человек хочет получать удовольствие от собственной профессии, быть мастером своего дела, жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Не каждая профессия может сравниться с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. А «психологический климат» целого коллектива - это общий эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям. Неустойчивое эмоциональное состояние (выгорание) оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. И тема сегодняшнего группового занятия для приглашенных мною педагогов выбрана неслучайно. К такому выбору меня подвигли результаты проведенной ранее анкеты. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя миссию педагога, педагога-мастера. Чтобы свернуть горы, необходимы вовсе не горы, а хорошее настроение, жизненная энергия и… стимул.
Диагностика настроения.
Уважаемые коллеги! Главным, что образует психологический климат, являются эмоциональное состояние или настроение коллектива. Каково оно у вас? Давайте определим. Существует множество психологических приемов диагностики эмоционального состояния человека. Сегодня для этой цели я воспользуюсь методикой «Цветное настроение». Вашему вниманию представлен «Климатический круг», состоящий из разноцветных сегментов. Известно, что клетки нашего тела не только реагируют на цвет, но цвет оказывает влияние и выражает наше физическое, умственное, душевное состояние. По магнитикам, которые вы поместите в тот или иной цветовой сегмент, используя инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге, можно увидеть настроение каждого из нас.
Итак, каковы результаты замеров настроения? Одни выразили уравновешенное состояние, другие отразили состояние тревоги, то есть имеют потребность в стабильном состоянии. Данная методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. Внимательно рассмотрите данные таблицы «Цветное настроение». Теперь вы можете выбирать одежду, предметы пользования соответственно эмоциональному состоянию, снимать эмоциональное напряжение, выражать свое отношение к чему-либо с позиций цветописи. Ведь порой возникает необходимость и потребность выразить свое настроение, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
Тренинг.
И для этого существует множество других способов. Предлагаю для начала нашего неформального общения в качестве разминки спроецировать свое настроение, свое внутреннее состояние на картинку.
Итак, Упражнение «Картинка»
Я предлагаю вам картинки различной эмоциональной нагрузки. Вы должны охарактеризовать психологический смысл сюжета с позиций собственного представления и настроения, выразить свое мироощущение, убеждение (то есть какова, как Вам кажется, идея автора, какие мысли возникают при рассматривании, на что нацеливает автор сюжета, навевает ли новые ощущения, меняется ли привычный ход мыслей)
Например, картинка «Дорога». Жизнь – это дорога. Дорогу осилит идущий. Идущий должен быть выносливым, сильным духом. Тогда у него все получится. Или. Опять дорога. Она длинна и тяжела. В жизни много трудностей. Хочется отдохнуть.
Результативность.
Молодцы! Вот также в любой ситуации, мысленно проецируя свое эмоциональное состояние, вы научитесь оценивать свое настроение, определять причины его колебания, получите эмоциональное раскрепощение. Таким образом, мы сможем сделать первый шаг к управлению своими чувствами, эмоциональным окрашиванием своих действий; получать удовлетворение от деятельности. А тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром выгорания.
Подходит к окончанию учебный год. Как на данный момент эмоционально окрашена работа педагога? Давайте озвучим особенности педагогической деятельности, проблемы педагога, выполнив
Упражнение «Откровенно говоря, о работе педагога…»
Вашему вниманию предлагаются карточки с незаконченными предложениями, нужно вытянуть любую карточку и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Результативность:
Уважаемые коллеги! Вы в широком спектре представили рассуждения о специфических особенностях работы педагога, кстати, очень схожих для всех вас. Для того, чтобы оставаться верным своей профессии, творчески и с желанием выполнять свои обязанности, грамотно организовывать педагогическое пространство, необходимо осознавать позитивные моменты вашей деятельности.
В этом нам поможет упражнение «Весы»
Вам нужно написать на стикерах- импровизированных гирях минусы и плюсы своей работы, а потом по очереди прикрепить свои «гири» с плюсами и минусами к чашам импровизированных весов, озвучивая написанное. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.
Результативность:
Педагоги должны прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна.
И для развития позитивного мышления, приобретения навыков саморегуляции следующее для вас упражнение «Калоши счастья»
У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам надеть эти калоши и стать счастливым человеком. Каким образом? Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — найти в предложенной ситуации позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста! Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Вам дали классное руководство над слабоуспевающими детьми…
По дороге на работу вы сломали каблук...
Вам задержали зарплату...
Большинство ваших учеников написали контрольную работу очень слабо…
Директор сделал замечание по поводу выполненной вами текущей работы…
Вы внезапно заболели…
Любимый муж уехал в длительную командировку…
Вы попали под сокращение…
Результативность:
Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Упражнение-релаксация «Сад моей души» (выполняется под музыку).
Для того, чтобы в дальнейшем вы самостоятельно могли развивать навыки тренировки состояния внутреннего спокойствия познакомлю вас с техникой физической и чувственной релаксации:
1 Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
2 Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Текст к упражнению «Сад моей души»:
… Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место. Рефлексия.
Опишите впечатления, чувства, ощущения и образы.
Результативность:
Снижение тонуса скелетной мускулатуры путем саморегуляции, торможение деятельности левого полушария - хранилища слов, текстов, формул, стереотипов для снятия внутреннего напряжения психики.
Данный вид деятельности можно попеременно сочетать с дыхательными упражнениями. Схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре - задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию (включается музыка для релаксации).
Одной из главных причин эмоционального выгорания является тревожность. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать с помощью растяжки (выполняется стоя). Сложите руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину. Универсальным упражнением является потягивание. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь.Улыбка.
Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
Для закрепления позитивного опыта, обсуждения использования приемов поиска позитивного смысла предлагаю просмотр психологического мультфильма «Визит к психологу».
Результативность: Учимся рассматривать чужие проблемы без эмоционального окрашивания.Подведение итогов. Рефлексия «Я сегодня… »
Наше занятие подошло к концу, и вам предлагается в завершение поделиться впечатлениями. Ваше мнение очень важно для дальнейшей профилактической и коррекционной работы в области СЭВ. Каждый участник группы должен завершить фразу: «Я сегодня…».
Вопросы рефлексии:
Считаете ли вы полезными упражнения?
Открыли ли вы что-то новое для себя?
Как вы себя сейчас чувствуете?
Какие у вас сейчас ощущения?
В завершение хочется сказать о том, чтобы в минуты сомнений и усталости вы помнили, каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества. И еще, каждое утро, подойдя к зеркалу, произносите: «Мне всегда в зеркале улыбается красивая женщина! И я улыбаюсь ей в ответ, пусть и ей будет приятно!»