Технологическая карта урока литературного чтения УМК Гармония 2 класс: С.В.Михалков Аисты и лягушки


Технологическая карта урока
Учитель: Гуровская Татьяна Николаевна
Образовательное учреждение: МКОУ Комсомольская СОШ
Класс: 2 класс
Учебный предмет, УМК: литературное чтение, УМК «Гармония», автор учебника О.В. КубасоваТема С. Михалков «Аисты и лягушки»
Цель темы формирование типа правильной читательской деятельности в процессе знакомства с басней С. Михалкова «Аисты и Лягушки».
Педагогические задачи: создать условия для расширения круга знаний о творчестве С. Михалкова, совершенствования навыков правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; развития мыслительных операций и познавательного интереса, формирования нравственно-этических ориентиров.
Планируемый результат
Предметные умения УУД Личностные
Совершенствовать технику чтения, прежде всего понима-
ние читаемого, правильность и выразительность.
Познакомятся с басней С. Михалкова «Аисты и Лягушки»,
научатся определять эмоциональное состояние персонажей; выявлять отношение автора к персонажам; определять идею; читать басню по ролям.
Получат возможность познакомиться с другими баснями Михалкова,
получат возможность научиться определять сходство и различие произведений разных жанров, выбирать книги по заданному параметру. Регулятивные: 
- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение действовать согласно плану, инструкциям;
- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;
Познавательные: 
- ориентироваться в книгах;
- ориентироваться в тексте произведения; анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления авторского отношения к персонажам, с целью определения идеи; обобщать прочитанное.
Коммуникативные: 
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, слушать другого, соблюдать правила общения;
- умение выражать свою точку зрения, аргументировать высказывания. - принятие социальной роли обучающегося,
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
получит возможность для развития способности к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Тип урока урок открытия новых знаний; элементы технологий, применяемых на уроке – технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологи, технология деятельностного метода
Основные понятия жанры, басня, сказка о животных
Организация пространства
Межпредметные связи
-окружающий мир
Тема – «Озёра, пруды, болота»;
- изобразительное искусство
Тема – «Тайны подводного мира»
-русский язык:
Тема – «Слова-названия»
Формы работы:
фронтальная (Ф)
парная (П)
групповая (Г)
Виды деятельности:
самостоятельное чтение молча и вслух; выборочное чтение; чтение по ролям;
составление вопросов к тексту;
отвечают на вопросы к произведению;
прогнозирование;
определение эмоционального состояния персонажей;
выявление отношения автора к персонажам;
определение идеи;
творческая деятельность;
находят и читают книги по заданной теме. Ресурсы:
учебник «Литературное чтение» Кубасова О.В.., ч.2, с. 127-128,
методическое пособие «Литературное чтение. 2 класс. Поурочное планирование» Кубасова О.В.;
Развитие критического мышления на уроке. С. Заир-Бек, И. Муштавинская. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011;
ПК, проектор, экран
выставка книг С.В. Михалкова;
самодельные маски - шапочки лягушек и аистов (по количеству детей) для творческого задания;
творческая презентация учителя к уроку;
разноцветные блоки бумаги для записей (красный, синий, жёлтый, зелёный), лист плотного картона
жетоны (для поощрения -обмениваются на призы после окончания урока)
Этапы урока Деятельность учителя Содержание учебного материала
Деятельность учащегося 1.Организационный этап.
Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. Учитель предлагает детям выбрать один, из предложенных им листиков разного цвета и прикрепить его на плотный лист картона. Предлагает им в конце урока ещё раз выполнить это задание. Обучающиеся слушают, выполняют задание учителя К.: Умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах
Л.: Принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений
2. Проверка домашнего задания
Цель: Проверка выполнения домашнего творческого задания Проверяет, контролирует, задает вопросы.
1) Беседа:
- Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор этого произведения?
- К какому жанру относится произведение «Волшебные краски»?
2) «Экспресс-опрос», выборочное чтение:
- А сейчас проверим, как вы подготовились к пересказу? Проведём «Экспресс-опрос» будьте внимательны.
-   Найдите и прочитайте, что написано о волшебных красках?
- Прочитайте ту часть, где описаны рисунки, которые сделал добрый мальчик?
- Почему так получилось? Краски то были волшебными?
-   Как мальчик относился к людям? Это хорошо или плохо?
- А чтобы рисунки получились хорошими, что нужно для этого?
-   Научился ли мальчик рисовать в будущем?
-   Какими красками он рисовал всю оставшуюся жизнь?
- Почему у него стало получаться рисовать даже простыми красками?
- А что думали, люди глядя на эти рисунки?
- Найдите и прочитайте самую важную на ваш взгляд часть сказки?
-   Какой вывод вы сделали для себя из содержания данного произведения?
- Какие пословицы о труде можно отнести к данному произведению?
(Лето собирает, а зима поедает.Поспешишь - людей насмешишь.
Лежа хлеба не добудешь.
Под лежачий камень вода не течет.
Дело мастера боится.
Кончил дело - гуляй смело.) -   Какие качества характера надо в себе воспитывать?
3) Прослушивание пересказов. Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Контролируют правильность
ответов обучающихся П.: Анализировать произведение с целью характеристики персонажей;
К.: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника
высказывания;
Р.: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную
цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности В школе, где я работаю, ученики второго класса на уроках чтения всегда отгадывают мои хитрые задания. Мне очень интересно узнать: а справитесь ли вы сейчас на уроке литературного чтения с этими заданиями? Посмотрим. А чего ждёте от урока вы? Чтобы вы хотели получить от нашего общения? Что оставить для себя от нашей встречи? Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. Отвечают на поставленные вопросы П.: Обогащение словарного запаса, развитие речи
К.: Определение способов взаимодействия, волевая саморегуляция: мобилизация сил и энергии для совместной работы
Р.: Понимание цели выполняемых действий
4. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе 1) Организует викторину по произведениям автора; знакомит с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.
- Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного поэта и писателя. Кто он, вы скажите сами, когда я напомню вам его стихи. Постарайтесь вспомнить название произведения, если оно вам знакомо и автора.
Слайд 2. 3
В доме 8 дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча»,
По фамилии Степанов
И по имени Степан…
(«Дядя Стёпа»)
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
Хорошие соседи,
Счастливые друзья,
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
(«Весёлые путешественники»)
В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
( «Фома»)
- Написал эти стихи С. В. Михалков.
(Учитель демонстрирует классу портрет С.В.Михалкова) Слайд 4
- Посмотрите на портрет писателя. Что вы о нём знаете? Для кого Сергей Владимирович пишет свои произведения? О ком они? ( Он пишет свои произведения для детей; они о детях, о животных).
2)Знакомство с биографией С.В. Михалкова.
( СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ(1913—2009)
Сергей Владимирович Михалков родился в Москве в семье учёного. Школьные годы он провёл на Кавказе, в городе Пятигорске. Первым произведением будущего поэта, которому тогда исполнилось десять лет, была басня. Она называлась «Культура», и речь в ней шла о том, что «людям лучше помогать не только словом, но и делом».За особые заслуги в развитии детской литературы С. В. Михалков удостоен многочисленных наград, званий и премий. Его стихи «Про мимозу», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Дядя Стёпа», «Прививка» и многие другие известны всем. Всего издано 250 миллионов книг Сергея Владимировича.) В четвёртом классе дети более подробно познакомятся с жизнью и творчеством Сергея Владимировича Михалкова.) - Многие удивляются, как в таком преклонном возрасте (а прожил С.В. Михалков 96 лет) он продолжал писать произведения для детей. – Как вы думаете? Почему?  - Какие произведения С. В. Михалкова вам знакомы?
3) Работа с выставкой книг С.В. Михалкова.
- Какое главное в своей жизни произведение создал С.В. Михалков? ( С. Михалков автор слов Гимна нашей страны) Слайд 5
- Сегодня мы откроем новую страничку творчества С.В. Михалкова. Я загадаю вам загадки о персонажах его произведения, а вы попробуйте угадать о ком идёт речь.
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(лягушка)
- Догадались? Лягушка будет героиней следующего нашего произведения.
Что вам уже известно о лягушках? (Они никогда не закрывают своих глаз, даже когда они спят)
А ещё одного героя узнаете, отгадав следующую загадку.
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(аист)
- Что вы знаете об аистах? Слайд 6
(Аисты во время перелётов могут периодически засыпать, не опускаясь на землю, на время до десяти минут. Уставший аист перемещается в центр косяка, закрывает глаза и дремлет, а сохранять направление и высоту полёта в это время ему помогает обострившийся слух.)- Где можно взять интересную информацию об аистах? (Из всех птиц только аист и имеет человеческую душу, может понимать человеческий язык, плакать, как человек, а клёкот их не что иное, как молитва Богу)
- Сегодня вы познакомитесь с новым произведением С.В.Михалкова Слайд 7 - «ЫТСИА И ИКШУГЯЛ» - кто догадался, как называется это произведение? Прочитайте его название. Ученики определяет название и автора этих строк, рассказывают о писателе, слушают информацию. Составление кластера. (Приём технологии развития критического мышления «кластер» - известная детям информация об аистах.) Узнают тему урока. П.: Умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; умение обобщать
К.: Умение правильно выражать свои мысли в речи
Р.: Умение принимать и сохранять учебную задачу
Л.: Формирование положительной мотивации;
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
5.Выявление места и причины затруднения
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Сообщает название и автора нового произведения (на доске).
- Откройте учебники на стр. 127 и прочитайте название произведения. Назовите тему нашего урока.
- Можно ли по заглавию определить, кто герои этого произведения? Обратите внимание на иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Так ли это, попробуем ответить после прочтения произведения. Слайд 8
1) Прогнозирование. Прием «Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
- Каким по жанру может быть произведение? Аргументируйте.
2)Работа с выставкой книг.
- В какой из книг может находиться? По названию, имени автора, с опорой на читательский опыт определяют жанр текста, его героев.
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации. П.: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; осуществлять моделирование
К.: умение участвовать в коллективном обсуждении
6. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Цель: первичное эмоциональное восприятие текста; организовать работу по проверке понимания, создание условий для свободного обмена мнениями Первичное чтение текста.
(.Организация первичного восприятия текста. Маркировка текста значками по мере его чтения (приём инсерт). Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения.   Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.)- Возьмите простой карандаш и при чтении сделайте карандашом обозначения - ? – неясно, непонятно; + - интересно, неожиданно.
- Все слова вам понятны? (Выяснение значения слов) Слайд 9
На доске слова: возразила, понапрасну, рассердился, красивее (объяснение слов)
«понапрасну» - напрасно, зря
«возразить» - заявить о своём несогласии
«уверенный» - твёрдый, не соглашающийся
«рассердиться» - быть в раздражении, гневе по отношению к кому-либо
«красивее» - доставляющие наслаждение взору, приятный внешним видом,гармоничностью, стройностью).
Проверка первичного восприятия текста
Выявление совпадений первоначальных предположений.
- К какому жанру относится это произведение.
- Что от басни?
- А взаимоотношения животных отчасти напоминают взаимоотношения людей?
- А что же от сказочного?
- Значит, можно назвать сказкой о животных? Еще подумаем, в конце урока вернемся к вопросу. Самостоятельное чтение с пометами: ? – неясно, непонятно; + - интересно, неожиданно.
Ученики объясняют значения слов
Р.: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения
К.: планирование учебного сотрудничества
Физминутка: «двухминутка». Слайд 10 Методика «Гимнастика мозга» Захарова Р. А. Чупаха И. В. Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.
Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестные шаги. Оно приводит к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой. Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем
П.: развитие смекалки
К.: невербальная коммуникация
Р.: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: создание условий для медленного "вдумчивого" повторного чтения; умения составлять «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.Повторное чтение сказки учащимися (Дети коллективно (в недостаточно хорошо подготовленном классе) или индивидуально, самостоятельно, делают разметку текста для его чтения по ролям.)
1) Организует самостоятельное целевое чтение.
- Возьмите в руки карандаш и при чтении обозначьте роли: Л. –лягушка, А. – аист, слова автора возьми в скобки.
2) Организует работу в парах. Слайд 11
Составление вопросов. Прием «Толстый и тонкий вопросы» (2 этап)
Работа по вопросам ведется в несколько этапов. (Поощрение – жетоны, которые в конце урока обмениваются на призы)
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала - «тонкие", а потом "толстые".3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
- Какие легче составить? На какие легче отвечать? Читают текст про себя.
Работают в парах. Составляют вопросы к тексту. Отвечают на вопросы пар. Оценивают работу пар.
Р.: - умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
П.: умение ориентироваться в тексте произведения
К.: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: создание условий для обобщения прочитанного, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту, обращение к отдельным фрагментам текста. Беседа.
- Какое событие произошло в сказке? (спор лягушки и аиста)
- О чём был спор? (кто красивее)
- Кто начал этот спор? Докажите словами текста. (Лягушка. «Поспорила лягушка с аистом.») - Кто из героев, на ваш взгляд, красивее? Приведите доказательства.(…)
- Прочитайте, что говорила лягушка, доказывая, что она красивее.(…)
- Как вела себя лягушка во время спора? Какая была лягушка?
(Назойливая, болтливая, хвастливая, приставучая, нахальная, неуступчивая.)
- Что говорил аист? Как он себя вел? Каким автор показал аиста?
(Спокойный, уверенный, сильный.)
- Чем закончился этот спор? (аист проглотил лягушку)
- Почему аист проглотил лягушку? (чтобы прекратить спор, ему надоело спорить)
- Почему автор показал нам именно такое окончание? Ведь в сказках обычно бывает хороший конец. (Лягушка была назойливой, она приставала к большому аисту, вела себя нахально, поэтому, аист её проглотил)
- Аист поступил как сказочный герой? (Аисты в жизни едят лягушек)
- Почему в сказке всего два героя, а она называется «Аисты и лягушки»? (все аисты едят лягушек, на свете много аистов и лягушек, и они могут попасть в такую ситуацию)
– В последнем предложении есть важное ключевое слово, объясняющее поведение Аиста. Найдите его.
– Что значит «понапрасну»?
– Кто прав в этом споре? (Каждый по-своему прав, но Лягушке не хватило скромности, а Аисту – терпения.)
– Какой совет можно дать лягушке?
– Какова главная мысль басни?
- Значит в этом произведении больше нравоучительности, чем занимательности и сказочности.
– Это произведение – сказка или басня? (По объему это миниатюра, напоминающая басню. Животные затеяли спор о том, кто лучше. Последняя фраза сказки выполняет роль нравоучения, морали: «Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить».)Сам С.В. Михалков называл это произведение поучительной сказкой. В чём поучение? Прочитайте. Кого поучает автор? (нас, людей, чтобы маленькие напрасно не спорили с большими) Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации. Отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение.
П.: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;
анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные; развитие познавательного интереса, поиск и выделение необходимой информации
Р.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К.: умение договариваться и приходить к общему решению; владение монологической и диалогической формами речи
9 . Включение в систему знаний и повторение.
Цель: обобщение полученной информации, формулирование основной идеи текста, создание условий для обучения выразительному чтению Обобщающая беседа.
- Соответствует ли название басни её содержанию? Почему? Сколько персонажей в басне? Кого они напоминают? Почему же тогда так названа?
- Прочитайте строки, которые считаете главными. Тот главный отрывок текста, который вы сейчас прочитали, называется выводом, моралью. Какие качества своих персонажей осуждает автор, выставляя их на показ?
- Чему научила вас басня? (Чему хочет научить  вас автор?)
Прослушивание выразительного чтения басни в записи.
- Выразительное чтение басни по ролям (1-2 пары)
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют обобщение урока. Слушают басню в записи (образец выразительного чтения). Работают в парах. Готовятся к чтению басни по ролям. Взаимооценка. Р.: умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
П.: анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления авторского отношения к персонажам, с целью определения идеи, обобщать прочитанное; ориентироваться в тексте произведения
К.: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах
Л.: формировать нравственно-этические ориентиры
10. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев; формирование навыка самооценки.
Объясняет сущность домашнего задания:
- Домашнее задание будет разным, вы его сможете выбрать по желанию.
1 – научиться читать басню  «Аисты и лягушки» по ролям, выразительно, с соблюдением всех знаков препинания.
2 –  сходить в библиотеку, выбрать другую басню С.В.Михалкова, подготовить её выразительное чтение.
Сочинить похожую сказку по теме «Кто лучше?». (Вещи спорят в пенале, игрушки – в коробке), сравнить предметы и сделать выводы.
Итоги урока. Рефлексия. Составление синквейна. Слайды 12 - 14
(Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.)
Вручение «шапочек» - лягушки и аисты в качестве поощрения. Обмен жетонов на «сюрпризы» - развёртки календариков.
Выполняют творческое задание дома. Оценивают собственную деятельность на уроке. Участвуют в составлении синквейна. Р.: осознание качества и уровня усвоения; оценивание результатов своей деятельности на уроке
П.: умение обобщать, делать вывод,
прививать любовь к чтению
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Л: желание творческого самовыражения; умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.