Рабочая программа воспитателя группы продленного дня
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волошинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
Педагогическим советом школы
№______ от __________2015___г.
Утверждаю
Директор школы
____________Ищенко Н.И.
Приказ №____ от ______2015__г.
Рабочая программа воспитателя группы продленного дня
Харцызовой Валентины Прохоровны
на 2015-2016 учебный год.
Волошино
2015 г.
2015 – 2016 уч.г.
I. Пояснительная записка.
1.1.Тип программы: программа воспитания учащихся МБОУ Волошинская СОШ.
1.2. Статус программы: рабочая программа по воспитательной работе с учащимися в ГПД
1.3. Назначение программы:
для обучающихся настоящая программа создает условия для:
- социальной, культурной и, творческой реализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- максимального развития личности каждого ребенка;
- воспитания сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего;
- формирование детского интеллекта;
- целенаправленного развития познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления;
- раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
для педагогических работников МБОУ Волошинская СОШ программа определяет
приоритеты в содержании воспитательной деятельности и способствует интеграции и
координации деятельности по реализации воспитательной работы;
для администрации МБОУ Волошинская СОШ программа является основанием дляопределения качества реализации воспитательного процесса.
1.4.Категория обучающихся: учащиеся 3-х, 5-х классов МБОУ Волошинская СОШ
1.5.Режим занятий: 30 часов в неделю.
1.6. Нормативные и учебно-методические документы :Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания развития и воспитания личности
гражданина России;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных
образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02);
Положение о группе продлённого дня;
Устав Школы
1.7. Цель программы: создание условий для формирования духовно развитой, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции
1.8.Задачи:
Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время.
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ.
Развивать мыслительные процессы, творческие способности.
Организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом возрастныхособенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка.
Развивать познавательные процессы и интересы личности.
Развивать коммуникативные отношения ребенка.
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены.
Формировать полезные привычки.
Воспитывать чувство коллективизма.
Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
Воспитательная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся.
1.9. Концептуальными положениями программы являются:
1. Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
2. Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально –ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
3. Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
4. Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид воспитательной работы: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности даёт большой воспитательный эффект.
1.10.Данная программа построена согласно следующим принципам воспитания:
Добровольность.
Творчество и успех.
Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и
внеурочной форм работы.
Доверие и поддержка.
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации.
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность.
Связь теории с практикой.
Преемственность.
ПриродосообразностьПрограмма составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
1.11.Методологическая основа программы:
1. Образовательный уровень – начальный.
2. Характер освоения – развивающий.
3. Возраст обучающихся – 8 – 9 лет
4. Ориентация содержания – практическая. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.5. Форма организации учебно – воспитательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная, экскурсия, конкурс, выставка, соревнование, занятие-игра.
1.12. Методы и приемы воспитательной работы:
Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.
Метод упражнения – осознание учениками действительности. Приемы: просьба, приучение, испытание.
Метод внушения, попечения - способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.
Метод управления – активизация ученического самоуправления. Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.
Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.
Метод наказания – способ воздействия средствами торможения. Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.
7. Методы проведения занятий: словесный, наглядный, практический, метод проектов.
1.13. Ожидаемые результаты.
1. Повышение качества обучения учащихся;
2. Развитие индивидуальности учащихся;
3. Развитие интереса к изучаемым предметам;
4. Развитие самостоятельности;
5. Формирование полезных привычек.
II. Основные направления и ценностные основы воспитательной работы в группе продленного дня.
Организация воспитательной работы с обучающимися начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
2.1. Самоподготовка -одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя, формируется ценность
образования.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст обучающихся, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Задачами данного направления являются:
- Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
- Формировать и развивать навыки самостоятельной работы, способность к самостоятельной
исследовательской и конструктивной деятельности.
- Формировать культуру продуктивного мышления: ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, делать правильные умозаключения.
- Формировать умения творческой деятельности: способность анализировать ситуацию и делать выводы; видеть и внедрять новые идеи.
-Повышать мотивацию и заинтересованность, развитие интереса к учению, повышать престиж познавательной деятельности в структуре повседневной жизни
- Формировать исполнительские навыки.
-Закреплять материал, изученный на уроках.
- Осуществлять подготовку учащихся на основе глубоких фундаментальных и прикладных знаний.
2.2 Духовно-нравственное воспитание.
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением
ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
2.3 Гражданско -патриотическое воспитание
- формирование личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному проявлению значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре предков;
- знакомить с этнокультурным наследием;
- воспитывать чувство гордости за родной край, любовь к нему;
- прививать потребность в изучении истории своей Родины;
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, «малой родине», развивать чувство патриотизма;
- знакомить с моральными качествами личности;
- формировать у учащихся современное патриотическое сознание, чувство верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;
- развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
2.4 Культуроведческое и эстетическое воспитание.
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических
эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
- формировать способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
- развивать способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного;
- формировать потребность в творческой деятельности;
- формировать у детей образную, выразительную, правильную речь;
- создавать условия для развития художественного вкуса у детей;
- развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе;
- знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура;
- знакомить с декоративно-прикладным творчеством, ремёслами на занятиях в ГПД.
2.5 Интеллектуальное воспитание.
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
2.6 Здоровьесберегающее воспитание.
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
- укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию.
- повышать общую работоспособность и прививать гигиенические навыки.
- воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья.
- учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться.
- развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
- формировать основы безопасности жизнедеятельности.
2.7 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству .- создание позитивной программы самореализации личности ребёнка через творчество и участие в социально-культурной жизни общества;
- формирование ценностного отношения к личности ребёнка и её самореализации;
- формирование навыков занятий различными видами художественного творчества;
- создание системы поощрений и мотивации к занятиям художественным творчеством у учащихся;
- воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию;
- направлять детей на участие в трудовых делах класса, школы.
2.8 Экологическое.
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;
- формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
2.9 Воспитание семейных ценностей.
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений;
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
- выявлять уровень воспитанности каждого учащегося и определять план коррекционно-развивающей работы;
- информировать родителей о поведение ребенка, о его достижениях на уроках и в ГПД;
- помогать родителям в умении грамотно взаимодействовать с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила.
2.10. Правовое и культура безопасности.
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур;
- Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
- Знакомить детей с основными правилами поведения в школе в целях профилактики правонарушений среди школьников.
- Знакомить детей с основными правилами поведения в школе.
- проводить беседы по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.
- проводить беседы о правилах поведения в общественных местах.
- знакомить с Уставом школы.
- организовывать досуг в правильной форме.
2.11. Формирование коммуникативной культуры.
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
- установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.
2.12. Социокультурное и медиакультурное.
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве;
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
2.13. Казачество.
- воспитание духовно-нравственных качеств личности;
- привитие интереса обучающихся к историческому прошлому, обычаям и традициям казаков;
- воспитание любви к родному краю, бережному отношению к его прошлому;
- воспитание патриотизма у учащихся.
2.14. Соблюдение режимных моментов в ГПД
. Режим продленного дня предусматривает определенную продолжительность и чередование различных видов деятельности младших школьников. А. С. Макаренко считал режим важным средством воспитания, по его мнению, режим должен отличаться целесообразностью, определенностью, точностью, обязательностью.
Целесообразность режима характеризуется его обоснованностью, определенными задачами образования МБОУ Волошинская СОШ. Определенность и точность выполнения режима указывает на его постоянство, хотя возможны и временные отступления в зависимости от ситуации. Обязательность выполнения режима означает, что все участники: дети, взрослые, родители должны строго следовать его требованиям.
Режим ГПД для младших школьников определяется специальными документами Министерства образования и науки РФ, Положением о ГПД МБОУ Волошинская СОШ.
Режимные моменты. Основные воспитательные задачи и направления деятельности.
Прием детей в группу.
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Полдник.
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
Спортчас.
Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Внеурочная деятельность, индивидуальная работа.
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека
Самоподготовка.
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать
свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Занятия по интересам.
Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
Подведение итогов дня.
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными.
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
VI.ЛИТЕРАТУРА
6.1.Учебно-методическая литература для учителя
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).