Аналитический отчет педагогической аттестации учителя математики и информатики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 63
Аналитический отчет за межаттестационный период
с 2010 по 2015 годы
Составитель: Зубакина Наталья Анатольевна
Должность: учитель математики, информатики и ИКТ
г. Екатеринбург, 2014 год
Содержание
Введение……………………………………………………………...3
Создание условий для развития информационной компетенции обучающихся в условиях образовательного учреждения………………9
Анализ продуктивности деятельности…………………………13
3.1 Динамика учебных и внеурочных достижений обучающихся за межаттестационный период…………………13
3.2 Личные профессиональные достижения………………..…26
Заключение………….……………………………………..……...29
Список литературы…..…………………...……………….……...30
Приложения
Информационное обеспечение в профессиональной деятельности……………………………………………………………...36
Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности…………………………………………….......................48
Информационные технологии в сфере профессиональной деятельности……………………………………………………………...71
Список литературы, рекомендуемый для использования………………………………………………………….…84
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Б. Паскаль
1. Введение
В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе , а набор заявленных государством ключевых (базовых) компетенций, где компетенция есть способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в в конкретной жизненной ситуации.
Развитие информационной компетенции обучающихся в условиях образовательного учреждения – наиболее важная и системообразующая из решаемых проблем в текущем межаттестационном периоде.
Новый этап в развитии общества требует новой интерпретации культуры для высвечивания в ней нового ценностного содержания. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование человека, социально – компетентного в современном обществе.
Образование должно постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, одновременно сохраняя достижения, основные знания человеческого опыта.
Курс математики, информатики и информационных технологий включает в себя не только сумму знаний по предмету, но и формирует систему ценностей, с которой выпускник вступает в жизнь.
Сегодня для того, чтобы преуспеть человек должен обладать способностью к осуществлению разумного выбора, к принятию и исполнению решений в полностью новых для него, неожиданных ситуациях и средах, способностью постоянно учиться.
Прежде всего, это требует умения и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления другим людям, способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие высказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без владения информационными и коммуникационными компетенциями.
Жизненно важной необходимостью для каждого ребенка и взрослого человека является наличие, по меньшей мере, общего представления о технике, которая окружает его дома, на улице, на работе, при этом уже практически несущественно, в чем эта работа состоит. Не менее важно для развития самосознания и наличие у человека достаточных знаний и навыков, позволяющих реализовывать обширней возможности, предоставляемые каждому новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности.
Потребности и установки личности включают в себя не только стремление к дальнейшему развитию, творчеству, счастью, потреблению, богатству. Они предполагают также способность критически анализировать и продуктивно использовать сведения, предоставляемые средствами массовой информации, в том числе и данные, получаемые с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Традиционное школьное образование должно получить новую жизнь в богатой, стимулирующей, простой и удобной в обращении, способной на отклик среде обучения, в среде ИКТ.
Проблема организации положительной мотивации и интереса к урокам математики, информатики и информационных технологий приобретает особое значение и побуждает к поиску новых средств, методов и подходов к работе.
Цель педагогической деятельности: создание условий для развития информационной компетенции обучающихся и достижения ими высоких предметных результатов по математике и информатике на уроках и во внеурочной деятельности.
Тема методической работы:
Развитие информационной компетенции обучающихся и достижение ими высоких предметных результатов по математике и информатике на уроках и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития информационной компетенции обучающихся.
Предмет:
Специфика применения педагогических форм и методов организации учебных курсов «Математика», «Информатика и информационные технологии».
Исходя из объекта, предмета, цели исследования были определены следующие задачи педагогической деятельности в межаттестационный период:
повысить качество обучения по предметам через использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных и тестовых технологий;
развивать информационную компетенцию обучающихся через активное включение во внеурочную деятельность;
разработать и внедрить дидактические цифровые образовательные ресурсы, позволяющие диагностировать и корректировать уровень знаний и умений обучающихся на каждом этапе обучения;
повысить профессиональное мастерство и обобщить полученный опыт.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические – анализ психолого–педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация;
- эмпирические – наблюдение, экспертные оценки, беседы.
Нормативно-правовая база аналитического отчета представлена совокупностью документов федерального, национально-регионального и школьного уровней, а именно:
- Закон РФ «Об образовании 273-ФЗ» (2014 г.);
- Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III « Образование» (2008 г.);
- Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009 – 2012 гг.;
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года. М., 2002г.;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.;
- Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009г.;
- Образовательная программа МАОУ СОШ № 63.
2. Создание условий для развития информационной компетенции обучающихся и достижения ими высоких предметных результатов по математике и информатике на уроках и во внеурочной деятельности.
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.
В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе. Однако анализ сегодняшних умений учащихся пользоваться ресурсами интернет, для выполнения той или иной работы по предмету и личной необходимости показал, что они часто теряются в излишнем количестве информации, не успевают ее проанализировать и правильно оформить. Таким образом, мы выясняем, что информационная компетентность не достаточно развита. Развитие данной компетенции происходит на протяжении всего образовательного процесса.
Итак, информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и обработки информации в течение всей социально активной жизни человека.
Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.
Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.
Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.
В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».
Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.
Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез. Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение получать нужные результаты при работе с различными информационными системами.
Понимая важность поставленной проблемы развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов:
- развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);
использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации;
развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации;
умение представить информацию;
создание презентаций PowerPoint в помощь учителю на определенную тему;
создание видео-фильма о жизни класса;
разработка собственного сайта при изучении языка HTML;
- использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.
Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.
В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:
1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).
2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).
3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).
4. Операционно-деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).
5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).
Оценка сформированности информационной компетентности школьников можно проводить по следующим критериям:
Первый уровень: знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми при помощи современных средств информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, модем и т.д.), умений представить себя, задать вопрос, нахождения разной информации на предложенную тему из разных источников, умений обрабатывать информацию (поиск, отбор, преобразование, сохранение, передача) в формате текста, чисел, изображений, определять тему, основную идею в полученных материалах, обобщать информацию, выражать ее кратко, обосновывать свою точку зрения, формулировать несколько аргументов в качестве ее обоснования, умений предоставлять в электронном виде несколько простых текстов –реферат, отчет.
Второй уровень: уметь пользоваться электронной почтой, делать электронные презентации в соответствии со своей целью, выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий, приводить аргументы, высказывания и идеи, обмениваться информацией, необходимой для достижения целей задания, уметь осуществлять прогноз развития явления, процесса, ситуации, описанной в заданиях, уметь извлекать информацию из графиков, таблиц, диаграмм для разрешения практических ситуаций, уметь осуществлять типологизацию, классификацию анализируемой информации, уметь вычленять информацию в различных формах.
Третий уровень: решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении своей цели, уметь определять основания чужого высказывания (теории, идеи, цели), уметь бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты, для вычленения необходимой информации, уметь использовать подходящую дополнительную литературу для того, чтобы понять причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения( для этого, например, обратиться к базам данных и т.д.), уметь сравнивать подходы, признавать обоснованные мнения и отличать их от предубеждений, уметь отличать факты и мнения, субъективное от объективного, синтезировать полученную информацию ( например, в отчетах и презентациях давать свою собственную интерпретацию предмета, основанную на сведении различной информации).
3. Анализ продуктивности деятельности
3.1 Динамика учебных и внеурочных достижений обучающихся за межаттестационный период
В ходе изучения курса математики, информатики и информационных технологий учащиеся должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, для решения жизненных задач.
Проблема качества знаний имеет большое значение для работы школы, также как и проблема совершенствования процесса обучения, обеспечение учащимися усвоения основ современной науки, формирование ценностных ориентаций, развитие интеллекта, креативных способностей, приобретение компетенций нужных им в будущей жизни.
Ниже приводятся качество обученности выпускников 11-х классов за прошедший межаттестационный период. Результат качества образования высокий, находится почти на одном уровне. В таблицах и диаграммах прослеживается стабильная динамика качества образования в 2012 - 2014 годах.
Результаты качества образования по информатике и ИКТ
в период с 2012 по 2014 годы
Год выпуска Всего учащихся Качество образования
2012 32 95,8 %
2013 35 93,5%
2014 34 92,5%
Диаграмма качества образования по информатике и ИКТ
в период с 2010 по 2014 годы
По результатам ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2012 году средний балл составил 56,4, максимальный - 80 (по региону средний балл - 56,8). Снижение результата можно объяснить тем, что выпускники являются хорошими пользователями ПК, но этих знаний недостаточно необходим высокий уровень знаний теории программирования, а следовательно и математических основ предмета информатики.
В 2012 году в условиях перехода на ФГОС второго поколения, где тестовая форма предъявления знаний представлена как базовая, возникла необходимость в разработке единой базы тестовых заданий, аналогичных заданиям экзаменационной работы в новом формате ГИА.
Цель проведения контроля знаний в тестовой форме состоит в том, чтобы повысить объективность оценки уровня знаний каждого обучающегося.
В условиях ОУ № 63 апробация проведения экзамена по информатике и ИКТ в новом формате проходила на протяжении двух лет.
Результаты проведения итоговой аттестации по информатике выпускников 9 классов в новом формате ГИА.
2012 год 2013 год
Количество выпускников, выбравших аттестацию в новой форме 9 12
Количество выпускников, выбравших аттестацию в форме защиты реферата - 2
Качество образованности 56% 86%
Анализ динамики образованности учащихся по информатике и ИКТ, изучающих непрерывно курс с 5 класса в период с 2012 года по 2014 год.
2012 2013 2014
5 класс
100% 6 класс
91,5% 7 класс
90,5%
5 класс
100% 6 класс 97,7%
Результаты диагностики показывают незначительное снижение качества обученности. Это можно объяснить следующими причинами: возрастными особенностями обучающихся данного возраста, усложнением программного материала и повышением уровня требований к обучающимся.
При оценке уровня проявления информационно-коммуникативной компетенции обучающихся используются следующие критерии:
умение работать с источниками информации;
умение использовать компьютерные технологии;
умение обрабатывать и оценивать информацию;
умение создавать и представлять продукт собственной деятельности;
умение осуществлять передачу информации.
умение работать с источниками информации умение использовать компьютерные технологии умение обрабатывать и оценивать информацию умение создавать и представлять информацию умение осуществлять передачу информации
7 класс 21%
В 43%
С 36%
Н 23%
В 44%
С 33%
Н 22%
В 42%
С 36%
Н 19%
В 26%
С 45%
Н 26%
В 48%
С 26%
Н
8 класс 28%
В 51%
С 21%
Н 32%
В 52%
С 16%
Н 27%
В 51%
С 22%
Н 24%
В 37%
С 67%
Н 32%
В 53%
С 15%
Н
9 класс 34%
В 56%
С 10%
Н 38%
В 56%
С 6%
Н 32%
В 57%
С 11%
Н 28%
В 44%
С 28%
Н 37%
В 56%
С 7%
Н
Динамика развития умений в использовании компьютерных технологий
Работа с Интернет Работа в текстовом редакторе Работа в мастере создания презентаций Умение переводить информацию из одной формы в другую (таблицы, схемы и др.)
7 класс 7%
В 21%
С 72%
Н 12%
В 34%
С 54%
Н 4%
В 8%
С 88%
Н 7%
В 16%
С 77%
Н
8 класс 22%
В 51%
С 27%
Н 23%
В 48%
С 29%
Н 19%
В 23%
С 58%
Н 16%
В 32%
С 52%
С
9 класс 28%
В 63%
С 9%
Н 34%
В 62%
С 4%
Н 45%
В 43%
С 12%
Н 29%
В 42%
С 29%
Н
Критерий: поиск информации в сети Интернет
Высокий - умеет быстро и самостоятельно организовать поиск информации в сети Интернет
Средний – умеет осуществлять поиск информации в сети Интернет
Низкий – не умеет организовывать поиск информации в сети Интернет
Критерий: Умение работать в текстовом редакторе
Высокий – умеет работать с клавиатурой, вводить тескт, форматировать его
Средний – обладает достаточными умениями работы в текстовом редакторе
Низкий – не умеет работать в текстовом редакторе
Критерий: Умение работать в мастере создания презентаций
Высокий – умеет вставлять и форматировать картинки, владеет приемами использования аудио и видео форматов в презентациях, умеет использовать гиперссылки
Средний – знает, но не умеет вставлять и форматировать картинки, имеет недостаточный (частичный) уровень владения приемами использования аудио и видео форматов в презентациях и гиперссылок
Низкий – не знает и не умеет вставлять и форматировать картинки, не владеет приемами использования аудио и видео форматов и гиперссылок
Критерий: Умение переводить информацию из одной формы в другую
Высокий – умеет переводить информацию из одной формы в другую
Средний – частично владеет приемами перевода информации из одной формы в другую
Низкий – не умеет переводить информацию из одной формы в другую
Динамика развития умений работать в сети Интернет
Динамика развития умений работать в текстовом редакторе
Динамика развития умений работать в мастере создания презентаций
Динамика развития умений переводить информацию из одной формы в другую
Итак, уровень информационной компетенции учащихся напрямую связан с уровнем использования информационных возможностей ИКТ. В связи с этим мною было проведено анкетирование выпускников 9 классов:
1. Вопрос. Оцени свой уровень владения следующими программа:
Высокий Средний Затрудняюсь ответить
Текстовый редактор 36 % 63 % 1%
Вычислительные программы (Excel, OO Calc) 23 % 65 % 12%
Презентации 39 % 58 % 3%
Языки программирования 6 % 56 % 38%
Программы по работе в Интернете 58 % 42 % 0%
2 Вопрос. Типы заданий связанных с ИКТ:
Типы заданий связанных с ИКТ: % раз в месяц
Сетевая коммуникация между учениками 12%
Самостоятельная работа с источниками 80%
Поиск информации в Интернете 68%
Самостоятельная работа по сбору информации 88%
Создание и редактирование презентаций 70%
Создание и редактирование текстов 95%
Использование средств для построения диаграмм 34%
Создание и редактирование электронных таблиц 9%
Создание и редактирование графики 9%
Создание и редактирование видео 6%
Создание web-страниц и сайтов 5%
Результаты анкетирования показывают, что уровень владения информационными технологиями большинства учащихся хороший. Обучающиеся широко применяют свои знания для выполнения предложенных заданий (поиска информации, работы с аудио и видео материалами, составляют презентации к урокам, внеклассным мероприятиям). Западает использование электронных таблиц, т.к. два из этих класса с предметом Информатика познакомились лишь в 8 классе.
По курсу «Математика» наблюдается положительная динамика качества обученности:
I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
6 г 79,17% 72% 73% 76% 76%
6в 54,17% 62,5% 62,5% 65,22% 69,17%
Динамика качества образования 6-х классов по математике в 2013-2014 учебном году.
В 2014 году качество образования по математике в 4б классе составило 92%, а в 4г классе 87%.
I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
4Б 77,77% 88,89% 81,48% 81,48% 92,59%
4Г 54,17% 79,17% 79,17% 92,65% 86,96%
Динамика качества образования 5-х классов по математике в 2013-2014 учебном году.
Анализируя результаты 4 класса 2011-2012 учебного года, а также приняв во внимание пришедшую в школу форму тестирования приняла решение изменить методы оценивания результатов. Предложила учащимся в конце каждой темы проходить автоматические тесты. Для 4 классов подобные тесты были выложены в электронном дневнике, 6 классы проходили их в компьютерном классе. Для углубленной работы с изученной информацией учащиеся регулярно дома разрабатывали задания для устного счета, которые предлагали классу в начале следующего урока. Затем подобные задания усложнились и предстали в виде разработки презентаций с использованием изученной информации, а также логических заданий. В следствии этих изменений видна положительная динамика по математике, а также количество обучающихся, умеющих извлекать, анализировать информацию, создавать новую, увеличилось на 18%.
Обращая внимание на положительные стороны автоматического тестирования и увеличение тенденции самостоятельной работы, разработала и внедрила электронный учебно-методический ресурс по информатике для учащихся 5-11 классов, позволяющий диагностировать и корректировать уровень знаний и умений обучающих на каждом этапе обучения.
Ежегодно обучающиеся принимают участие в олимпиадном движении по информатике и математике в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга», занимают места в первой десятке.
Повышение уровня развития информационной компетенции подтверждается результативным участием обучающихся в разного рода конкурсной деятельности. Обучающиеся принимают активное участие в конкурсах и командных первенствах по математике, информатике и информационным технологиям:
в 2012 году ученики 5-х классов вошли в десятку лицейской олимпиады;
Во Всероссийском конкурсе-игре по математике «Слон»:
в 2012 году было 48 участника (максимальный балл -32,195),
в 2013 – 54 участника (максимальный балл -32,195 ),
в 2014 - 56 участников (максимальный балл -32 ).
Ежегодно обучающиеся принимают участие во Всероссийском игровом конкурсе «Инфознайка»:
в 2012 году было 39 участников (6 лауреатов),
в 2013 году - 40 участников (7 лауреатов),
в 2014 году – 35 участника (1 место в регионе),
в 2015 году – 64 участника (ждем результатов).
В 2014 году обучающиеся в рамках международной недели изучения информатики приняли участие во Всероссийской акции "Час кода".
3.2 Личные профессиональные достижения
За период 2010-2015 годов, поставив перед собой проблему создания условий для развития информационной компетенции обучающихся и достижения ими высоких предметных результатов по математике и информатике на уроках и вовнеурочной деятельности, были совершенствованы формы, методы и приемы, направленные на активизацию учебного процесса при обучении предметов: созданы и внедрены в практическую деятельность электронные комплекты дифференцированного дидактического и контрольно - измерительного материала по математике и информатике и ИКТ в соответствии с требованиями ЕГЭ. Осуществлена подборка эффективных форм домашнего задания, направленных на активизацию познавательной деятельности, развитие информационной компетенции обучающихся, навыков самоорганизации. Применение электронного учебно-методического ресурса осуществляется практически на каждом уроке информатики с 5 по 9 класс.
Отслеживая частоту использования электронной книги на уроке информатики, видим тенденцию роста:
Также видна и положительная динамика качества обученности в 2013-2014 учебный год.
Электронные комплекты по математике применялись в 6 классе, а также используются учителями начальных классов при подготовке к итоговой аттестации учащихся 4 классов. Самостоятельное создание дома заданий устного счета ученики 5 классов выполняют каждую неделю.
Участие в профессиональных презентациях и мастер-классах, представление опыта педагогической деятельности
Создан персональный сайт http://учительский сайт/Зубакина-Наталья-Анатольевна, где отражается педагогический опыт, представленный в публикациях (разработки уроков по математике, информатике, контрольно-измерительные материалы) и презентациях моих обучающихся.
В межаттестационный период принимала участие в вебинаре ИГ "Основа" по теме "Составление задания контроля знаний по математике", в вебинаре "О требованиях к электронным учебникам", во Всероссийской практической конференции "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколении".
В 2011 г. приняла участие в конкурсе профессионального мастерства "Фестиваль медиауроков" в номинации "Информатика".
Опыт педагогической деятельности представлен через открытые уроки: в 2011-2012 учебном году открытый урок по теме "Формы представления информации. Метод координат", в рамках Дня открытых дверей для родителей обучающихся 5-х классов открытый урок по теме «Упрощение выражений», В рамках предметной недели в 2013-2014 году было проведено внеурочное мероприятие - интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для обучающихся 6 классов; выступила на заседании методического объединения учителей математики и информатики по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики" (2014 год). В рамках предметной недели в 2014 году было проведено внеурочное мероприятие - интеллектуальная игра по информатике «Турнир смекалистых» для обучающихся 6-9 классов.
Педагогический опыт представлен через публикации на образовательных сайтах:
Методическая разработка "Контрольно-измерительный материал по информатике 8 класс", web-адрес:infourok.ru; http://numi.ru/docs/65852;
Разработка урока по математике в формате ФГОС 2 поколения на тему "Доля. Дробь" (5 класс), web-адрес:infourok.ru;
Методическая разработка "Тесты по математике 4 класс", web-адрес:infourok.ru;
Разработка презентации ученицы на тему "Обыкновенные дроби"(5 класс), web-адрес:infourok.ru.
Поощрения и награды
Почетная грамота управления образования города Екатеринбурга (2014 год);
Благодарственное письмо отдела образования администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (2014 год).
Сведения о повышении квалификации:
2011 год - УРЦОР ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», ОП «Подготовка к ЕГЭ по информатике», 102 ч.;
2012 год - ФГБО ВПО "Уральский государственный педагогический университет», ОП "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основной школы", 72 ч.;
2013 год - ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», ОП «Проблемы внедрения ФГОС общеобразовательной школы», 108 ч.;
2014 год - ГАОУДПО "Институт развития образования", "Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного экзамена" Модуль №1 для организаторов в ППЭ, ассистентов для участников ЕГЭ, ОГЭ с ОВЗ", 20 ч;
2014 год - ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, ОП «Проектирование современного урока: ФГОС, технология, содержание, преемственность», 108 ч.
Дополнительные сведения
В 2014 г. была членом жюри по оцениванию научно-исследовательских проектов в секции "Математика и информатика". Являюсь экспертом районной комиссии по проверке олимпиадных работ по информатике, в 2012 году была экспертом районной комиссии по проверке олимпиадных работ по математике.
4. Заключение
Проанализировав педагогическую деятельность за межаттестационный период, можно сделать выводы:
направление педагогической деятельности выбрано правильно;
работа продуктивна: задачи, поставленные на межаттестационный период, выполнены не полном объеме.
Как показал анализ результатов повышение информационой компетенции происходит не только через формальное внедрение компьютерной техники в учебный процесс, а также через изменение форм и методов образовательного процесса, переключение деятельности детей из строго учебной, в учебно-практическую и самостоятельную работу. Прототипом такой деятельности могут служить школьные проекты, в рамках которых все ключевые факторы формирования информационной компетенции могут осуществляться. Во-первых, это самостоятельный поиск и самостоятельная работа с источниками, особенно в виде домашней работы, когда школьник не стеснен во времени может более свободно реализовать свое стремление к новым технологиям, но в заданном учителем русле. Во-вторых, это работа в Интернете, но не в свободном режиме, а связанная с решением учебных задач. В-третьих, вовлекать в использование ИКТ учащихся следует как можно раньше, потому что опыт использования компьютера выступает одним из наиболее сильно влияющих на ИКК факторов. И, наконец, обязательно включать в любой образовательный проект презентацию результатов и их обсуждение в классе.
Цели и задачи на следующий межаттестационный период:
Цель:
Продолжить работу по формированию информационной компетенции обучающихся через использование дифференцированных заданий на уроках математики и информатики.
Задачи:
создать банк дифференцированных заданий для обучающихся по математике и информатике;
разработать методические рекомендации по их использованию для учителей математики и информатики.
Список литературы
Бажин И. Информационные системы менеджмента. Москва, 2010 г.
Бешенков С., Гейн А. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург, 2011 г.
Бешенков С., Кузьмина Н., Ракитина Е. Информатика – 11: Систематический курс. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2011 г.
Бешенков С., Лыскова В., Ракиткина Е. Информация и информационные процессы. Омск, 2012 г.Бешенков С., Лыскова В., Матвеева Н., Ракитина Е. Формализация и моделирование / Информатика и образование. 2011 г, № 5, 6, 7
Бешенков С., Ракитина Е. Информатика - 10: Систематический курс. Лаборатория Базовых Знаний, 2011г.
Бешенков С., Ракитина Е. Моделирование и формализация: Методическое пособие. Лаборатория Базовых Знаний, 2012г.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 6 класса / Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / Л.Л.Босова (в 2-х частях). – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика (книга для учителя). Москва, «Просвещение», 2001 г.
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. Москва, 2010 г.
Дидактические материалы по информатике. Москва, Информатика и образование, 2010 г.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум (в 2-х частях). Под ред. И.Г.Семакина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 10 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Информатика. 11 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Информатика. 6-7 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Информатика. 7-8 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Информатика. 7-9 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Информатика. 8-9 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Информатика. 9 класс. Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.
Конвенция о правах ребенка. 1989.
Конституция РФ. 12.12.1993.
Куперштейн В. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. Санкт-Петербург, 2010 г.
Лыскова В., Ракитина Е. Логика в информатике. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2011 г.
Матвеева Н., Конопатова Т., Панкратова Л., Челак Е. Информатика – 2: Учебник, рабочие тетради, методическое пособие. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2011 г.
Мачульский В.В., Гейн А.Г. Информационная культура. Информатика и информационные технологии. 10 класс / В.В.Мачульский, А.Г.Гейн. – Учебная книга. Ассоциация XXI век, 2010.
Мачульский В.В., Гейн А.Г. Информационная культура. Информатика и информационные технологии. 11 класс / В.В.Мачульский, А.Г.Гейн. – Учебная книга. Ассоциация XXI век, 2010.
Мачульский В.В., Гейн А.Г. Культура информационной деятельности. Базовый курс информатики и информационных технологий. 9 класс / В.В.Мачульский, А.Г.Гейн. – Учебная книга. Ассоциация XXI век, 2010.
Мачульский В.В., Гейн А.Г. Культура информационной деятельности. Базовый курс информатики и информационных технологий. 8 класс / В.В.Мачульский, А.Г.Гейн. – Учебная книга. Ассоциация XXI век, 2010.
Мачульский В.В., Гейн А.Г. Культура информационной деятельности. Базовый курс информатики и информационных технологий. 7 класс / В.В.Мачульский, А.Г.Гейн. – Учебная книга. Ассоциация XXI век, 2010.
Под редакцией Титоренко Г. Информационные технологии в маркетинге. Москва, 2010 г.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Программы для общеобразовательных учреждений 2 – 11 классы (информатика). Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.Г.Семакин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Устав МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 63.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования среднее (полное) общее образование.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Шафрин Ю. Азбука компьютерных технологий. Москва, 2011 г.
Шафрин Ю. Информационные технологии. Москва, 2012 г.
Интернет сайты:
http://festival.1september.ru/http://irro.ru/http://klyaksa.net/http://mbou63.ucoz.ruhttp://metodist.lbz.ruhttp://metod-kopilka.ruhttp://mon.gov.ru/http://pedsovet.org/http://school.edu.ruhttp://school-collection.edu.ruhttp://standart.edu.ruhttp://uraledu.ru/http://www.edu-all.ru/http://www.eduekb.ru/http://www.infojurnal.ruhttp://www.minobraz.ru/http://www.newseducation.ru/http://www.s-cool.ru/и другие
Приложение 1
-584835278130Электронный учебно-методический ресурс по информатике
Рис. 1 Главная страница электронного учебника
-60388523495
Рис. 2 Гимнастика для глаз
-365760-148590Рис. 3 Разработки для уроков 9 класса
-365760130175Рис. 4 Пример контрольной работы
Приложение 2
Рис. 5 Электронные контрольно-измерительные математике (4 класс)
Приложение 3
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 63
Учитель: Зубакина Наталья Анатольевна
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема урока: "Доли и дроби"
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цель: формирование понятия «доля», «обыкновенная дробь", «числитель», «знаменатель»; формирование умения читать, записывать обыкновенную дробь и объяснять ее содержательный смысл.
Задачи урока:
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Познавательные УУД: познакомить учащихся с понятием доли и дроби и его содержательным смыслом; научить правильно читать и записывать дроби; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Материалы и оборудование: учебник, карандаши, линейки, циркуль, цветные карандаши, цветная бумага, клей.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
знать понятия "дробь" и "доля", "знаменатель", "числитель";
запись дроби;
знать что такое половина, четверть, треть целого;
повышение активности учащихся на уроках для улучшения результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
обогащение математического словарного запаса
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант-управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Ход урока
1. Организационный момент
(Создать благоприятный психологический настрой на работу)
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю всем удачи
За работу, в добрый час!
2. Актуализация знаний.
Новые знания нам будет очень сложно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета.
А 15*11
З 24*3
И 0*17
К 125*8
О 51:17
Л 64/32
Т 40*60
Д 1000/125
Если вы верно найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, то прочитаете главное слово в теме нашего урока.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?
А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. В русском языке в 8 веке появилось новое слово, оно происходит от глагола, который означает разбивать, ломать на части. Загадка:
Она бывает барабанная или пальцами.
А еще она бывает охотничья. Что это?
Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!
(Тема урока: «Доли. Дроби»).
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
4. Первичное усвоение новых знаний
Приглашается к доске учащийся.
Задание. Начертите окружность радиусом 3 см. Разделите полученный круг на 8 частей, закрасьте 4 из них.
Как мы можем назвать отмеченную часть круга? (Доля)
Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Приведите примеры.
Но есть и другие доли. Например, четверть, треть. Приведите примеры из жизни.
Как образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части)
Для математической записи доли стали использовать обыкновенные дроби.
Например, 35-числительзнаменатель- сколько?каких? (опорная запись в тетради)
На доске: 35, 69, 712, 810, 47, 38, 12, 14, 13.Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель.
Назовите как понимаете каждую дробь?
(35-это целое разделили на 5 равных частй м взяли 3 части)
5. Первичная проверка понимания изученного.
Учитель предлагает ученикам решить задачу:
а) определить, какую часть от всех учеников в классе занимает каждый из них (работают самостоятельно).
б) определить, какую часть всех учащихся в классе составляют девочки (работа в парах).
в) определить, какую часть этот класс составляет в параллели 5 классов (работа в парах).
г) определить, какую часть зимние месяцы составляют от всех месяцев года.
Проверка и обсуждение результатов.
6. Физкультминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс,
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем все бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
7. Первичное закрепление изученного.
Выполняют по группам творческое задание.
Учащимся предлагаются различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество долей и склеить как требуется.
Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.
Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.
2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.
Один целый треугольник. Это встречный парус.
Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.
Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.
8. Контроль усвоения изученного материала
Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся.
1 вариант.
№ 901
2 вариант.
№ 902
9. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания
10.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.
Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.
Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.