ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД МБОУ – СОШ №13 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАРЕСЬЕВА
ЛАПТЕВА Г.В.
Деятельность воспитателя групп продленного дня в школе строится на базе следующих документов: Конституции и законов РФ, указов Президента РФ, решений Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правил и норм охраны труда, правил и норм охраны здоровья, обучающихся и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Воспитатель групп продленного дня обязан соблюдать Конвенцию о правах ребенка. Запрещается воспитателю групп продленного дня использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной, или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.Школа представляет собой своего рода лингвистическо-эстетический центр, где дети имеют возможность полноценно, всесторонне развиваться. Развивая интеллектуальные умения, обогащая знаниями, в школе большое внимание уделяется и развитию коммуникативных умений учащихся, предоставляя каждому из них возможность сомореализовываться, развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Разумеется, при таких масштабных целях образовательное учреждение функционирует в достаточно сложном режиме.
Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в серьёзную общественно значимую деятельность – учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы не только вооружить учащихся знанием основ наук, но и сформировать гармонически развитую личность. И роль воспитателя групп продленного дня по своей функциональности несколько выходит за рамки обычных представлений. Воспитатель групп продленного дня в школе - это и учитель, и психолог, и культуролог, и массовик-затейник и просто верный, внимательный друг каждого ребенка.
Очень важно создать в детском коллективе атмосферу сотрудничества и поддержки, особенно в единстве с веселыми упражнениями, что помогает понизить уровень напряженности и уменьшить число проблем с дисциплиной. Подобная психологическая атмосфера в классе способствует более эффективному усвоению учебного материала, а воспитателям дает возможность использовать творческий потенциал каждого ребенка. В тех группах, где учитываются индивидуальные особенности личности учащихся, воспитателям удается добиться значительных результатов: на самоподготовке создается деловая атмосфера, все дети приобретают необходимые навыки самостоятельной работы, добросовестно выполняют домашние задания по всем предметам; постепенно преодолевая значительные различия в уровне их подготовленности. Многие воспитатели продленного дня регулярно обсуждают прошедший учебный день и намечают совместные мероприятия по работе со своей группой или с отдельными учащимися. Формированием подобной атмосферы и занимается воспитатель групп продленного дня. Этот процесс требует времени, терпения и тщательного планирования. Помимо вышеперечисленного и регулирования режимных моментов, отслеживания полноценного посещения детьми занятий первой или второй половины дня, необходимо упомянуть о важной работе с родителями учащихся. Общеизвестно, что все начинания в школе должны находить отражение в семье. И также общеизвестно, как нелегко порой бывает добиться подобного взаимопонимания. Каждая встреча и беседа с родителями учащегося тщательно планируется. Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. "Сначала о хорошем" - вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой. В первом классе встречи с родителями учеников носят особенный характер, т.к. воспитатель формирует не только детский коллектив, но и коллектив родителей. Гармоничное сочетание детского и взрослого коллективов дает прекрасную возможность воспитателю успешно реализовывать поставленные перед ним цели и задачи, эффективно проводить запланированные мероприятия, тщательно и планомерно создавая для своих подопечных «второй дом».
В группах продленного дня особое место занимает горячее питание (обеды) в столовой. А также ежедневно проводится контроль за выполнением домашнего задания и индивидуальные занятия с учащимися, требующими психолого-педагогической поддержки. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатели приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Нужно, чтобы ученику была понятна цель задания и эта цель воодушевляла его. Тогда он может с увлечением проделать очень много неинтересной, но нужной работы.
Очень часто воспитатели ссылаются на такую причину нежелания выполнения домашнего задания, как лень. Но ведь дети, пассивные в одной области деятельности, могут быть активными в другой, и эта особенность должна быть использована воспитателем в индивидуальной работе с ними. Так, есть немало детей, которые выполняют домашнее задание небрежно, но с большим желанием и охотой участвуют в трудовых делах.
Воспитателем групп продленного дня проводятся прогулки на свежем воздухе не менее 45 мин. Эта одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности детей. Прогулка расширяет кругозор, развивает познавательные интересы. Прогулка - это занятие на воздухе, она имеет свои цели, содержание, методику.
Дети посещают кружки организованные учителями и воспитателями групп продленного дня, а также кружки и спортивные секции, организованные в стенах школы. Важно, чтобы при проведении физкультурно-оздоровительных кружков не совпадали с днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии с экскурсиями с классом и т.п. С детьми организуются занятия по интересам и досуговая деятельность (настольные игры, конкурсы). Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПин). Чем младше возраст, тем интереснее должно быть само задание. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать, лучше воспитывать сознательное отношение к труду.
Учащиеся начальных классов очень любят слушать хорошее чтение воспитателем сказки, рассказа, стихотворения, статьи. Конечно, время от времени воспитателю следует почитать ребятам книгу, но главное – приучить их самих к ежедневному самостоятельному чтению. Воспитатели групп продленного дня создают все условия, чтобы деятельность ребят в свободное от уроков время была привлекательной и соответствовала их разносторонним интересам, а также опиралась на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.