Конспект урока литературы на тему Образ малой родины в стихотворениях русских и мордовских поэтов
Тема урока: «Образ малой родины в стихотворениях русских и мордовских поэтов».
А другой и не надо мне Родины,
Я умру, если с ней буду врозь.
Только б видеть простор
В белой роздыми,
Засыпая под шелест берёз...
А. Поперечный
Цели:
Образовательная: познакомить детей со стихотворениями Сергея Есенина «Эта улица мне знакома» и Кузьминовой Ларисы «Мордовия»; показать своеобразие образов малой родины в стихотворениях.
Развивающая: продолжить развитие читательских и аналитических компетенций школьников; развить навыки сопряжения лирики русских и мордовских поэтов.
Воспитательная: продолжить формирование национального самопознания школьников средствами художественной литературы; продолжать воспитание любви к родине, к малой родине.
Методы и приемы обучения: репродуктивный, эвристический, выразительное чтение, культурологический комментарий.
Оборудование: портреты поэтов, аудиозапись стихотворения С. Есенина «Эта улица мне знакома», иллюстрации дома С. Есенина в селе Константиново.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
1. Вступительное слово учителя
- Ребята, тема нашего урока «Образ малой родины в произведениях русских и мордовских поэтов», но прежде чем начать работу, давайте обратимся к эпиграфу. (Эпиграф). Эти строки принадлежат Александру Поперечному, и взяты они из «Песни о Родине». Как мы уже знаем, многие поэты в своем творчестве обращались к теме родины, а что же значит это слово для вас? (Наша страна, место, где мы родились).
-Для каждого из нас слово «родина» имеет разные значения, но все они сводятся к месту, где мы родились и к тому, что нас окружает. Однако существует выражение «малая родина», которое заявлено в теме нашего урока. Как выдумаете, чем же отличается родина от малой родины? (Родина- это более обобщенное понятие, а малая родина- более конкретное. Например наша родина – Россия, а наша малая родина – Мордовия, Саранск. )
-Правильно ребята, я соглашусь с вами. Малая родина определяет место, где мы родились, где каждый уголок напоминает что-то, это место, с которым связаны эмоционально.
2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения С.Есенина «Эта улица мне знакома» в прочтении Александра Злищева.
-А сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись стихотворения С.Есенина «Эта улица мне знакома» в прочтении Александра Злищева. (Звучит аудиозапись).
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?
Видно, видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю -
Сам немалый прошел там путь.
Только ближе к родимому краю
Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе - полевая солома,
Мир тебе - деревянный дом!
3. Эвристическая беседа
-Ребята, каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусти, теплыми воспоминаниями о родном доме, где родился поэт).
-А чем вызвано такое настроение? (Поэт долгое время не был дома, повидал много стран, но нигде ему не было лучше, чем в родном селе, где ему знакома каждая улочка, и его низенький деревянный дом. В аудиозаписи представлена лирическая мелодия, навевающая грусть и теплые воспоминания, что говорит о том, что схожая мелодия звучала в душе у поэта в момент написания стихотворения.
- Ребята, а как вы считаете, с чем неразрывно связан образ родины у поэтов? (С родным домом, местом, где они родились).
-Да, вы правы, но есть еще один компонент, который всегда присутствует в стихотворениях, тема которых родина, малая родина. Попробуйте найти строки в стихотворении, которые подтверждают это.
(Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
(Может быть, это описание природы? Ведь поэт во многих стихах восторгался природой Рязанской земли?)
-Молодцы, ребята, именно описание природы является неразлучным спутником образа родины в произведениях большинства поэтов. Ведь как еще описать место, в котором родился человек? Конечно же с помощью описания природы, растений, произрастающих в конкретной местности.
-А как вы думаете, что имел ввиду поэт под выражением «верблюд кирпичный»? (Поэт имел ввиду печь, которая завывала в дождливую погоду).
- Молодцы, ребята, а какие стихи других поэтов, посвященные теме малой родины, вы знаете?
( И. Суриков «Деревня»).
-Хорошо, а настроение стихотворения «Деревня» отличается от настроения стихотворения С. Есенина? (Да, отличается. В стихотворении Сурикова чувствуется радость от того, как поэт описывает родное место, а в стихотворении Есенина присутствует тоска).
- А чем вы можете объяснить это? Ведь оба поэта описывают свою малую родину, в чем же причина такого контраста? (Может быть Есенин на момент написания стихотворения сильно тосковал по дому, или просто на него нахлынули грустные воспоминания, связанные с этим местом.)
-Да, ребята, частично вы правы. Дело в том, что в 1923 году Есенину дважды довелось бывать в Константинове, благодаря чему на свет появился цикл стихов, посвященных малой родине. Среди них произведение «Эта улица мне знакома», посвященное дому, в котором родился и вырос поэт. Описывая это неказистое и уже порядком обветшавшее строение, Есенин отмечает: «Я любил этот дом деревянный, в бревнах теплилась грозная морщь». Завывания старой печи в дождливые дни, «полевая солома», покрывающая крышу – все это близко и знакомо поэту, который восстанавливает в памяти картины прошлого и сравнивает их с тем, что увидел. Родной дом Есенина почти не изменился, и окружающий его сад все так же полон удивительных звуков и запахов. Поэт, как и раньше, восхищается тем, что «держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню» и мечтает о том, чтобы навсегда вернуться в родные края. Однако он понимает, что это уже невозможно, и после короткой встречи с родительским домом неизбежно наступит длительная разлука, во время которой ему придется жить одними лишь воспоминаниями. Спустя годы Есенин признается: «Не искал я ни славы, ни покоя, я с тщетой этой славы знаком». Ранний отъезд в Москву кажется ему бессмысленным и ненужным, так как после этого жизнь поэта оказалась лишенной смысла. Оторванный от родного края, он только тогда смог в полной мере понять народную пословицу о том, что человек «где родился, там и пригодился», но теперь Есенин ничего не в состоянии изменить, так как связь с домом почти окончательно утрачена, и здесь он чувствует себя чужим и никому не нужным. «Но угасла та нежная дрема, все истлело в дыму голубом», признается поэт, сожалея о том, что столько лет он провел вдали от родного дома.
-Ребята, а теперь давайте посмотрим на иллюстрацию с изображением дома С.Есенина. Так ли вы представляли себе его дом? (Нет, не так. Этот дом очень скромный, мы думали, что у поэта был большой и светлый дом, в котором он провел свое детство.)
-Да, родной дом Есенина выглядел именно так, и именно туда рвалась душа поэта на протяжении долгой разлуки, именно там он впервые написал стихотворение, положившее начало творчеству. Ребята, а как вы считаете, какое место в творчестве поэта занимает тема малой родины? (Эта тема занимает важное место, ведь поэт был сильно привязан к дому и всегда восторгался просторами рязанской земли, ее голубым небом и золотыми полями ржи).
-Хорошо, а сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока.
4. Выразительное чтение учителем стихотворения Кузьминовой Ларисы «Мордовия».
-Ребята, дома вы прочитали стихотворение поэтессы, известной в узких кругах, Кузьминовой Ларисы. Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно вслушайтесь, ведь нас ждет серьезная работа.
Мордовия! Зовущий голос предков
Душе моей покоя не даёт.
Я выросшая на Кубани ветка,
Но корень мой в твоей земле живёт.
В твоей земле, в лесах твоих немолчных,
На стругах по Суре-реке скользя,
Из глубины веков, из стран полночных
Осели здесь мокшане и эрзя.
Их окружила матушка-природа,
Светило им созвездие Стожар.
И вышел из мордовского народа,
Былинный воин, славный Сияжар.
Тевтонских рыцарей топил он в Чудском,
За Русь стоял он супротив орды
С народом другом-побратимом русским,
Наград, не требуя за ратные труды.
А сколько на брегах на волжских пота
Вы пролили эрзяне-бурлаки.
Тянули лямку, адская работа
И пели, изнывая от тоски.
Иссохшие, измученные дети,
С отцами измождёнными, хоть в гроб,
Но знали вы, нет ничего на свете
Чего не выдюжит мордовский горб.
Мой дед ушёл от своего порога
На ту войну, да разве ж он один.
Его танкиста довела дорога
До логова фашистского в Берлин.
Предателей война не породила,
О, мой великий, маленький народ.
В твоих героях честь твоя и сила,
И славой воинской не обделён мой род.
В Буэнос-Айресе он жил укромно,
Ещё о том не вспомнить мне нельзя.
Мир восхитил мой соплеменник скромный,
Великий скульптор и творец Эрьзя!
Я родилась на солнечной Кубани,
Но предков зов не отменял никто.
Мордовия, ты снишься мне ночами
И на столе лежат, умарь кавто-Ребята, что вы можете сказать о теме этого стихотворения? (Тема малой родины).
-Правильно. Я думаю, что во время домашнего прочтения этого стихотворения у вас возникли некоторые трудности с пониманием некоторых слов. Давайте разберем их вместе.
5. Культурологический комментарий
- Итак, ребята, в тексте встречается лексика, понять которую очень трудно без привлечения дополнительной литературы. Давайте работать по цепочке, каждый должен назвать слово, смысл которого не ясен. Начинаем работу.
1 ученик: на стругах по Суре-реке скользя, что такое струги?
-Ребята, есть у кого-нибудь какие-то догадки? (Может это древнее средство передвижения по воде?)
-Молодцы, стругами называли лёгкие, быстроходные суда, обладавшие хорошей мореходностью. Их малая осадка, не более 1,5 м, позволяла стругам плавать по мелководью по рекам и озёрам.
2 ученик: а мне непонятно слово «Стожар», наверно оно обозначает что-то национальное?
- Ребята, Стожар – это название разных (по местностям) созвездий: Плеяд, Тельца, а также Большой и Малой Медведицы с Полярной звездой в центре. «Небо начинало светлеть на востоке и стожары опускаться к горизонту.» Л.Толстой.
3 ученик: а былинный воин Сияжар имеет какое-либо отношение к Мордовии?
- Ребята, Сияжар – имя мордовского богатыря, защищавшего родную землю от врагов. Согласно былинам, Сияжар был очень сильным и ловким, поэтому в бою ему не было равных. А это герой никого вам не напоминает? (Может быть великого русского богатыря, Илью Муромца. Он ведь тоже отличался силой и ловкостью).
- Хорошо, продолжаем нашу работу.
4 ученик: а что такое «умарь кавто»?
- В переводе с мокшанского, это выражение означает «два яблока». Ребята, а разве у вас больше не возникло трудностей с пониманием текста? (Нет, все понятно).
6. Эвристическая беседа
-Хорошо, тогда расскажите мне, как вы понимаете строки «тевтонских рыцарей топил он в Чудском, за Русь стоял он супротив орды»? (В битве на Чудском озере тевтонский орден потерпел поражение и ушел под лед, а руководил битвой А.Невский. А также здесь имеется в виду сопротивление, которое было оказано Золотой орде, которая была представлена кочевниками.).
- Совершенно верно, ребята, а вы знаете, кто такой Эрьзя? И почему его имя упомянуто в стихотворении? (Эрьзя – известный мордовский скульптор. В нашем городе даже есть музей, который носит название его имени, где представлены все работы мордовского скульптора. Это имя упомянуто в стихотворении скорее всего потому, что Эрьзя прославил Мордовию и эрьзянский народ.
-Молодцы, ребята, я думаю, что теперь вы готовы к анализу стихотворения «Мордовия».
7. Создание проблемной ситуации
-Итак, ребята, как мы уже сказали, тема стихотворения – «малая родина». А как вы думаете, почему автор решила написать это произведение, ведь она в первых строчках говорит, что выросла на Кубани? (Потому что ее предки, родились в Мордовии, и она считает это место своей малой родиной.)
- Хорошо, а в чем вы видите сходство и различие между двумя стихотворениями? (Оба стихотворения относятся к теме малой родины, но стихотворение Есенина проникнуто грустью, а в стихотворении Кузьминовой Ларисы мы видим восхищение мордовским народом и ее землей).
-Молодцы, а что вы скажете о содержании стихотворений? (В стихотворении «Мордовия» автор говорит не только о своей малой родине, но и о ее истории, о Сияжаре, о том, как ее дед воевал с фашистами, и том, как обосновался народ на нашей земле.)
- А как вы думаете, зачем поэтесса обращается к истории? (Этим она показывает, что восторгается Мордовией, ее прошлым и настоящим. )
- Как вы думаете, можно ли сделать вывод о том, каков на самом деле мордовский народ, опираясь на данное стихотворение? (Да, можно сказать, что мордва очень талантливый народ, выносливый, сильный, может вынести любые трудности).
- Совершенно верно. Стихотворение заканчивается строками «Мордовия, ты снишься мне ночами, и на столе лежат, умарь кавто». Как вы считаете, почему автор использует слова на мордовском языке? (Может быть, автор хотела показать, что не только любит Мордовию, но и знает язык, на котором говорит мордва.).
- Конечно, высказываясь на мокшанском языке, автор доказывает свою любовь и сердечную преданность мордовскому краю, где родились ее предки. Но случайно ли автор упоминает яблоки в последней строчке? (Скорее всего, может это то, что на самом деле лежало перед ее глазами).
-Да, это может быть и так. А не считаете ли вы, что яблоки являются олицетворением Кубани? Ведь Кубань издавна известна большими садами и хорошим урожаем яблок. (Да, скорее всего, поэтому автор использует это в тексте.)
-Ребята, а как называется термин, обозначающий подробность пейзажа, портрета, интерьера или образа человека? (Это деталь).
-Правильно, поэтому яблоки и являются деталью, говорящей о том, что поэтесса живет на Кубани, но даже самый главный признак этого региона она произносит на мокшанском языке. Именно это и подтверждает любовь поэтессы к малой родине.
III. Рефлексия
-Ребята, сегодня на уроке мы проделали большую работу, познакомившись и проанализировав два стихотворения, посвященных теме малой родины. Давайте вновь обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, случайно ли он был подобран?
Система вопросов
Какое из этих произведений вам понравилось больше?
Что объединяет эти стихи?
В чем проявляется своеобразие стихотворения «Мордовия»?
Как вы считаете, насколько значима тема малой родины в русской и мордовской поэзии?
От каких факторов зависит настроение стихотворения?
Для чего в стихотворении «Мордовия» автор использует художественную деталь?
IV.Подведение итогов
V.Домашнее задание (ответить письменно на вопрос: как вы считаете, какую роль сыграла малая родина С. Есенина в его творчестве?)
15