Урок профессионального труда (слесарное дело) в 9 классе «Электроточило. Правила безопасной работы на станке»
МКОУ «С(К)ОШИ №7 VIII вида г.Олекминска РС(Я)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: профессиональный труд (слесарное дело)
«Электроточило. Правила безопасной работы на станке»
Автор: Ноговицын Евгений Георгиевич,
учитель высшей категории,
почетный работник общего образования РФ.
Г. Олекминск
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: профессиональный труд (слесарное дело)
Класс: 9 «А»
Тема урока: Электроточило. Правила безопасной работы на станке.
Цель урока: Ознакомление учащихся с назначением станка, принципом работы, составными частями. Изучить правила безопасности работы на станке.
Коррекционная цель: развитие глазомера, координация движений.
Воспитательная цель: Культура труда, взаимопомощь.
Оборудование: Станок, наглядность (цветной плакат), Правила безопасной работы
(цветной плакат), технологическая карта.
Операционный план. Образец изделия.
Требования к изделию (цветной плакат).
Заготовки: кровельная жесть по 4 шт. на каждого учащегося.
Оправки: угольники, бруски.
Рабочие тетради. Инструменты.
Тип урока: Комбинированный урок (обобщение, систематизация пройденного материала,
освоение новых знаний, словарная работа).
Методы обучения: Рассказ с показом наглядности, устный опрос, демонстрация готового изделия, требования к изделию, технология обработки кромок на станке и гибка кровельной жести оправках.
Ход урока.
I. Теоретическая часть урока
1.1. Организационная часть – 3 мин.
Подготовка к уроку – раздача рабочих тетрадей, ручек. Проверка присутствующих на уроке, по списку.
1.2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
Вопросы к учащимся:
- Что относится к тонкому листовому металлу?
- Белая, черная жесть, почему так называется этот металл?
- Чем разрезают листовой металл?
- Устройство ножниц.
1.3. Объяснение нового материала – 15 мин.
В нашей мастерской имеются станки по обработке металла. Самым нужным из них является Электроточило.
Станок предназначен:
Для заточки инструмента: сверл, резцов, зубил, кернов (практический показ инструмента).
Снятия заусенец.
Снятия острых кромок с заготовок (практический показ заготовок).
Электроточило состоит: (показ наглядности – плаката)
Станина (основание).
Кнопки «ПУСК», «СТОП».
Ванночка для охлаждения.
Подручники.
Электродвигатель.
Заточные (абразивные) круги (камни).
4 шайбы, 2 гайки.
Экран.
Кожуха.
Принцип работы станка:
Вал электродвигателя является шпинделем станка, на котором с обеих сторон крепятся абразивные камни.
При включенном станке инструмент или заготовка подается к абразивным камням, происходит заточка инструмента или снятие острых кромок заготовки.
ЭЛЕКТРОТОЧИЛО – СТАНОК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ!!
Перед работой на станке изучим Правила безопасной работы.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ при РАБОТЕ НА ЭЛЕКТРОТОЧИЛЕ
Надеть куртку, перчатки, очки.
Проверить исправность станка.
Перед включением электроточила необходимо проверить состояние кругов, экрана, кожухов, подручников.
На заточном круге не должно быть трещин, сколов, выбоин.
Зазор между краем подручника и заточного круга должен быть 2-3 мм.
Опилки сметать щеткой.
СЛОВАРЬ:
1. Электроточило
2. Подручники
3. Кожуха.
1.4. Вводный инструктаж. – 10 мин.
Сегодня на уроке каждый из вас должен сделать по четыре кузовка и на каждом кузовке, на электроточиле, с соблюдением Правил безопасной работы, снять острые кромки задних углов кузовка.
Практический показ выполнения работ на электроточиле с комментариями.
Включаем станок, кладем на край подлокотника кузовок, под определенным углом и слегка касаясь абразивного камня (заточного круга) чуть прижимаем, постоянно контролируя снятие острых кромок на глаз или пальцем.
Сегодня на уроке продолжим нашу практическую работу по изготовлению зольного совка.
1. Показ готового изделия. 2. Показ операционного плана.
На прошлых уроках мы готовили заготовки, выполняли разметочными инструментами плоскостную разметку, осуществляли разрезы на клапанах заготовок ножницами.
Сегодня вам надо выполнить гибку на оправках ваших заготовок, используя для этого оправки: угольники, деревянные бруски.
1.5. Последовательность гибки кузовка.
1. Показ технологической карты. 2. Показ шаблона кузовка.
Уголки зажаты в тисках, между ними вставляется заготовка, и киянкой наносятся удары по линиям разметки.
Выполняется гибка бортиков кузовка.
Уголки убираются, и вместо них с заготовкой в тисках крепится деревянный брусок.
Выполняется гибка клапанов, а затем гибка широкого клапана.
Снимается заготовка вместе с деревянным бруском и киянкой сверху
наносятся удары по широкому клапану.
На электроточиле снимаются острые кромки двух углов кузовка с
соблюдением Правил безопасной работы на станке.
Контроль обработки острых кромок:
А) - на глаз
Б) - на ощупь
СЛОВАРЬ:
Жесть
Брусок
Угольник
Линейка
Кернер
Киянка
Верстак
Тиски
Молоток
II. Практическая работа – 32 мин.
2.1. Рабочее место: верстак
2.2. Оборудование: тиски, плита
2.3. Инструмент: киянки, молоток
Подготовка оправок для гибки.
Выполнение последовательно приемов гибки с использованием угольников (2шт.) и деревянного бруска.
Проверка точности нанесения рисок на заготовках.
2.4. Текущий инструктаж – 5 мин.
Текущий инструктаж проводится фронтально для всей группы, или индивидуально когда учащиеся испытывают на данный момент определенные трудности:
а) При закрытии широкого клапана кузовка.
б) При снятии острых кромок углов на станке.
в) Нанесение разной по силе ударов киянкой в процессе гибки.
г) Правильная установка оправок – двух уголков в тисках, от чего зависит четкая
гибка кромок заготовки.
д) Правильная установка оправки – деревянного бруска при гибки широкого клапан кузовка.
2.5. Требования к изделию:
- Аккуратность
- Качество
- Товарный вид изделия
III. Заключительный инструктаж – 10 мин.
3.1. Вопросы к учащимся по пройденной на уроке теме:
Для чего нужен станок?
Назовите основные части станка.
Для чего нужны подручники?
Почему кожуха изготовляются из толстой листовой стали?
Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе на станке?
3.2. Оценка работ учащихся:
- отметка недостатков в работе над изделием
- отметка рациональных приемов при выполнении практической работы
- соблюдение правил безопасности при работе на станке
- лучшая работа учащихся
- дисциплина на уроке
3.3. Уборка рабочего места – 3 мин.:
- уборка инструмента
- уборка оправок
- уборка с верстака (совок, щетка)
Конец урока.
Перемена между уроками – 10 мин.
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
15