Методические рекомендации РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ






















Женетль Елена Григорьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18
г. Майкоп, Республика Адыгея
занявшая(ий) II место
во Всероссийском конкурсе
«Язык - есть исповедь народа»
в номинации «Лучшая Методическая разработка»


Эл №ФС77-60169






РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Женетль Елена Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 18 г. Майкоп

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в начальной школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать русский язык в письменной форме.
Орфографическая грамотность – это составляющая часть общеязыковой культуры. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний: один из вариантов выбирает пишущий.
Обучающиеся начальных классов допускают орфографические ошибки по ряду причин:
- пишут невнимательно, рассеяно, поспешно или медленно при этом не успевают применить свои знания;
- не видят орфограмм (у учащихся не сформирована орфографическая зоркость);
- допускают ошибки на одной из ступеней алгоритма проверки орфограммы;
- учащиеся с русским неродным языком не понимают значения слова, словосочетания, предложения;
- ограничен словарный запас учащихся, падает интерес к чтению.
Проанализировав срезовые контрольные работы по русскому языку обучающихся начальных классов, можно сделать вывод: наиболее характерные ошибки в письме школьников в написании гласных после шипящих, большой буквы в именах собственных, в безударных гласных в корне слова, в словах с парными звонкими и глухими согласными, в безударных падежных окончаниях имен существительных. Именно поэтому обучение правописанию слов с данными орфограммами, предупреждение ошибок на эти правила должны быть в поле зрения учителя на протяжении всего периода начального обучения. Следовательно, на уроках русского языка в начальной школе необходимо систематически проводить серьезную работу по предупреждению ошибок и работе над ними так как - это важные звенья в цепи приемов выработки орфографических навыков.
Работа над ошибками должна проводиться в обязательном порядке ежедневно в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных работ после контрольного диктанта, обучающего изложения, и эта работа в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
На уроке, проводя работу над ошибками, учитель отмечает успехи детей, изменения к лучшему. И вместе с тем помогает им прийти к выводу, о том, что ошибки ещё встречаются в работах, а значит, надо учиться искать причины ошибок. Одной из главных задач таких уроков является формирование умения обнаруживать причину своей ошибки. Это умение предполагает анализ того, на каком именно этапе решения орфографической задачи была допущена ошибка: на этапе нахождения орфограммы; обнаружения морфемы, в которой находится орфограмма или же на этапе решения орфографической задачи.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы научить обучающемуся по тому, что написано в его тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не были совершены при написании текста.
Во время выполнения работы над ошибками для обучающихся, которые не допустили ошибок в диктанте (изложении), можно подготовить дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность, например, составление рассказа по плану. Или обучающихся, которые написали работу без ошибок, посадить с теми, кто сделал много ошибок. При этом слабый ученик получает задание работать по памятке, а сильный – поработать учителем и помогать советами.
Каждый ребёнок работает над своим типом ошибок.
При работе над ошибкой, допущенной, например, в безударной гласной в корне, проверяемой ударением, ученик может рассуждать так: Выписываю слово правильно. Ставлю ударение. (Поля
·). Выделяю корень, в корне подчеркиваю безударную гласную. Подбираю проверочное слово. Привожу ещё один пример на эту орфограмму. Поля
·, по
·ле - поля
·, во
·лны- волна
·.
Если ошибка допущена, в корне слова с глухим и звонким согласным, то ученик может рассуждать так: Выписываю слово правильно. Нахожу в слове согласный, который требует проверки, подчеркиваю его. (Подсказка). Выделяю корень. Изменяю слово или подбираю родственное слово, в котором после согласного стоит гласный. Подска
·зывать – подска
·зка.
Систематическая работа учащихся над ошибками направлена на осознание сущности проверки. Главное, чтобы учащийся усвоил алгоритм работы над ошибками разных типов. Для того чтобы облегчить учащимся такую работу, каждому ученику учитель выдаёт памятку для работы над ошибками, в которой есть указание, какие операции, и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить орфограмму.
Проверяя работу ученика в тетради, учитель исправляет ошибку и на полях указывает номер орфограммы, который указывает на то, по какому пункту надо выполнять работу. После того как работа над ошибками выполнялась учеником в классе много раз под руководством учителя, дома он в состоянии выполнить её самостоятельно, пользуясь памяткой с образцами.
В памятку включены орфограммы, которые были изучены во 2 классе и будут изучаться в 3 классе.

Памятка для ученика 3 класса.
Работа над ошибками

1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корабли вышли в море. Тихо в лесу.
2. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два на эту орфограмму.
Делай так: Елена, Алексей, Волга, Майкоп, Дон.
3. Пропуск, замена, перестановка букв.
Выпиши слово, подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: Машина, звонок, собака.
4. Перенос слова.
Запиши слово со всеми вариантами переноса.
Делай так: ма-ленький, малень-кий.
5. Мягкий знак Ь, показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: письмо, коньки, мальчик.
6. Гласные после шипящих Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание. Запиши ещё два на эту орфограмму. Делай так: Машина, шил, чудо, чулки, задача.
7. Сочетание чк ,чн, нщ, щн
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание, запиши ещё два слова.
Делай так: речка, печка, срочный, мощный.
8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Запиши ещё один пример. Делай так: Поля
·, по
·ле - поля
·, во
·лны- волна
·.
9. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется, обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так: я
·года, я
·года, я
·года, я
·годный, я
·годка.
10. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Выдели корень. Напиши проверочное слово. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: Дуб – дубы, мороз – морозы, ягодка – ягоды.
11. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Делай так: Соловьи, вьюга, листья, семья.
12. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку, подчеркни гласную.
( ( ( (
Делай так: Подъезд, съезд, съел, объехал.
13. Двойные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Касса, кас-са, кассовый, кассир.
14. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел. Делай так: За_домом – за (чем?) домом, за _ новым домом.
15. Непроизносимые согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: Звёздный, звезда, звездочка.
16. Не с глаголом.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два на это привило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: Не_пришёл, не_сказал, не_знал.
Систематическая работа над ошибками даст положительные результаты, повысит качество знаний учащихся.


Используемая литература
1. Блюз С.М. Работа над ошибками // Начальная школа, 2004, № 8.
2. Железная Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку // Начальная школа, 2003, № 4.
3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987, 414 с. 4. Петрова В.И. Как можно работать над ошибками //Начальная школа плюс до и после. -  2007, № 3.
5.С.А. Сейфулина. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи //Начальная школа плюс до и после. – 2004,  № 3.