Обучение по методике В.Ф.Шаталова
Обучение по методике В.Ф.Шаталова
В апреле 1992 года я прошла курсовую подготовку по системе В.Ф.Шаталова в г. Донецк и побывала на семинарах Донецкой лаборатории, имела возможность посещать уроки в экспериментальных классах.
Начиная с 1992 г. использую методику преподавания В.Ф.Шаталова.
Блочная подача
материала
восприятие озвучивание
Опора
сигнал
(опорный конспект)
Плашка
(набор письменных заданий)
Методика
В.Ф.Шаталова
Листы взаимоконтроля и самоконтроля
Функция Опорного Сигнала:
1. Служит опорой для мысли обучающегося, при разных формах работы.
2. Развивают логическое мышление и монологическую речь обучающегося.
3. Наглядное пособие и средство обратной связи.
4. Дидактический материал или карточка при разных формах
индивидуальной работы.
За долгие годы работы могу с уверенностью сказать, что главное достоинство этой системы заключается в том, что обучающиеся, которых обучают «по Шаталову», не проявляют отвращения к учёбе, школе, коллективным отношениям, привычны к систематическому честному труду, товарищеской взаимопомощи, открытой критике и самооценке.
Памятка
(как работать с опорным сигналом)
1. Вспомни объяснение учителя на уроке и
постарайся разобраться в опорном сигнале.
2. Прочитай материал учебника, сопоставь
его с опорным конспектом.
3. Найди в тексте учебника объяснение к
каждому опорному сигналу.
4. Выучи правило, определение.
5. Ответь на вопросы.
6. Перескажи материал учебника, пользуясь
опорным сигналом.
7. Воспроизведи опорный конспект по памяти,
сопоставь с образцом, исправь ошибки.
8. Воспроизведи опорный конспект повторно.
Основная задача опорных сигналов обеспечить логически последовательное раскрытие темы и при изложении нового материала учителем, и при подготовке обучающихся к урокам, и при всех видах устных ответов, а также дать основу для развития творческого мышления ребят.
Работа с опорными сигналами благотворно отражается на развитии речи обучающихся.
Ориентируясь на выделенные опорные знания и умения, а также учитывая общий уровень подготовленности класса, определяется количество уроков первичного восприятия нового материала, комбинированных уроков или уроков проработки основополагающего материала с помощью групповой работы обучающихся.
Осуществляя принцип гуманизации обучения, обучающиеся научились помогать друг другу, работая в группах, и этот факт особо радует.
Самоконтроль – один из способов активизации процесса обучения. Он даёт возможность поддерживать интерес обучающихся к предмету, влияет на улучшение качества знаний и их осознанность. Самоконтроль, как один из компонентов полноценной учебной деятельности, занимает особое место в её структуре: действия контроля направлены на саму деятельность и фиксируют отношение обучающегося к себе как её субъекту. Но самоконтролю надо обучать обучающихся специально: инструктировать их о требованиях к выполняемой работе и её частям, знакомить со способами осуществления самоконтроля, выполнять упражнения по усвоению и использованию этих способов.
Ведомость открытого тематического учёта знаний
Магнитофонный опрос
Релейная контрольная работа
(по плашке)