Конспект мероприятия Чудо-басни.Басни И А Крылова 2-3 класс
План-конспект урока
составила Маногарова Наталья Валерьевна,
учитель 2 в класса
Класс: 2в
Предмет: литературное чтение
Учебник:
Название раздела, темы: И.А. Крылов. Басни.
Тема мероприятия: «Чудо басни.»Цель урока: формирование интереса к чтению басен И.А. Крылова
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с баснями И.А. Крылова ,как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Литература: .книги с баснями И.А. Крылова
Межпредметные связи: география
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ruПлан урока Методы обучения Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Словесный регулятивные: саморегуляция личностные: внимание, уважение к окружающим;
РАЗДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
-ВОЗЬМИТЕ КАРТОЧКУ и догадайся за каким столом твое место Выбор группы для дальнейшего сотрудничества и поиска
Организация начала урока Словесный, метод мотивации учебной деятельности регулятивные: саморегуляция личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;Психологический настрой детей
-Посмотри в глаза своему соседу и мысленно пожелай ему успеха , улыбнитесь, погладь себя по головке если ты хочешь соблюдать все правила культурного общения . Самоорганизация
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент урока Индивидуальная работа, парная, коллективная личностные: внимание АВидео сюжеты из мультфильмов (Басни И А Крылова) Подготовка речевого аппарата к говорению
2.Мотивация к учебной деятельности Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание . Проблемный вопрос:
Что общего у этих сюжетов ? ( отрывки по мотивам басен)
Проблемный вопрос: Сформулируйте тему нашей викторины .
(басни)
Что общего у всех зверей на столах ?( герои басен Крылова)
Анализ, сопоставление.
Формулируют предполагаемую тему занятия;
Построение ответа на поставленный вопрос.
соблюдение правил речевого поведения
\
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание Целеполагание.
Сегодня вы участники викторины. Команды победители получат звание «Знатоки басен Крылова И.А
Ответьте руками. Команды готовы?
Какой предмет на столе поможет узнать значение слова «басня»?
( толковый словарь).
составляют план своей деятельности,.Отвечают на вопросы.
Работа со словарем
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
1.Актуализация знаний
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Что вы уже знаете о басне?
( сказка про 5 сестер)
Отвечают на вопросы учителя.
Развитие воображения
Инсценировка басни « Стрекоза и Муравей»
Слушают рассказ мы отправляемся в виртуальное путешествие в далекую древнюю страну
Закройте глаза, положите голову на парту.
Рассказ о Эзопе и Крылове.
Инсценировка басни « Стрекоза и Муравей»
Рассказ группой ребят о Крылове
Инсценировка басни « Стрекоза и Муравей»
Физ. минутка (пауза релаксации) личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. Физ.минутка »
Организует разминку. Активно выполняют физические упражнения
1 конкурс
«Продолжи строки из басен»
Инсценировка басни «Кукушка и Петух»
1 группа – «Узнай басню по цитате»
2 группа – « Узнай басню»
3 группа конкурс - « Бюро находок»
Инсценировка басни
«Заяц и Черепаха»
конкурс - « Разберись»
Инсценировка «Ворона и Лисица»
выступление перед аудиторией. личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач Организационная. Правила работы в группе.
«Ты все пела, это дело…
(так поди же попляши)
«Когда в товарищах согласья нет…( на лад их дело не пойдет)
«Уж сколько раз твердили миру…
(что лесть гнусна, вредна..)Ай, Моська, знать она сильна..( коль лает на слона)
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)
Инсценировка басни «Кукушка и Петух»
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
3 конкурс – « Узнай басню»
Ведущий. Сейчас вам будет предложено несколько слов из хорошо известной басни. Вы должны поочерёдно отгадать басню.
“Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…”
“Улица, Слон, зеваки…”
“Старость, глаза, очки, Мартышка…”
«Воробей, кукушка, петух»
Ответы: (1. “Ворона и Лисица”. 2. “Слон и Моська”. 3.“Мартышка и очки”.)«Кукушка и Петух»
В Бюро находок поступило много различных вещей:
Сыр - Лисица
Очки - Обезьяна
Зеркало- Обезьяна
Виноград- Лисица
Скрипка-
Команды должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адреса.
(Название басни и герои)
Инсценировка басни
«Заяц и Черепаха»
Центон-это юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения.
Назовите басни
1)Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою:
“А, кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор.” («Свинья под дубом», «Ворона и лисица»)
2)Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)
3)Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)
Инсценировка «Ворона и Лисица»
Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Инсценировка басни «Кукушка и Петух»
Инсценировка басни
«Заяц и Черепаха»
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
Коллективное написание сиквейна на басню
Басня-сущ.
Смешная, поучительная.-прилВоспитывает, развивает, учит.-глагДает возможность изменить себя.
2.Самооценка Самоанализ Анализ работы учащихся. Самооценка работы на уроке.
домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали любой басни
4.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)