Разработка открытого урока по математике Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения числа 3

Тема: Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения 3.


Цель: формировать умение использовать таблицу 3 при решении примеров и задач, развивать память, внимание, интерес к урокам математики, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.


Оборудование:
рисунок корабля и моря;
сказочные персонажи (попугай Гоша, розовый слон, Львенок, обезьянка);
индивидуальные карточки с примерами (3 штуки);
таблица (примеры) – для самостоятельной работы;
геометрический материал (поросенок, домик);
песня «Чунга-чанга».


Ход урока


І. Организационный момент: поздороваться с гостями, проверка готовности к уроку.


ІІ. Сообщение темы урока:
Ребята, сегодня мы отправляемся в морское путешествие на корабле. Это путешествие далекое, интересное, будут встречи с жителями островов, но плавание наше может быть и опасным, так как корабль может в пути застигнуть буря, шторм или он может сесть на мель. Поэтому берем с собой самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых матросов.
А есть ли среди вас такие? Ну, что же, тогда скорее в путь!!! В путешествии и проверим.
Располагайтесь поудобнее на местах. Вперед!




ІІІ. Основная часть.

Мы подплываем к острову львят, вам нужно выполнить задание львенка Р-р-мяу:

Запишите ряд чисел: 18, 29, 3, 45, 37



Назовите число, которое отличается от других.
Число 3

Почему?
Это число однозначное, а все остальные – двузначные.




Во втором ряду запишите числа, каждое увеличив на 10:




Проверим
28, 39, 13, 55, 47




Под этими числами, в третьем ряду запишите числа, которые нужно уменьшить на 13:




Проверим
15, 26, 0, 42, 34


Львенок прощается с вами. Плывем дальше.


На корабле у каждого свои обязанности, и нам надо выполнить разные задания капитана корабля:
Пока три матроса будут заполнять таблицы, три матроса работать по индивидуальным карточкам, остальные – решать примеры с комментированием:

3*
1
7
8
4
6

3*
2
7
4
6
5

3*
3
8
9
1
10


3
21
24
12
18


6
21
12
18
15


9
24
27
3
30


Самостоятельная работа по карточкам: № 12-3 (+) 81, 82, 83, 58
№ 12-2 (-) 66, 56, 65, 15
№ 17-4 (с.1) 8, 8, 6, 6

Примеры: 2 * 7 – 13 = 1
50 – 3 * 5 = 35
16 / 2 + 28 = 36

Первую таблицу проверяю я, а вторую и третью – контролеры.



С заданием капитана мы справились, теперь отправляемся дальше.
А это остров обезьян. Веселая мартышка задает вам такие веселые задачи. Нужно устно посчитать и ответ скорее дать.


1)
Есть у нашего Андрейки
7 монет по 3 копейки.
На покупку сладкой плюшки
Сколько денег у Андрюшки?
3 * 7 = 21 (коп.)





2)
Первый множитель 3, второй – 6. Найдите произведение.
3 * 6 = 18





3)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Матвей поймал трех окуней,
Рыбак Корней – трех карасей,
А рыбак Михаил – трех сомов изловил.
Сколько рыб у реки изловили рыбаки?
3 * 3 = 9 (рыб)





4)
Первое слагаемое 12, второе – 30. Найдите сумму.
12 + 30 = 42





5)
Мышка зерна собирала,
По три зернышка таскала.
Принесла уже 6 раз.
Каков мышки стал запас?
3 * 6 = 18 (зерен)





6)
В лес летит три отряда майских жуков по 8 жуков в каждом. Сколько майских жуков летит в лес?
8 * 3 = 24 (жука)





7)
Хватит ли пяти трехлитровых банок, чтобы разлить 18 литров сока?
Не хватит, нужно 6 банок.


Молодцы! Вы справились с заданием обезьянки, она прощается с вами и желает счастливого пути. А мы отдохнем, полюбуем
·ся морем и подышим свежим морским воздухом (дыхательная пауза).


Наш корабль подходит к острову попугаев. А встречает нас говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы правильно расставить знаки >, <, = в записях выражений на странице 171 в № 637.

3 + 3 + 3 < 3 * 4
Слагаемое 3 взяли 4 раза

3 + 3 + 3 > 3 * 2
Слагаемое 3 взяли 2 раза

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 * 5


3 + 3 + 3 + 3 + 3 < 3 * 9




Мы попали на остров дикарей, а они предлагают станцевать с нами танец «Чунга-чанга» (физкультурная пауза «Чунга-чанга»).


Отдохнули хорошо, а теперь, если мы не решим задачу дикарей, то они нас не отпустят и возьмут в плен.
А задача в учебнике на странице 171 № 682.

Прочитайте задачу. О чем идет речь?
О клубнике

Прочитайте еще раз задачу. Что сделали с клубникой
Разложили

Во что разложили клубнику?
В лукошки и в ведро

Сколько лукошек?
8

По сколько килограмм в каждом?
По 3 кг

А сколько килограмм в ведре?
6 кг

Вопрос задачи
Сколько всего килограмм клубники разложили?

Какие опорные слова?
Лукошки, ведро

Как обозначить вопрос задачи?
}

Запишите краткое условие задачи
Л. – 8 шт. по 3 кг
? кг
В. – 6 кг

Сможем ли мы сразу узнать, сколько всего разложили клубники
Нет

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Сколько килограмм клубники в лукошках

Как узнать?
3 * 8 (т.к. по 3 кг в 8 лукошках) = 24 (кг)

А теперь можем ответить на вопрос задачи?
Да

Как узнать?
24 + 6 = 30 (кг)

Ответ:
30 килограммов

Прощаемся и плывем дальше. Видим остров, на котором растет аленький цветочек. Посмотрим, а рвать не будем (зрительная пауза).


Ой, дети, на нашем корабле вода! Откуда она взялась? Наверное, кто-то из дикарей хотел потопить наш корабль и сделал пробоины.
Скорей за работу, заделайте пробоины – найдите значения выражений. На доске таблица:

3 * 8 + 20 = 44
2 * 6 – 4 = 8
18 / 2 + 9 = 18
14 / 2 + 27 = 34
2-3 тетради взять на проверку

проверить ответы


Пробоины заделаны. Можно плыть дальше.


На острове розовых слонов нас встречали маленький слоненок, он учиться в школе, но никак не может справиться с таким заданием.

Из каких геометрических фигур состоит мордочка поросенка?
Кругов и треугольников.

Сколько кругов?
6 – 8

Сколько треугольников?
2





Из каких геометрических фигур состоит дом?
Треугольников и квадратов

Сколько треугольников?
5

Сколько квадратов?
2


Молодцы! Помогли слоненку. В путь!


Я вижу остров. Да это же остров сокровищ. Давайте найдем клад?! Вот это да! Ларец! А что в нем? Старинная грамота. Разворачиваем: «Молодцы! Так держать!»
Пора возвращаться домой.



IV. Итог урока.
Мы путешествовали по морским просторам, встречали разных героев в пути. Вы, смелые и находчивые, хорошо справлялись с задачами и примерами.
Но что я вижу? Земля наша расцвела, зазеленела, нарядилась в красивый убор. Что же за праздник там?
Завтра, 22 апреля – День Земли. И мы все вместе будем праздновать. Но не забывайте, что природу, землю надо беречь.
Урок закончен. До новых встреч!









13PAGE 15


13PAGE 14215






13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315