Психолого-педагогические подходы к понятию эмоционального интеллекта


Психолого-педагогические подходы к понятию эмоционального интеллекта
В повседневной жизни индивид использует свои мыслительные возможности как элемент познания окружающего мира. Современную реальность сложно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы. Интеллект представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности.
Ч.Э. Спирмен говорил о присутствии у любого индивидуума, так называемого общего интеллекта, который помогает адаптироваться к той среде, в которой он живет, совершенствовать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.
Р.Б. Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.
Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека. Основными являются 8 видов интеллекта у человека: физический, логический, пространственный, социальный, вербальный, эмоциональный, творческий и духовный. В контексте данной работы особое внимание мы уделим эмоциональному интеллекту.
Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией [6].
Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно [1].
По определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей) [1].
В отечественной психологии наиболее известна концепция эмоционального интеллекта, разработанная и предложенная Д. Люсиным. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, указывает автор и вводит два новых понятия: внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, что отчасти пересекается с теорией Д. Гоулмана о личностных навыках (способностях, определяющих, как управлять собой) и социальных навыках (способностях, определяющих, как управлять отношениями с людьми) [2].Анализ исследований по проблеме эмоционального интеллекта позволил сформулировать предпосылки его развития:
- социальные (степень развития самосознания; эмоционально благополучные отношения; гендерные особенности, эмоциональные знания и навыки и т. д.).
- биологические (наследственные задатки эмоциональной способности, тип мышления и т. д.).
Майер и Соловей выделили четыре составляющие эмоционального интеллекта [1]: управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их на достижение определенных целей; понимание эмоций — умение определять причину появления той или иной эмоции, определять связь между эмоциями и мыслями, предугадывать возникновение эмоций со временем; использование эмоций для стимуляции мышления — умение человека неосознанно активировать мыслительный процесс, пробуждать в себе творческие способности, применяя эмоции как фактор мотивации; восприятие эмоций — умение распознавать эмоции других людей, а также идентифицировать собственные.
И.Н. Андреева в своей монографии «Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии» раскрывает структурные компоненты эмоционального интеллекта [2]:
1.Понимание эмоций - это самопонимание, которое носит чувственный, эмоциональный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций. Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда.
2.Распознавание собственных эмоций - является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией.
3.Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля.  Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение (L.A. King, R.A. Emmons, 1991). Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения [3].
Л.Д. Камышникова исследовала структуру эмоционального интеллекта подростков в контексте социальных ситуаций и выявила, что фактором адаптивности личности является возможность понимания и управления эмоциями. Успешное разрешение различных ситуаций обеспечивает социально-адаптивную функцию эмоционального интеллекта. Также автор отмечает, что поведение в социальных ситуациях обусловливает формирование структуры эмоционального интеллекта. Кроме того, Л.Д. Камышникова акцентирует внимание на том, что проявление эмоционального интеллекта в различных социальных ситуациях связано с их частотой встречаемости, ценностью и прототипичностью [2].
Подростковый возраст является кризисным периодом развития индивида. Одновременно этот период развития индивида является сензитивным по отношению к средовым воздействиям, так как именно в этот период происходит активное формирование личности как субъекта. Вместе с тем, именно в этом возрасте девиации поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива и впервые начинают представлять проблему, а иногда угрозу для общества. Мы полагаем, что изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков, а именно эмоциональная осведомленность, эмпатия, управление своими эмоциями, самомотивация, распознавание других эмоций позволит понять и создать предпосылки для минимизации дезадаптивных форм поведения подростков.
Список литературы
Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26
Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» [Текст] // Вопросы психологии. - 2008. - №5 - С.83.
Бабаева, Ю.Д. Войскунский, А.Е. Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – 117 с.
Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с. –ISBN 958–75–5849–576
Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948
Зеер, Ф.Э. Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. // Высш. образование в России. 2005. № 4. С. 23–30