Презентация урока по всеобщей истории Древняя Спарта (5 класс)


ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа» Древняя Спарта 5 классе Подготовила:учитель 1 категории, учитель историиМуратова Наталья Александровна г. Ровеньки 2016 Тема: Древняя СпартаЦель урока: ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; сформировать понятия о спартанском воспитании, продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.Формирование метапредметных УУДПознавательные - Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты, устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.Коммуникативные - Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Регулятивные - Определять цель, проблему в деятельности. Показывать на карте расположение СпартыЛичностные  - Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение  к спартанскому воспитанию, уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса,  аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература),составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),Учебное оборудование: компьютер, проектор, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».Использование информационно-коммуникативных технологий: показ фрагмента «экранной» лекции «Древняя Спарта»(InternetUrok.ru),отрывки из в/ф «Спарта 10 фактов», отрывки их х/ф «300 спартанцев» (YouTube.ua).Тип урока: проблемно – исследовательский I. Организационный моментII. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Зарождение демократии в Афинах». Проверка выполнения домашнего задания.1. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.Карточка №1,2 (средний уровень) Дайте определение понятиям:Демос - Демократия - Реформы - Граждане - Выберите правильный ответ:Как называется власть небольшой группы людей (в переводе с греческого «власть немногих»:а) демократия; б) республика;в) олигархия; г) тирания.2. В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. В каком столетии это произошло?А) V ст. до н.э. б) VII ст. до н.э. В) VI ст. до н.э. г) IV ст. до н.э. 3. Установите соответствие между понятиями и их значениями:А) агора 1) народБ) архонт 2) народовластиеВ) демос 3) наивысшая государственная должностьГ) демократия 4) рыночная площадь Ход урока Карточка №3, 4(достаточный уровень). Карточка № 3Работа с историческим документомОпределите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова: «Поверьте, мне было нелегко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от 'камней, лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно про­жил жизнь! А как считаете вы?» Примерный ответ учащегосяСолон. Его реформами были недовольны как аристократы (он лишил их дешевой рабочей силы, запретив долговое рабство, и усилил роль народного собрания), так и бедняки (Солон не произвел передела земли). Несмотря на ограниченный характер реформ, Солон зало­жил основы афинской рабовладельческой демократии. Карточка № В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? Примерный ответ учащегосяГреческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, поскольку корабли были небольшими, плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную погоду при отсутствии компаса ориентиро­ваться было очень сложно. Кроме того, небольшой размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды. Карточка №4Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни:Кем был Солон?Как он поступил с должниками?Как изменились права демоса?Что такое Народное собрание?Что обозначает понятие «демократия»?Сделай вывод., проведи аналогию с нашим государством Примерный ответ учащегосяСолон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государств;! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса. Карточка № 4, 5 (высокий уровень) Карточка № 5Работа с историческим документомКакие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?Мать черная, земля многострадальная,С которой сбросил я позорные столбы,Рабыня раньше, а теперь свободная.На родину в Афины, в наш прекрасный град,Вернул я многих на чужбину проданных.Освободил и здесь, на милой родине,Рабов, дрожащих перед волею господ Примерный ответ учащегосяа) Речь в данном отрывке идет о личной оценке своей дея­тельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С мо­мента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.б)После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей.в)Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основы демократии. 2. Работа с классом. Блиц – турнир.Учитель. Решите задачу. «Можно ли считать события происходившие в VI ст. до н.э. началом развития демократии в Афинах?» Для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы и сделать вывод: Чьи законы отменил Солон? Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? На какие четыре группы разделил население Солон? Какие права Солон дал каждой группе?Какое значение это имело? Какой новый орган власти создал Солон? Чем занимался совет ареопагитов? Как изменился суд при Солоне?Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок? Вывод: Таким образом, мы видим, что реформы проведенные Солоном имели огромное значение для населения Афин. Демократия - это народовластие, при котором руководить государством имеют право все его граждане. Освободив с рабской неволи наибеднейших граждан, Солон дал им возможность брать активное участие в жизни своего полиса. Тем самым он создал условия для развития в Афинах демократии.За каждый правильный ответ ученик получает балл. III. Подготовка к усвоению нового учебного материала. Мотивация учебной деятельности.Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску. Надпись на доске:Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! А теперь обратимся к экрану. На экране фрагмент из х\ф «300 спартанцев».Как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?Ответы учащихся.Задание:Сформулируйте вопросы, на которые мы должны получить ответы в ходе урока.Дети озвучивают свои вопросы. «Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство» IV. Усвоение новых знаний.Учитель. Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку  в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» . Она должна состоять всего из нескольких предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей.  Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим  непростым заданием. И поэтому, для решения этой задачи вам было дано опережающее домашнее задание. Класс был объединен в 3 группы. Все группы работали под девизом: «Я знаю, умею, научу других», в каждой группе был избран «главный редактор - капитан команды». В каждой команде 6-7 человек. Я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. И запомните наше путешествие длится всего урок и поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.1 группа исследовала тему «Географическое положение Спарты», «Население Спарты»2 группа проводила исследования по теме «Особенности спартанского государства». 3 группа поставила перед собой задачу исследовать тему «Спартанское воспитание».Задание По ходу урока, постарайтесь выделить особенности Спарты.Кратко сформулируйте эти особенности и запишите в тетрадь. ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 ГРУППЫ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СПАРТЫ», «НАСЕЛЕНИЕ СПАРТЫ» Ученик. На севере территория Пелопоннеса соединяется с Грецией небольшим перешейкам, на котором греки дорийцы основали город Коринф (Коринфский перешеек). Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова дорийские племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Завоеватели по названию своей столицы – Спарта – стали называться спартанцами. Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близ лежавшую территорию Мессению.Рассказ учеников сопровождается фрагментами из видеоурока «Древняя Спарта»Работа класса с картой. При выполнении задания учащиеся могут пользоваться учебником с. 117 (А.Вигасин), атласомЗадание.Где находится государство Афины? (На юге Балканского полуострова.)Где находится Спарта? (Тоже на территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония.)Глядя на карту, скажите какие племена, покорили дорийцы?За каждый правильный ответ ученик получает балл.Вывод: П-ов Пелопоннес находится на юге Греции; Спарта находится на территории пол-ва Пелопоннес; Во IIтыс. до н.э. дорийцы завоевали территории Лаконику и Мессению. Балканский п-ов Пелопонесский п-ов Спарта находится в Южной Греции, на Пелопонесском полуострове. Спарта МЕССЕНИЯ Л А К О Н И К А Спарта В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта.  Дорийцы – греческие племена Ахейские греческие племена МЕССЕНИЯ СПАРТА Спарта  Жители Древней Спарты Спартиаты Периэки Илоты Ученик. А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты (приложение) ЗаданиеЗачем спартанцам была нужна сильная армия?Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?Кто такие периэки и чем они занимались?Обладали ли периэки гражданскими правами?Кто такие гоплиты и как они были вооружены?За каждый правильный ответ ученики получают балл. Спартанцы Илоты Периэки Какое положение занимали в обществе? дорийцы, граждане греки  рабы ахейцы,свободные соседи Чем занимались? войны земледельцы ремесленники Ученик. Молодцы ребята. Мы отлично поработали. Но чтобы наша работа была завершенной, предлагаем вам составить исторический документ «Население Древней Спарты». Для этого нам необходимо заполнить таблицу. Учитель. Ребята, давайте поблагодарим юных журналистов 1 рабочей группы. Вы хорошо поработали и пришло время немного отдохнуть.Физкультминутка. (1-2 мин) ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 ГРУППЫ «ОСОБЕННОСТИ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА». Учитель. Для презентации своей исследовательской работы слово предоставляется журналистам 2 группы, которые познакомят нас с особенностями Спартанского государства.Ученик. Во главе государства стоял Совет старейшин, который состоял из 30 человек. Совет старейшин обладал огромной властью. Совет старейшин состоял из 28 геронтов - старейшин, которые решали вопросы суда, следили за исполнением законов, созывали народное собрание. Геронты выбирались народом, и занимали свой пост пожизненно.  В совет старейшин входили и 2 царя, они выполняли роль военноначальников и обладали неограниченной властью только во время военных походов. Затем, чтобы геронты и цари не нарушали законов государства,  народное собрание выбирало наблюдателей – 5  эфоров. Эфоры могли даже смещать царей. Но все наиважнейшие вопросы государства, в том числе и избрание совета старейшин, проходило на Народном собрании. В нем принимали участие только мужчины-спартанцы. Собрание проходило у реки Эврот. Народу предлагались решения. Никому кроме царей и геронтов не разрешалось высказывать собственное мнение. Выслушав лаконичную речь царя или геронта народ криком одобрял или опровергал внесенное предложение.По окончанию выступления члены 2 группы проводят игру «Афиняне и спартанцы». Класс объединяется в две группы. Ученики проводящие игру становятся судьями команд. Участники игры должны спорить о преимуществах и недостатках государственного строя этих полисов. В ходе дебатов заполнить таблицу. Граждане - спартиаты Мужчины, родившиеся в Спарте.Служили в армии.Участвовали в Народном собрании. Владели землей и рабами. Периэки – «живущие вокруг» Неполноправные граждане.Приезжие. Вопрос: Как вы думаете, чем занимались периэки в Спарте? Занимались ремеслом и торговлей. Илоты - рабы По-гречески «захваченные»Потомки коренных жителей Мессении и Лаконии были рабами.Обрабатывали землю.Часть урожая отдавали хозяевам. Государство предоставляло каждому спартиату землю и илотов.Рабов было больше чем спартиатов. Вопрос: Как вы думаете, в чем была опасность того, что рабов было больше чем спартиатов? Чтобы удерживать местное население под контролем и защищаться от вторжения извне, спартанцы создали сильную армию. Бронзовая фигурка спартанского воина V в. До н.э. Все мужчины служили в армии.Они жили в казармах в суровых условиях. Спартанский воин в колеснице. Древнее изображение на доспехе. Спартанский шлем Задание: Опишите по рисункам оружие и доспехи спартанцев. Спартанский гоплит. V в. до н.э. Два царя Народное собрание Не выступали с речами Утверждали законы Совет старейшин Командовалиармией Наблюдализа пользо-ванием землей Вершили суд Руководилиобщиной равных Избирался пожизненно народным собранием Цари В Спарте было 2 царских рода.Два царя всегда правили вместе.Они возглавляли армию на войне. Эфоры Народное собрание ежегодно избирало 5 эфоров (надзирателей).Они занимались повседневными государственными делами.Наблюдали за царями. Герусия – совет старейшин Состав: 2 царя и 28 советников (старше 60 лет) Избирались Народным собранием.Создавали законы и судили спартиатов.Могли отменять решения Народного собрания. Руководили военными, финансовыми делами. Народное собрание - аппела Состояло из мужчин старше 30 лет.Утверждало законы, не обсуждая их.Голосовали криками «да» или «нет». Семейная жизнь Спартанцы женились в 30 лет.Семью навещали лишь изредка.В собственном доме разрешалось жить только старикам. Игра «Афиняне и спартанцы» Ученики, отыскивая сходства и различия между афинским и спартанским устройством полиса, предлагают пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, ученики - судьи должны направлять рассуждения учеников по следующему плану:государственное устройство;социальное устройство;образ жизни.По мере поступления предложений ученик 2 рабочей группы должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать балл. Афины Спарта Учитель . Молодцы, ребята. Давайте поблагодарим исследователей 2 группы и пригласим для презентации своей работы журналистов 3 группы.Ученик.  Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Элладе не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!».Вопрос к классу:  Как вы думаете, что означают эти слова? С чего всё это начиналось?  В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей. Вопрос к классу: Можете ответить: почему? ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ «СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ «СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». В Спарте большое значение придавалось физическому здоровью.Новорожденного осматривали должностные лица.Больного и слабого ребенка умертвляли. Воспитание мальчиков С 7 лет мальчики жили в казарме под присмотром учителей. Мальчики делились на отряды. Обучение в Спарте Главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием.С учениками занимались музыкой и патриотическими песнями.Изучали спартанские законы. Они слушали, участвовали в спорах.Оказывали абсолютное уважение старшим и абсолютную готовность к подчинению. Мальчикам разрешалось присутствовать в казармах, когда мужчины ели. Спартанские женщины Чтобы дети рождались здоровыми, женщины занимались спортом.Между ними устраивались спортивные состязания. Памятка «Правила спартанского воспитания» Все спартиаты – члены общины равных.Вся земля в Спарте – у общины равных.Каждой семье спартиатов – равный участок земли.Дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству.Новорожденных детей осматривали и если ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.С 7 –летнего возраста мальчики жили без родителей в казармах.Воспитание в военных отрядах было жестоким и очень суровым.Речь была краткой, с меткими и точными ответами – лаконичной (по названию области Лакония)Спартанцы были мало образованыЖенщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинамиСпартанцы – самые сильные и искусные воины во всей Элладе В конце презентации своей работы 3 группа учеников демонстрирует фрагменты в/ф «Спарта 10 фактов».Ученик. Мы представили вам свою исследовательскую работу, результатами которой хотим поделиться с вами. Эта памятка «Правила спартанского воспитания»Представители 3 рабочей группы раздают памятки учащимся класса. Итак, ребята наше время истекает, и мы должны снова вернуться назад из прошлого в будущее, мы успели заполнить наши «Листы путешественника и теперь у нас достаточно материала, для того чтобы написать заметку в журнал. Но для того чтобы вновь открыть портал и вернуться, нам необходимо ответить на тест:1. Найдите  правильный  ответ.Спартанцы:1) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции2) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей3) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию2. Выберите Неправильный ответ.В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:1)  процветало  искусство;2) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;3) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.3. Выберите Неправильный ответСпартанские мальчики:1) упорно занимались грамотой и письмом;2) часами разучивали военные песни;3) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;4) славились умением красиво и долго говорить. V. Закрепление новых знаний. 4. Выберите правильные ответы.В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:1) строились прекрасные дворцы и храмы2) жители держали в рабстве своих соплеменником – греков3) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом5. Найдите лишнее.Спартанские мальчики:1) умели стойко переносить лишения2) говорили кратко, давали меткие и точные ответы3) никогда не подвергались физическим наказаниям6. Назовите понятие, которое соответствует определению.Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:1) совет старейшин;2) народное собрание;3) ареопаг.7. Назовите понятия, которое  не соответствуют определению.Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:1) демос2) илоты3) архонты VI. Подведение итогов урокаКапитаны оценивают работу членов своей команды. Учитель суммирует полученные в ходе урока баллы и оценки, выставленные капитанами. Прочитать § 31 (уч. Вигасина). Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали спартанцев?»; Дифференцированное д\з (для учащихся с достаточным уровнем)а) Одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что она хотела сказать этими словами? б) Что обозначает «детский способ голосования в Спарте»?(для учащихся с высоким уровнем)Написать заметку о Спарте (10 предложений) и сделать вывод.СОВЕТ СТАРЕЙШИН(30 чел)законыГЕРОНТЫсуд, исполнительная власть2 ЦАРЯвойскоЭфОРЫнаблюдателиНАРОДНОЕ СОБРАНИЕвысший орган власти в государстве VII. Домашнее задание Приложение К слайду № 15CПАРТАНЦЫ Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное вид занятия – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не войну, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали. Спартанцев было во  много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно,  зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть. ИЛОТЫ Покоренное спартанцами архейское  население  на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли -  илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить.  Илоты были лишены всех гражданских прав. Раз в год весною спартанские юноши  собирались  по ночам в отряды, надевали плащи  и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против  спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!». ПЕРИЭКИ Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали назвать их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохрани землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.  Так как спартанцем запрещено было  посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали  прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции. Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны – гоплиты. В войне их тело защищал – бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем конских волос. Главной защитой война был круглый щит, копье и короткий меч.Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев.