Технологическая карта урока на тему «Древняя Спарта» 5 класс
«Педагогический дебют»
Технологическая карта урока для 5 класса
по теме: «Древняя Спарта»
Выполнил:
Беляева Елена Сергеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО
адрес: п. Врангель, ул. Бабкина, 5.
Технологическая карта урока открытия нового знания
Предмет
История
Класс
5
Тема урока
Древняя Спарта
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов разных стран и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- находить на карте и устно комментировать положение Спарты;
- характеризовать основные занятия населения, воспитание детей.
- характеризовать общество как олигархическое государство.
Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Познавательные: выработка умений работать с учебной информацией; определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений.
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование
Презентация
Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.-М.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь.
Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера/ Т.В. Ковригина. –Волгоград: Учитель, 2015.
Карта, проектор
Основные понятия
олигархия, илоты, лаконичная речь, спартанское воспитание
Форма проведения урока
Урок – путешествие
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
I. мотивационно-целевой этап
Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД, подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
Продолжительность: 5 мин.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Устанавливает тематические рамки.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к выявлению места затруднения.
Организует обсуждение возникших затруднений.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство.
- Найдите и покажите на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту.
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
- Приём «Верите ли вы?» Учитель задаёт вопросы. Фиксирует ситуацию затруднения.
Согласны ли вы, что
1. Греческие полисы Древняя Спарта и Древние Афины имеют общую границу?
2. Спартанцы и афиняне имели одинаковые занятия?
3. Спарта и Афины имели одинаковое политическое устройство?
4. Дети в обоих полисах воспитывались одинаково?
5. Жизнь в Афинах и Спарте протекала одинаково?
- Можем мы сейчас проверить выполнение задания? Что нам для этого нужно?
- Находят на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту.
- Высказывают свои предположения. Объясняют свой выбор. Называют тему урока, формулируют задачи.
- Обучающиеся письменно отвечают на вопросы учителя на листочках.
- Отвечают на вопросы. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
II. Процессуальный этап
Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели:
создать условия (способствовать) пониманию учащимися общих исторических закономерностей;
Организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи;
организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях;
выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изучения истории в дальнейшем.
Продолжительность: 30 мин.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует определение средств.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту.
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту.
И так, для того чтоб решить нашу задачу, я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами проверить нашу готовность к путешествию. И запомните наше путешествие длится всего 25 минут поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.
Все готовы и теперь мы можем пройти через портал времени. Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте на территории Греции.
Обратите внимание на карту.
Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. Организует беседу по вопросам.
Теперь, когда мы узнали о географическом положении Спарты, давайте занесем эту информацию в наши «Дневники путешественника».
Итак, движемся в город. Ребята, когда мы попадем, в сам город не забывайте что спартанцы очень воинственные люди. Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Элладе не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!». Как вы думаете, что означают эти слова?
На нашем пути встречаются местные жители. Пора познакомиться с категориями населения Спарты. Работа с текстом по группам и заполнение таблицы в «Дневниках путешественника».
Далее мы с вами «погостим» в военном лагере. Военное ремесло было основным занятием спартанцев.
В чем было преимущество спартанского отряда?
Спартанцам было запрещено пахать землю, заниматься ремеслом, торговать.
Гоплит. Оружие спартанца: Щит, коринфский шлем, доспехи, копье – дори, меч – ксифос.
Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. Почему?
Физминутка.
Ребята пока вы общались с местными жителями и узнавали кто из них к какой категории относится, ко мне подошел спартанец и передал пергамент на котором записаны законы Спарты. Он сказал что, прочитав этот пергамент мы узнаем о системе управления Спарты. Давайте его прочтем и занесем в наши «Дневники путешественника» в виде схемы. Теперь мы можем с вами познакомится со спартанским воспитанием. Задание: выдвинете предположения, как могли воспитывать спартанцы своих детей, а затем обоснуйте их при помощи аргументов. В качестве источников используете обучающий ресурс текст «Спартанское воспитание».
Итак, ребята наше время истекает, и мы должны снова возвращаться в 2016 год, мы успели заполнить наши «Дневники путешественника».
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель этапа урока.
Называют средства.
Показывают Спарту, Лаконию, Мессению на карте. Под руководством учителя характеризуют местоположение. Природные условия Спарты.
- Заполняют «Дневники путешественников».
Читают текст, находят информацию, фиксируют понятия. Высказывают свои предположения.
Учащиеся записывают, из чего состояло вооружение спартанского воина.
- Отвечают на вопрос. Учащиеся выдвигают свои версии.
во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.
Выполняют зарядку.
- Читают текст и заполняют схему.
- выдвигают предположения, читают текст, обосновывают аргументы.
Ш. Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия деятельности (итог урока)
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте дома. Давайте опять обращаются к записям приёма «Верите ли вы?» и корректируем их.
А теперь у меня к вам небольшая просьба возьмите в руки листы с изображенными на них прямоугольниками и заштрихуйте их на столько, на сколько вы оцениваете уровень своей работы на уроке.
Д./з. п. 31, составьте рассказ от лица старого спартанца о его жизни.
- Уточняют свои предположения, делают выводы по концептуальной таблице. Задают друг другу вопросы.
- заполняют листы оценки.
записывают д/з.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
15