Конспект по истории на тему Древняя Спарта
Урок по истории для 5 класса «Древняя Спарта»
Учитель истории: Масалова Е.С.
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, текстом; в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока
и плана. Деятельность учителя Организация деятельности учащихся
1Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса. Приветствуют.
Включаются в работу, отвечают.
2. Актуализация знаний. Задание 1. Ребята, давайте вспомним изученный материал отгадав загадки.
(Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса.)
1. Он написал про Илиаду и Одиссея,И греки его чтят, любя.Но до сих пор гадают, где, когдаОн сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции зватьПростой народ?Не зовет его знатьСтраной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян –В государстве есть удел – Для решенья важных дел.Должны вместе все прийти,Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,Когда народ на должность избирал,А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегдаИ судом неправеднымВ историю вошла.Как же звали тот совет –Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появилсяНа земле крестьянина?Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискалЗа то, что был умен и честен.А славы он и не искал.В Афинах всем служил он честно.Он рабство грекам отменил,Драконовы законы заменил,Писал стихи, всю жизнь учился.Но всем он все ж не угодил. (Солон) Отгадывают загадки.
3. Постановка учебной задачи
В древнем мире существовал военный народ. Про их военную жизненную организацию слагаются мифы, их порядки и методы воспитания детей приводят в замешательство. Но все это делало народ по - истине великими воинами. И так ребята, предположите, какую тему сегодня мы будем изучать? Отвечают на вопросы учителя.
4. Открытие нового знания
(Слайд 1, 2) Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты.
2. Спартанцы и илоты.
3. Спартанское воспитание
4. Государственное устройство Участвуют в рассказе учителя, записывают в тетради.
5.Первичное закрепление Задание 2. Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.
Лаконика – это область, где проживали спартанцы.
Другая область- Мессения.
Сравниваем природные условия Афин и Спарты.
Работа с картой 6.Самоанализ и самоконтроль Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике.
Они жили, не тужилиВ Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечьПросто без причины. (Илоты)
Олигархия – власть немногих.
Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы. Записывают в тетради, отвечают на вопросы 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Просмотрите текст, найдите незнакомые слова. Давайте запишем их значения.
Для закрепления – загадка:
Здесь правит бал Совет,Который властью самой большей обладает.Уж очень краток здесь ответЛюдей, что на захват земли чужойСовет тот побуждает.Всех здесь юнцов в лет семьОт матери с отцом насильно отбирают.Те ж, повзрослев, работатьНа себя илотов заставляют. (Спарта) Отгадывают загадку 8.Рефлексия Давайте, вместе сформулируем ответы на вопрос:
1.Гос.устройство Спарты
2.Жители Спарты
3.Географическое местоположение Спарты
Пар. 27. Составить сценки и воспитании в Спарте, О Спартанском государственном устройстве, о Совете старейшин.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде
Линии сравнения Афины Спарта
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты (рабы)
Занятия Садоводство, Мореплавание
Виноградарство
Скотоводство (овцы, козы)
Основные занятия ремесло и торговля.
Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).
Управление Закладываются основы демократии. Олигархия - власть немногих (спартанцев).
Новые слова:
Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией
Демос – простой народ Элины – греки так себя называли Варвары – так называли другие народы
Акрополь – верхний город Агора – рыночная площадь, Граждане – свободные люди Греции.
Великая колонизация – трехсотлетнее образование греческих полисов. Амфора – большие глиняные сосуды,
Аристократия – знатные, богатые, образованные люди. Тиран – единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.
Закрепление полученных знаний
1. В афинском государстве правителей называли:
а) царями (архагетами)
б) брахманами
в) архонтами
г) фараонами
2. В Спарте правителей называли:
а) архагетами (царями)
б) Брахманами
в) архонтами
г) фараонами
3. Главным занятием спартанцев было:
а) ремесло
б) земледелие
в) военное дело
г) рыболовство
4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):
а) Ареопаг
б) народное собрание
в) Совет старейшин
г) архагетСЦЕНКА «Воспитание в Спарте»
1Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.
2Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.
3Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?
Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит. (Уходят.)
Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.
Автор: прошло 7 лет
Спартанка: завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать
Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами
Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю
Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем