Конспект урока истории Древняя Спарта
Древняя Спарта
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: изучить историю возникновения Спарты, категории населения, органы власти, занятия и образ жизни спартанцев. Научится выделять причины исторического события; работать с текстом по методу инсерт; работать в группах и парах, совершенствовать умение работы с тестами. Воспитывать: культуру труда, уважение к историческому опыту других стран и народов.
Основные термины и понятия: спартанцы, илоты, периэки, греки – ахейцы, греки – дорийцы.Ход урока.
Организационный момент .
2 Актуализация знаний . (проводит ученик)
Мы продолжаем изучать с историю древней Греции . Давайте вспомним некоторые термины..
Метод «мяч».
ПОЛИС, МЕТРОПОЛИЯ ,АГОРА, КОЛОНИЯ, ДЕМОС, АТТИКА , Пелопонесс, Фаланга, ДЕМОКРАТИЯ, АРИСТОКРАТИЯ.
3 . Целепологание. Сегодня мы познакомимся с еще одной страницей в истории древней Греции. Речь пойдет о государстве жители которого славились своим мужеством ,стойкостью и мастерством в бою. Это …(Спарта)….. Как вы думаете ,что мы узнаем сегодня ?( дети предлагают свои варианты)
-возникновение Спарты
-категории населения
-занятия
-органы власти
-образ жизни
Записать дом. Задание. Параграф 7 ,вопрос 6
4. Рассказ учителя .Спартанское государство возникло на самом юге Греции – на полуострове Пелопонесс. Туда в 11 в до н. э. вторглись греки – дорийцы. Часть из них поселилась в области Лакония, подчинив себе местных греков ахейцев. Победителей было намного меньше чем покоренных. Поэтому все они поселились в одном месте , на реке Эврот. Несколько соседних поселений дорийцев объединились в город Спарта ,ставший центром государства ,известного под таким же названием. когда жители большинства греческих государств в поисках новых земель стали основывать свои колонии за далекими морями, жители Спарты нашли более простой и жестокий способ обеспечить себя всем необходимым. Они завоевали соседнюю с Лаконией область Мессению, населенную греками - ахейцами, и заставили их трудиться на себя. Со временем спартанцы, или спартиаты, превратили свой город в центр могущественного государства.
5. Работа учеников с контурными картами
Подпишите на контурной карте области завоеванные дорийцами ( Лаконика и Мессения)Используем атлас стр. 21
Проверка с помощью презентации. Ученики, справившиеся раньше ,проверяют остальных.
6. Рассказ учителя. (3)
Все население Спарты делилось на три категории : спартиатов ,илотов и периэков.
Свободными и равноправными гражданами являлись спартиаты. Они не занимались земледелием, торговлей или ремеслом, почти не интересовались наукой и искусством. Всю жизнь посвящали военным упражнением, много воевали со своими соседями. Все захваченные земли и рабов спартанцы делили между собой поровну, но трудились на этих землях ИЛОТЫ. Это были земледельцы рабы, которые половину своего урожая отдавали хозяевам. Они не могли свободно перемещаться по стране. Илотов было во много раз больше чем спартиатов. время от времени спартанцы убивали самых сильных илотов, чтобы держать в повиновении остальных.
Торговлей и ремеслом занимались периэки. Они небыли рабами, но не имели и прав свободных жителей полиса. Они не могли участвовать в управлении государством.
Ребята, представьте структуру населения Спарты в виде лестницы (рис. На доске).Какую группу населения вы бы разместили на верхней ступеньке и почему,…….
7. Работа с учебником. Текст с ошибками. Работа в парах.
На партах вы видите тексты с ошибками. Работая в парах и с учебником, исправьте допущенные ошибки .
Население Спарты делилось на 3 категории. Спартанцы, потомки греков – ахейцев, являлись полноправными гражданами. Они подчинили себе Арголиду ,а ее жителей превратили в рабов.
Торговлей и ремеслом занимались илоты. Илоты часто участвовали в управлении государством. Периэки – это рабы-землевладельцы, которые половину своего урожая отдавали хозяевам. ( 5 ошибок)
Проверка задания. Презентация.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Давайте разомнемся .1вариат – страны древнего востока ,2 вариант – древняя Греция. Нужно сделать приседание и хлопок услышав «свое» слово.
АФИНЫ, НИЛ, ДЕМОС,Ненивея, ПОЛИС, МАРОФОН, БУДДА, МЕТЕКИ, ЦИНШИХУАНДИ.
8.Самостоятельная работа с учебником в группах( 4пункт)
Класс работает с текстом по методу инсерт. Затем ученики объединяются в группы и изучают полученные от учителя карточки.
По итогам работы группа распределяет заранее заготовленные учителем тезисы «+» и « - “ спартанского образа жизни.
Хилых и нездоровых детей сбрасывали с горного обрыва
---------------------------------------------------------
Детей отучали от страха перед темнотой, от капризов и нытья.
-------------------------------------------------------
Детей приучали к суровой дисциплине.
------------------------------------------------------------
Старики наблюдали за ребятами и специально устраивали драки ,чтобы выяснить, кто из детей храбрее.
---------------------------------------------------------
Дети сами добывали себе дрова и пропитание.
Детей приучали выражать свои мысли коротко и точно.
------------------------------------------------------
Спартанцы крайне жестоко обращались с илотами.
----------------------------------------------------------
Спартанские женщины могли свободно заниматься спортом или военным искусством.
-------------------------------------------------------------
Детей приучали к воровству.
-----------------------------------------------------------
Что мне нравится в спартанском образе жизни Что мне не нравится в спартанском образе жизни
Проверка. Каждая группа зачитывает по одному пункту и закрепляет карточку на доске. Учитель подводит итог.
9. Рассказ учителя. Органы власти в Спарте.
Спартой управляли 2 царя которые находились под контролем 5 верховных правителей. Основными органами власти являлся Совет старейшин и народное собрание.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ СИСТЕМА ВЛАСТИ В СПАРТЕ БЫЛА ТАКОЙ СЛОЖНОЙ?
Учитель вместе с классом подводит итог + презентация
Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.
Население Спарты составляли спартанцы, метеки и илоты.
За соблюдением всех правил следил Совет старейшин.
Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.
Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.
10. Опережающее задание, выступление учеников. Интересные факты о Спарте. (6 )11.Рефлексия. По цепочке.
Что понравилось мне на уроке? Что удивило? Что я хотел бы рассказать друзьям?
12. Выставление и комментирование оценок.