Конспект урока литературного чтения. Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».


Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
ЦЕЛЬ:
- закрепить знания учащихся о творчестве В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен. Задачи:
Образовательные:
Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Учить видеть прекрасное , сделать прекрасное частицей своей жизни.
Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Развивающие:
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения ( что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления ( чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно - следственных связей.
Развивать навыки правильного выразительного чтения.
Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения).
Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Я сорвал цветок - и он завял,
я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
Агния Барто
  ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Мотивация к работе. (2 мин)
Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Асхатовна, и сегодня урок чтения у вас проведу я.
Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке! У вас все получится.
II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.
Эпиграфом к нашему уроку как нельзя лучше подходят слова Агнии Львовны Барто, прочитайте их про себя, прочитайте их выразительно вслух, как мастера художественного слова: «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Как вы понимаете эти слова? (нужно любоваться прекрасным через чувства, т.е. сердцем, чтобы эта красота окружала нас как можно дольше)
Будем учиться прикасаться к красоте, проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает только сердцем.
III. Открытие нового знания. (20 мин)
Сегодня мы познакомимся с творчеством В.М.Гаршина, с его сказкой. Будем учиться работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст.
Прежде чем знакомиться со сказкой, познакомимся с самим писателем.
Работа с портретом.
lefttopРебята, посмотрите на портрет Всеволода Михайловича, что вы можете о нем сказать? (грустные, но добрые глаза …).
Молодцы! Ведь глаза – это зеркало души, а почему у него такие глаза? Ответ на этот вопрос кроется в детстве.
Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности...
Ребята, вы уже познакомились со статьей о жизни и творчестве В.М.Гаршина и скажите, каким было его детство? С опорой на текст. Что еще вы запомнили из его биографии?
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился 2 (14) февраля 1855.
В Старобельске прошли детские годы будущего писателя Всеволода Михайловича Гаршина. "Род Гаршиных - старый дворянский род. За семейным поверьем его родоначальником был Мурза Гарша, который вышел из Золотой Орды при Иване III и крестился; ему и его потомкам были даны земли в теперешней Воронежской губернии", - писал в автобиографии Всеволод Михайлович. После смерти деда Егора Архиповича в 1848 году земли были разделены между четырьмя сыновьями. Михаилу Егоровичу достались земле на хуторе Гаршинице и семьдесят душ крепостных. Это было небольшое имение в степи в 12 верстах от Старобильска, в Старобельске Гаршины своего дома не имели. В городе они снимали квартиры. Получив землю, Михаил Егорович оставляет службу в Глухивском кирасирском полку и занялся хозяйством. Во время раскрепощения крестьян он был избран членом Харьковского губернского комитета от Старобельского уезда. У Михаила Егоровича и Екатерины Степановны было трое сыновей. Два старших уже учились в Петербурге в гимназии, а наименьший Всеволод был с родителями. Но брак родителей распался. Всеволод остался с отцом. Три года они прожили на хуторе, или у братьев Михаила Егоровича, которые жили тоже в Старобельском уезде. Всеволод в пять лет научился читать. В эти совсем детские годы Всеволод очень много читает. "Никогда я не читал такой массы книжек, как за три года жизни с отцом", - писал потом писатель. 15 августа 1863 года Екатерина Степановна забрала Всеволода в Петербург. После этого он несколько раз приезжал в Старобельск на лето. Закончив в 1874 году гимназию, Гаршин поступает в Петербуржский горный институт. Когда началась российско-турецкая война, Гаршин бросает учебу и идет добровольцем в действующую армию, принимает участие в боевых действиях на Балканах. Во время штурма высоты возле села Аяслар в Болгарии был тяжело раненный в ногу. Вернувшись с войны, В.М.Гаршин получил офицерское звание и пошел в отставку. Некоторое время он слушает лекции в университете из истории и филологии, а также продолжает литературное творчество. Рассказы "Подлинная история энского земского собрания" и "Медведи" были написаны по материалам, собранным в Старобельске. Потом он пишет рассказ "Трус", "Встреча", "Художник", "Красный цветок", "Надежда Николаевна", "Сигнал", "Из воспоминаний рядового Иванова", "Ночь", "Приключение" и другие. Он является автором глубоких статей об изобразительном искусстве, творчества художников в свое время. Творчество В.М.Гаршина поддерживали .С.Тургенев, Л.М.Толстой, Г.И.Успенский, М.С.Салтиков-Щедрин. В Петербурге он знакомится со многими художниками. Творческое наследство Гаршина небольшое, но писатель вошел в историю литературы как большой мастер психологического рассказа. В марте 1888 года В.М.Гаршина не стало. В Старобельске память писателя достойно увековеченная. Его имя носит одна из улиц города, это свидетельствует о том, что творчество писателя оценена по достоинству.
Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.
Однажды В.М. Гаршин был на концерте Антона Рубинштейна в частном доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, неприятного вида старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались эти слова:
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.
Прочитайте их.
Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?
- о «сказке о розе и жабе».
– Мы сегодня начнем работу над этим произведением.
Постановка учебной задачи.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня-
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
- "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы".
Первичный синтез.
По жанру это произведение сказка? а что такое сказка? А теперь прочитайте, как звучит это определение в словаре литературоведческих терминов.
Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.
Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?
Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.
Ребята, а кто является героями этой сказки? (Эта жаба и роза.),
Дополнительным домашним заданием было подобрать информацию из энциклопедии о жабе и о розе.
Сообщение учениками из энциклопедии.
Что такое роза? На этот вопрос нам помогут ответить наши исследователи. Пожалуйста, кто готовил индивидуальное сообщение о розе.
Что вы можете сказать о розе с научной точки зрения? Какая она?
Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. Роза — собирательное название видов и сортов представителей рода Шиповник, выращиваемых человеком. Во все времена, все народы отдавали свое предпочтение розе. Теофраст в одном из первых известных трудов по ботанике описывает розы Греции со ста лепестками. Видимо, впервые розы начали разводить на восточных берегах Средиземного моря. Розы почитались в Римской империи, или украшали богатые дома, они были на всех праздниках. В Европе розы начали выращивать в садах в 5-6 веках. С 19 века во всех странах мира выращивают и выводят новые сорта. Эти пышные красавицы ведут свой род всего из нескольких сортов диких роз.
А что вы можете сказать о жабе с научной точки зрения? Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная. Обитает в Евразии и Северо-западной Африке. Обыкновенная жаба является самой крупной жабой, обитающей в Европе. Тело у представителей вида широкое и приземистое. Глаза оранжевого цвета, зрачки горизонтальные. Окрас зависит от пола и возраста, а также времени года, бывает не только серый, но и оливковый, тёмно-коричневый, терракотовый, песчаный. Кожные железы выделяют небольшое количество яда, совершенно не опасного для человека.
Выставка книг.
Знаете ли вы, что все произведения Всеволода Гаршина были написаны им для взрослых, и лишь одно произведение – это сказка «Лягушка – путешественница» написана для детей, но многое написанное Гаршиным для взрослых вошло в круг детского чтения.
А теперь давайте поговорим о самой сказке.
Ребята, прочитайте фрагмент сказки по началу слов.
Розо… куст, на котор… расцв… роз… , рос в небольш… полукруг… цветнике перед деревен…. дом…. Цветн… был очень запущен; сорн… травы густ… разросл…. по старым, вросш…. в землю клумб…. и по дорожкам, кото….х уже давно никто не чистил и не посы….песком. Деревя….. решетка с колышка…., обделанными в виде четырехгранн…. пик, когда-то выкрашен… зеленой масляной краск…, теперь совсем облезла, рассохла…. и развали….сь; пики растащ…. для игры в солдаты деревенск… мальчики и, чтобы отбиваться от сердит…. Барбо… с компаниею прочих собак, подходивш…..к дому мужики.
О чем повествует данный абзац? Что вы узнали из этого фрагмента?
- о кусте розы, который рос перед домом.
- о цветнике, где росла роза.
Каким был цветник?
- цветник запущен.
Докажите словами из текста.
- по нему разрослись сорные травы
- дорожки не чищены
- деревянная решетка облезла, рассохлась и разорвалась
- обстановка вокруг розы убогая.
Стал ли цветник хуже из-за запустения и разрушения?
- цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность.
Что придало индивидуальность и красоту этому запустению?
- хмель, повелика, мышиный горошек скрыли недостатки развалившейся решетки,
- чертополох стоял, как деревья
- желтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше
- крапива показана темно – зеленым фоном, которым можно было любоваться издали.
Что хотел показать в этом абзаце?
- среди убогости можно встретить нечто прекрасное.
Работа в группах.
А теперь я предлагаю вам поработать в микрогруппах.
У вас у каждого на столе предложенное действующее лицо сказки и вопросный план, по которому вы должны дать характеристику герою. Отвечая на вопросы вы должны составить связный текст.
Первая группа – описание майского утра.
Каким вы представляете майское утро?
- ярко светит солнце,
- все искрится играет в лучах майского солнца,
- дует ветерок несущий свежий запах молодой травки,
- природа просыпается от сна,
-зеленеют деревья
- природа оживает
Вторая группа - описание розы.
Как среди такой красоты выглядела роза?
- нежным, роскошным цветком
Как чувствовала себя роза в этом цветнике?
- она считала себя в этом цветнике как дома
Оживает природа, казалось бы все хорошо, тогда почему же плачет роза?
- роза растет среди запустения, поэтому и плачет.
Разве роза может плакать?
- нет, роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания, слезы – это капельки росы, которые искрятся на листочках розы.
Какой литературный прием использует автор?
- олицетворение.
Что узнали из текста о жизни розы? Сколько она жила?
- роза росла не более 3 дней
- на 1 день растет и красуется
- на 2 день распускается
- на 3 вянет
Почему автор говорит о том, что за короткую жизнь розе довелось испытать немало страха и горя? Что имел в виду?
- роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею никто не любовался. Она жила в страхе.
О чем молилась роза?
- она молилась, чтобы не умереть от того, что жаба может ее съесть.
Третья группа - описание жабы.
Какой показана жаба?
- прилипла к сырой земле плоским брюхом
- довольно старая жирная жаба
- она охотилась целую ночь за червяками и мошками
- под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее
- она сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие, грязно – серые бородавчатые бока
- ленивая жаба
- она ничему не радовалась, наелась и собралась отдыхать
- ей доставлял беспокойство запах розы, но она не обращала на это внимание, т.к. была ленивой.
Как чувствовала себя жаба в такой обстановке?
- хорошо, ей нравится
А как человек может себя чувствовать в такой обстановке?
Вам нравится жаба?
- нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства
Какое эмоциональное состояние у жабы?
- жаба царапала все брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок
Как жаба относится к розе?
- жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое
Как к жабе относится автор?
- автор говорит, что жаба бесчувственное животное
Какой образ у жабы? (Положительный или отрицательный)
- отрицательный
Символом чего является жаба?
- символ зла
Итак, мы видим два мира, два противоречия.
В чем счастье для жабы и розы?
- жаба – лень, роза – жизнь.
Закройте глаза и представьте эти два мира, в каком вам уютнее.
Как вы думаете, что спрятал автор под символами «Жаба» и «роза»?
- жизнь и смерть.
Какой мы можем сделать вывод по этим героям. Что олицетворяет роза, а что жаба?
Вывод: роза – символ добра, жаба – символ зла.
Давайте послушает отрывок знакомства жабы с розой. Сели в позу слушателя.
Могул ли у жабы быть нежные чувства?
Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?
- я тебя слопаю.
Являются ли это слова выражением чувств?
Нет.
Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе?
- она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь.
Как в этом отрывке автор показывает розу?
- бледное создание, бедное создание.
Почему роза была бледной?
- от страха.
Четвертая группа – описание мальчика.
Каким вы видите мальчика?
- ему около семи лет
- мальчик с большими глазами и большой головой на худеньком теле
- у него счастливые глаза
- он любит цветник
Почему он любит такой заброшенный цветник?
- цветник для мальчика был вторым домом
- когда ему надоедало читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал каждый кустик и травинку.
- он проводил очень много времени в этом саду
Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…», как вы понимаете слово «кроткий»?
- кроткий – значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. Для чего автор нам показывает мальчика таким?
- чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту.
Каким мальчик стал в эту весну?
- исхудалая головка
- тощие ручки
- глаза быстро утомлялись
- бледные щеки
- худая шея
- коротко остриженные волосы
Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним.
Как изменился мальчик?
Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок»?
- мальчик сильно болеет
- жизнь уходит, угасает.
Физкультминутка.
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Продолжаем работу.
Скажите, кто из персонажей похож на мальчика?
-роза
Чем? Какая у них душа? Что же сближает розу и мальчика?
- они оба любили прекрасное, они оба погибают
Когда в сказке кульминационный момент?
- когда мальчик умирает
Зачем мальчику нужна роза?
- чтобы в последний раз ощутить аромат розы.
А что чувствовала роза, когда ее срезали?
- чувствовала, что она не зря распустилась.
Какой последний долг исполнила роза?
- она в последние минуты жизни принесла мальчику радость.
А как роза закончила свою жизнь.
- ее поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила на стол и поцеловал, когда ставила.
Почему же слезинка оказалась самым лучшим происшествием в жизни розы?
- маленькая слезинка упала с щеки – на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы.
Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?
- добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы.
Забыли ли розу после этого случая?
- нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.
Ребята, сейчас я предлагаю вам пройти тестирование. На листочках напишите свою фамилию и приступайте к выполнению теста.
1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.
2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Поменяйтесь листочками с соседом справа. Проверьте по ключу. Кто получил «5» поднимите руку, кто получил «4», а есть такие, кто получил «3»?
Какие пословицы о добре и зле вы знаете?
Прочитайте пословицы. Выберите те из них, которые подойдут к нашему произведению, помогут определить главную мысль произведения.
1. красота спасет мир
2. добро победит зло
3. о хорошем всегда помнят
4. приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
5. доброе дело два века живет.
6. добрые дела и после смерти живут.
Какова же основная мысль?
- люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Но у меня остался последний вопрос: А жаба – она плохая или хорошая?
- в этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит – плохая.
Я хочу вам сказать о том, что у Гаршина Жаба – символ зла. А Жаба в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.
Как же ответить на вопрос: А Жаба она плохая или хорошая?
- надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.
Итог урока.
Еще раз обратите внимание на заглавие произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?
Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке?
Я предлагаю вам подумать над тем, что подразумевает автор под словами «Роза» и «Жаба»
- добрых и злых людей
Чему учат эти герой?
- люди, которые делают добро- прекрасны. Добрые поступки, дела никогда не забывается, а остаются в памяти других людей на долгие годы, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит.
Какова главная мысли сказки? Вспомните начало нашего урока, какую задачу мы перед собой ставили?
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.
Достигли ли мы поставленной цели?
Добро победит зло.
Рефлексия.
А теперь я предлагаю оценить работу ваших товарищей.
Выберите одну фразу для соседа по парте:
Ты молодец, потому что…
Я доволен твоей ротой на уроке, потому что…
Ты мог бы поработать лучше, потому что…
Выставление оценок.
Оценки за урок получают. За работу на уроке … , за индивидуальные сообщения … , за работу в тестах.
Домашнее задание.
Придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки.
2. Подготовить пересказ 1 ряд- от имени розы; 2 ряд- от имени жабы; 3- ряд от имени мальчика.
3.Опишите любой цветок, находящийся в классе, с наибольшей точностью и так, чтобы его нельзя было спутать с другим. Запишите свое описание.
4.Написать письмо автору произведения, в котором вы выскажете своё мнение о произведении…( чем понравилось, чему учит ) Здравствуйте, уважаемый Всеволод Михайлович!
А чтобы вы могли осмысленно выбрать домашнее задания, я предлагаю его вам на карточках, которые вы можете вложить в дневник.
Закончить наш урок мне хочется замечательными лирическими строчками:
Я распустилась в чудесном саду.
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живет,
Пусть все вокруг любовью цветет.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моем.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моем любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца:
Ребенку себя я цветком отдала.
«Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему !»
Спасибо за работу!
л
у