Урок по литературному чтению Тема :В.М.Гаршин “Сказка о жабе и розе ” (2урок)

Тема :В.М.Гаршин “Сказка о жабе и розе ” (2урок) Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Цель развивающая: развивать у учащихся умение обобщать и делать выводы.
Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
Задачи:
1.Учить вдумчивому о сознанному чтению; учить различать прекрасное и безобразное
2.Развивать умение анализировать произведение и проникать в глубину его .Развивать речь ,отрабатывать навыки чтения.
3.Воспитываь чувство сострадания и любви к природе и человеку, умение понимать чужую боль . Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход урока .

1.Орг . момент.
Сегодня мы продолжаем работать над произведением В.М.Гаршина.
К нашему уроку я взяла эпиграф:

«Тот не писатель , кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.»
К.Г.Паустовский.
Сегодня вы на уроке должны хорошо работать ,быть зоркими и очень внимательными .
2.Сообщение цели.
Нам предстоит ответить на главные вопросы .

На доске:

Что позволило писателю назвать эту историю сказкой?

Была ли счастлива роза , когда ее срезали?

Можно ли сказать , что мальчик умер счастливым?

3.Проверка домашнего задания.
(Дома надо было читать и выписать имена прилагательные для характеристики жабы и розы .)
Выборочное чтение .
_Как распускалась роза?
_Что она чувствовала в этот момент?
_Найдите и прочитайте слова , которые описывают жабу.



На доске:

роза жаба
тонкие жирная
роскошная старая
красивая грязно-серые
свежий бородавчатые
нежная липкая
безобразная


4.Работа над темой
Чтение по ролям .

Прочитайте слова , когда жаба увидела розу .
-Что чувствовала роза в этот момент?( страх)
-Как вы понимаете слова?....Что-то странное зашевелилось в ее сердце(ненависть)
-Что делала роза в этот момент? (она молилась)
Можем ли мы ответить на первый вопрос?
Вывод .(Автор наделил розу человеческими чувствами)


А теперь перейдем к описанию мальчика.

-Каким был мальчик?
На доске появляются слова.

Много читал ,любил животных.
Добрый и любознательный.

-Почему его автор называет хозяином цветника?(Чтение по цепочке)
-Как к Васе относилась его сестра?( Чтение по группам)
-Какие чувства испытал мальчик, когда взял цветок? (Чтение по ролям без слов автора)
-Что означают слова «не даром срезали»?

Теперь мы можем ответить на второй вопрос ?
Вывод.(Роза была счастлива ,так как принесла радость другим)


Какова главная мысль сказки?( Надо жить для других,делать добро.Бережно относиться ко всему живому)

Вернемся к эпиграфу.

-Что помог увидеть вам автор?(Каждая травинка может испытывать и радость,и боль, как человек.)

Можно сказать ,что мальчик умер счастливым?
Вывод.
Работа с пословицами. Работа в парах
Какие пословицы подойдут к этой сказке?
Доброму добрая память.
Глядит –как змея из-за пазухи. На всякую гадину есть рогатина.
Сердилась лягушка на Новгород да лопнула.
Добрые дела и после смерти живут.
Не было бы зла ,да зависть нанесла.
Выставка рисунков.
5.Итог урока. Оценка работы учеников.
6. Домашнее задание (Пересказать сказку .Попробовать придумать свою сказку)