Открытый урок по внеклассному чтению для 3 класса по теме «Произведение А.А.Чехова «Мальчики»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 218































ПОДГОТОВИЛА: САВЕЛЬЕВА
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

2009-2010 уч. год







ЦЕЛИ:
Отработать навыки правильного чтения;
2. Учить раскрывать смысл произведения;
3. Характеризовать героев произведения;
4. Воспитывать чувство ответственности перед окружающим миром (людьми);
5. Развивать память, мышление, речь.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Портрет А.П.Чехова;
Тексты;
Карта России;
Экран;
Выставка книг А.П.Чехова.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
В этом году 17 января в России отмечалось 150 – летие со дня рождения русского писателя и драматурга А.П.Чехова.
Мы уже знакомились с этим писателем и читали некоторые его произведения. Обратите внимание на нашу выставку книг. Здесь представлена большая часть произведений А.П.Чехова. И на перемене вы сможете с ними познакомиться и почитать.
Сегодня на уроке подробнее узнаете о Чехове. А.П.Чехов детство и юность провёл в Южном городе Таганроге. Семья у них была большая (фото). Отец воспитывал их строго. Дети знали, что такое порка. У его отца, Павла Егоровича, было своё торговое дело – но разорился. Когда Антону исполнилось 16 лет, вся семья переехала в Москву, а Антон один остался в Таганроге оканчивать гимназию. Он не только учился, но и зарабатывал деньги частными уроками, чтобы посылать их семье, которая в этом нуждалась. Окончив гимназию, Чехов переехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета. Хотя он получил диплом врача, но главным делом его жизни стал труд писателя.
В студенческие годы сотрудничал с юмористическими изданиями «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». И стал в них публиковаться. Он любил смеяться и смешить кого – нибудь. Ему ещё только предстояло стать великим драматургом, пьесы которого («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад») будет читать не одно поколение читателей и именем которого назовут Московский Художественный Академический театр (МХАТ).
Читая Чехова, вы и сами почувствуете, насколько жизненны его рассказы. Многие из них основаны на реальных событиях. Например, случай с собачкой, похожий на тот, что описан в рассказе «Каштанка».
- Какие ещё рассказы Чехова вы читали? («Белолобый»).
Рассказы о животных. Но Чехов писал не только о животных.
Всё – таки главные герои Чехова – люди, разные по возрасту и положению в обществе. Иногда они встречаются в одном произведении, и тогда возникают смешные и грустные истории, как в рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Писатель учит не просто чувствовать, а чувствовать благородно. При чтении «Детворы» вы, возможно, по – доброму улыбнётесь. А рассказы «Устрицы» и «Ванька» вызовут на глазах слёзы сострадания. Кстати, герои многих произведений – дети. Вместе с ними вы переживёте волнующие моменты: «Репетитор», «Гриша», «Мальчики» и др. И нет сомнения, вы никогда не забудете, как об этом рассказал А.П.Чехов.

III. Разминка для глаз.

IV. Развитие внимания, речи.
Обратите внимание на слово РОД. Давайте вместе подумаем и подберём однокоренные слова:
РОДИНА РОДСТВЕННИК
РОДИТЬ РОДНОЙ
РОДИТЬСЯ РОДНЫЕ
РОДИТЕЛИ
Из списка выделяю главное слово: РОДИТЕЛИ
А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)
А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)
Я прошу вас всегда помнить об этом. Помогайте своим родителям.

V. Тема и цели урока.
К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ А.П.Чехова «Мальчики». И на уроке мы поговорим о главных героях рассказа.
Во всех произведениях Чехова прослеживается тонкий юмор. Ирассказ «Мальчики» не исключение. Заметьте, что фамилии часто на Ч начинаются. В данном рассказе феномен встречается ( Чечевицын, Чибисов).

VI. Лексическая работа.
При чтении рассказа вам встретились непонятные слова. Поработаем над их значением. Перед вами карточки:

РОЗВАЛЬНИ
(низкие и широкие сани без спинки и сидения)
СЕНИ
(нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома; помещение между жилой частью дома и крыльцом)

БАШЛЫК
(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)
СЮРТУК
(длинный двубортный пиджак)
САМОЕДЫ
(старое название ненцев и некоторых других северных народов)
БИЗОН
(дикий североамериканский бык)
ПАМПАСЫ
(южноамериканские степи)
МУСТАНГ
(одичавшая домашняя лошадь)
ЧЕЧЕВИЦА
(растение – семейства бобовых, цветки мелкие белые, розовые, фиолетово – синие; плод – боб)
УРЯДНИК
(чин уездной полиции)
УГРЮМ
(суровый на вид человек, молчаливый, насупистый, неприветливый, суровый. Грозный)
МОСКИТЫ
(кровососущие насекомые, как комар)
ТЕРМИТЫ
(большие насекомые похожие на муравьёв)
СОЧЕЛЬНИК
(вечер – приготовления (канун) перед праздником Рождества Христова)
СЛОНОВАЯ КОСТЬ
(драгоценный материал для выделки предметов роскоши из бивней слонов)
ПИСТОНЫ
(патроны для восьмизарядных револьверов и пистолетов – 8 зарядов, 80 выстрелов)
БРАНИТЬСЯ
(ссориться, ругаться)
МАЙН РИД
(английский писатель, писавший приключенческие произведения – индейские племена)
МОНТИГОМО ЯСТРЕБИНЫЙ КОГОТЬ
(так называл себя Чечевицын)

VII. Работа с текстом произведения.
Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын – его друг)

1. Характеристика Чечевицына
Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.
Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
Как он себя называет? (Монтигомо Ястребиный Коготь.)
А ещё его в рассказе кто – нибудь так называет? (Нет, так как в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицана.)
С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, так как для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтигомо Ястребиный Коготь.)
Каким показался Чечевицын Кате и Соне?
Почему он казался Кате и Соне героем? ( Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё рычал как тигр.)

VIII. Физминутка.

2. Характеристика Володи Королёва.
А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа, это Володя Королёв.
Как вёл себя Володя накануне побега?
Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: «Почему Володя Королёв всё же решился бежать в Америку?» (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
Какими чертами характера обладал Володя?
А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собрались бежать в Америку.)
Зачитайте план побега.


3. Работа с картой.
Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см=470км. До Америки 30см, а от Америки до Калифорнии ещё 11см. Сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19270км)
Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

4. Характеристика поступка.
Что они приготовили для побега? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.)
Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
Могли ли сбыться их мечты?
Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
Как вы считаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? (Безответственным.)
Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
Раскаялся ли Чечевицын в содеянном? О ком он думал? (Нет,он думал только о себе,эгоист.)









IX. Самостоятельная работа.
Составьте последовательность событий по тексту. (Карточка)
1. Первый приезд Володи.
2. Поиск мальчиков.
3. Диалог Чечевицына с Володей.
4. Девочки подслушивают разговор.
5. Володю нашли.
6. Действие в детской.
7. Отъезд Чечевицына.
8. Чаепитие в честь приезда.
9. Прощание с родными.
10. Диалог Чечевицына с Катей.
Проверка.


X. Итог урока.
– Как вы относитесь к мальчикам?
– Герои решились на побег, потому что:
Были смелыми и решительными;
Были глупыми и самонадеянными;
Мало знали и плохо представляли трудности пути;
Не любили своих близких;
Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;
Любили путешествовать и узнавать новое?
– Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
– Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)

XI. Домашнее задание.
Пересказ рассказа по плану.

Комментирование оценок за урок.








13PAGE 15


13PAGE 14215




 Конспект открытого урока

Внеклассное чтение в 3-м классепо произведению А.П.Чехова "Мальчики"Белый мрамор15