Рабочая программа внеурочной деятельности Учимся любить книгу 1 класс


Программа внеурочной деятельности «Учимся любить книгу» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и реализацию общеинтеллектуального направления в программе внеурочной деятельности.
В основе построения программы лежат рекомендации Светловской Н.Н. и Джежелей О.В. по внеклассному чтению.
Данная рабочая программа адаптирована посредством изменения некоторых тем . Она
является дополнением к курсу «Литературное чтение» в начальной школе.
Актуальность данной рабочей программы очевидна, так как внеклассное чтение имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих занятиях дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению, художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1 класса «Учимся любить книгу» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Цель занятий, проводимых по данной программе: создание условий для того, чтобы расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Данные занятия должны способствовать решению следующих задач
создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;
формировать интерес к литературному чтению;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Общая характеристика курса «Учимся любить книгу»
Ценностные ориентиры содержания курса «Учимся любить книгу»
Литературное чтение в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
в плане внеурочной деятельности определило на освоение курса «Учимся любить книгу» 33 часа в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия для учеников 1-го класса 35 минут.
Формы организации и методы проведения занятий.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала ( устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные , групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
Занятия-спектакли.
В процессе реализации программы используются:
-игра (деловая, ролевая, познавательная)
-беседа
-решение ситуационных задач
-викторина
-конкурс
Содержание и методы обучения курса “Учимся любить книгу” направлены на:
- ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
-возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
-использование компьютера и мультимедийных презентаций, что значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Особенности организации внеурочной деятельности
по курсу «Учимся любить книгу.» Содержание занятий учитывает возрастные особенности и уровень личностного развития обучающихся данной возрастной группы, что выражается в формулировках заданий, в подборе материала (использование в основном знакомой учащимся лексики, известных первоклассникам фольклорных и литературных произведений), в обращении к личному опыту детей (использование знакомых фольклорных и литературных образов, пословиц и поговорок, тексты на близкие первоклассникам темы (животные, природа, сказки и т. п.). Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Планируемые результаты освоения курса «Учимся любить книгу» 1 класс
Личностные Метапредметные Предметные
научится получит возмож ность научиться
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям. регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем ориентиры действия; прогнозировать; осушествлять последовательность действий в соответствии с инструкцией; осушествлять самоконтроль при чтении.
- познавательные УУД: понимать прочитанное, выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию; ориентироваться в книгах ; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям ; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения
- коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мысли, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи. Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения.
Раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов. Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку. Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее.
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой».
В процессе реализации программы используются различные виды контроля:
а) входной – в начале обучения (беседа), который определяет уровень развития речи ребенка.
б) текущий – на каждом занятии (словесная оценка), который определяет уровень участия ребёнка в ходе занятия.
в) тематический – обобщение работы над отдельными разделами программы (словесная оценка)
в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы.
Формы контроля полученных результатов:
1. Проверка техники чтения.
2. Устная работа по содержанию текста.
3. Проверка читательского кругозора.
4. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да- -нет-
2. Почему ты (не) любишь читать?
-можно многое узнать -интересно
3. Посещаешь ли ты библиотеку?
-да -нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи -смешные рассказы
-сказки -рассказы о животных
5. Что любишь больше всего?
-читать сам -слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают -не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят -ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу -не могу.
Тематическое планирование курса «Учимся любить книгу» 1 класс
№ Разделы программы Кол-во часов Основные виды деятельности
обучающихся
теория практик 1 Устное народное творчество 1,5 1.5 Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.
Обсуждение содержания по вопросам.
Иллюстрирование по содержанию.
Создание книжки-малышки.
Хоровое проговаривание,
работа с иллюстрациями, оглавлением.
Разыгрывание диалогов,
пересказ по серии картинок.
Словесное рисование
Инсценирование (спектакль)
Конкурсы
Литературное игра
Проекты
Решение кроссвордов
2 Сказка – ложь, да в ней намёк..3 3 3 Жизнь дана на добрые дела 5 5 4 Прекрасное рядом
0,5 0,5 5 Книги о животных
1,5 1,5 6 Знакомые незнакомцы
1 1 7 Из любимых книг
3 3 8 Подводим итоги 0,5 1,5 Итого 16 17
№ Тема занятия Кол-во часов
Дата
теория практплан факт
1 Литературные сказки
В.Берестов «Мастер птица» 0,5 0,5 2.09 2 С.Маршак «Усатый полосатый»,
«У солнышка в гостях». Словацкая сказка. 0,5 0,5 9.09 3 «Ни окошек, ни дверей» Народные и литературные загадки в стихах и прозе. 0,5 0,5 16.09 4 Русские народные потешки и прибаутки. 0,5 0,5 23.09 5 «Ребятам о зверятах» Е.Чарушин «Волчишко», С. Маршак «Детки в клетке» 0,5 0,5 30.09 6 «О хороших людях» С.Сахарнов
«Самый лучший пароход».
Р.Сеф. «Необычный пешеход» 0,5 0,5 7.10 7 «О хороших людях» А. Барто «Мы с Тамарой» 0,5 0,5 14.10 8 Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» 0,5 0,5 21.10 9 Ш.Перро «Красная шапочка» 0,5 0,5 28.10 10 Ш. Перро «Мальчик с пальчик» 0,5 0,5 11.11 11 «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим
«Птичье радио», Н. Сладков «Лесные шорохи», М. Пришвин «Ёж». 0,5 0,5 18.11 12 Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» 0,5 0,5 25.11 13 Сказки о животных .С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» 0,5 0,5 2.12 14 Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова 0,5 0,5 9.12 15 Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» 0,5 0,5 16.12 16 Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» 0,5 0,5 23.12 17 Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» 0,5 0,5 20.01 18 О наших сверстниках.Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». 0,5 0,5 27.01 19 А. Соколовский «Бабушкина вешалка»,
Е. Благинина «Бабушка-забота» 0,5 0,5 3.02 20 Стихи о родном крае.
И. Суриков «Вот моя деревня»,
А. Блок «На лугу». 0,5 0,5 10.02 21 О героях.
А.Митяев «Богатыри» 0,5 0,5 24.02 22 О доброте.
В.Осеева «Добрая хозяюшка» 0,5 0,5 2.03 23 В.Осеева «Синие листья». 0,5 0,5 9.03 24 «Поговорим о наших мамах»
Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» 0,5 0,5
16.03 25 «В стране Вообразилии»
Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». 0,5 0,5 30.03 26 Знакомые незнакомцы.Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал».
Б. Заходер «Русачок». 0,5 0,5 6.04 27 Книги о животных.
Е. Чарушин «На нашем дворе» 0,5 0,5 13.04 28 Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». 0,5 0,5 20.04 29 О любимых игрушках.Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» 0,5 0,5 27.04 30 О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик – семицветик» 0,5 0,5 4.05 31 Про школу. С.Баруздин « Как Алёше учиться надоело» 0,5 0,5 11.05 32 Экскурсия в школьную библиотеку. 0,5 0,5 18.05 33 Итоговое занятие.
Игра – викторина «Угадай сказку» 1 25.05 Итого: 16 17 Содержание курса «Учимся любить книгу»
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
«Устное народное творчество».
«Ни окошек, ни дверей» Русские народные загадки.
Русские народные потешки и прибаутки.
Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»
Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла.
«Сказка – ложь, да в ней намёк …»
Двенадцать братьев. Русские народные сказки.
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»,
«Маша и медведь” русская народная сказка.
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»,
Ш.Перро «Красная шапочка» Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
В.Берестов «Мастер птица» “
Сутеев. “Мышонок и карандаш”.
«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.
Русские народные сказки и сказки российских и зарубежных писателей. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер.
«Жизнь дана на добрые дела».
«О хороших людях»
С.Сахарнов «Самый лучший пароход», Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,
Я Аким «Неумейка»
О героях. А.Митяев «Богатыри»
О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».
«Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука»
О наших сверстниках.Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»
Произведения детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).
«Прекрасное рядом».
Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».
Стихотворная речь: узнавание, различение от прозаической речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи ( с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Заучивание наизусть стихотворений по выбору.
«Книги о животных»
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио», Н. Сладков «Лесные шорохи»,
М. Пришвин «Ёж».
«Ребятам о зверятах» Е.Чарушин «Волчишко», С. Маршак «Детки в клетке»
Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают», В.Бианки «Хвосты».
Произведения детской литературы о животных. Работа с текстом произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Иллюстрирование текста.
«Знакомые незнакомцы».
Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».
Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова
Артюхова Н. «Загадки», Маршак С. «Загадки»
Знакомство с детской периодической печатью: журналами, газетами. Определение жанров напечатанных текстов. Распознавание произведений знакомых авторов. Подробный пересказ художественных произведений, заучивание наизусть лирических произведений по выбору. Интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценировка, словесное рисование, составление текстов занимательного характера: загадок, кроссвордов.
«Из любимых книг».
Мои первые книжки. С.Маршак «Усатый полосатый»,
Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце», «Доктор Айболит»
О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик»
Про школу. С.Баруздин « Как Алёше учиться надоело»
«В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».
Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
«Подводим итоги».
Выявление уровня сформированности читательской компетентности, самостоятельности в выборе книг; умения анализировать книгу (её составные части), а также анализ художественного произведения и характеристики персонажа.
Условия реализации рабочей программы
Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Система оценки образовательных результатов
В первом классе осуществляется безотметочное обучение, но предусмотрена словесная оценка деятельности обучающихся.
Основной целью безотметочного обучения является формирование адекватной самооценки, контрольно-оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Устная работа по содержанию текста.
3. Проверка читательского кругозора.
4. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)
Система оценки образовательных результатов предполагает освоение курса внеурочной деятельности обучающимися в виде трех уровней.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
      Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, непонимания общего смысла прочитанного текста, неправильные вопросы по содержанию.
Критериями оценки сформированности устной речи являются: полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения; культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более одной неточности в речи.
Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого текста, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятель- но подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материалы несвязно, недостаточно последователь но, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
При определении уровня развития универсальных учебных действий необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, делать самооценочные суждения.
Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).   Среднему уровню умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентиру ется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстра ции на обложке и в тексте.
Высокий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Средний уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Низкий уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Материально- техническое обеспечение программы:
Специфическое сопровождение (оборудование):
-портреты писателей и поэтов, художников.
-репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,
-библиотека книг для занятий,
-уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе;
детская периодика, энциклопедии
Электронно-программное обеспечение:
-записи музыкальных произведений,
-видеофильмы,
-презентации к занятиям
Интернет-ресурсы с литературными презентациями
metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики,
viki.rdf.ru›item/373,
lit-studia.ru›method/46.htmlТехнические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
компьютер


Литература.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.-Москва, «ВАКО»,2009
Кадровое обеспечение.
Курс внеурочной деятельности реализует учитель начальных классов, имеющий среднее специальное образование;
владеющий формами и методами обучения;
объективно оценивающий знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
осваивающий и применяющий современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, использующий и апробирующий специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
владеющий ИКТ-компетентностями;
знающий приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.