Урок — память: «Холокост – «коричневая чума»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОДЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРАБИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок - память: «Холокост – «коричневая чума»
Разработал: учитель истории Сафонова Екатерина Юрьевна
Категория: первая
2015 год
Цель урока: раскрыть чудовищную сущность политики массового уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «Холокост», "геноцид"; добиться формирования у учащихся основы национальной и религиозной терпимости, толерантности. Задачи: - способствовать пониманию учащимися таких явлений как, Холокост, национализм, геноцид; - способствовать формированию у учащихся психологического и этического осмысления уроков Холокоста, пониманию его характера в истории; - развивать навыки и умения формулировать свою позицию и ее аргументации. Оборудование: Презентация : "Холокост - уроки истории", таблицы, схемы, аудио запись с музыкой. Ход урока: I. Организационный момент. II.План урока:1.Холокост – страшные последствия «коричневой чумы». 2. Холокоста - отличительные черты . 3. Холокост - хронология. 4. Холокоста - потери. III. Рефлексия.
Эпиграф урока: Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
М. ДжалильВопросы к концу урока:
•что такое Холокост?
•каковы его уроки?
•почему стала возможна эта трагедия?
•что значит – «помнить и никогда забывать»?
(Звучит аудиозапись музыки Баха «Страсти по Матфею».)Учитель: Вы спрашиваете: почему сейчас, когда прошло столько десятилетий, когда в мире столько новых и порой, кажется неразрешимых проблем, мы снова заговорили о холокосте? Почему сейчас, когда падают самолеты, гремят взрывы и тысячи людей гибнут только потому что, один безумный возомнил себя богом и решил вершить судьбы ни в чем не повинных людей?! Почему? Мне бы хотелось, чтобы вы поняли: холокост – это трагедия всего человечества. Холокост – это вершина зла. Сегодня, в связи с происходившими событиями в Украине, как никогда актуально говорить о холокосте, понять его источники.
Мы обязаны помнить о погибших, уважать тех, кто уцелел после тех страшных событий. Наш долг снова подтвердить человеческое стремление к взаимопониманию и справедливости. 1.Холокост – страшные последствия «коричневой чумы» Впервые термин «Холокост» был использован в 1910-е годы. В те годы речь шла об уничтожении армян в Османской империи, потом евреев во время гражданской войны в Украине. В 1950 – е годы слово «Холокост» стало именем собственным, говорившем непосредственно о действиях фашистов в отношении семитов. В середине 20-го столетия фашисты в Европе использовали Холокост воплощение своей идеологии национального превосходства. Евреи были объявлены народом, который необходимо уничтожить. Нацисты Германии начали истреблять этот народ не только в своей стране , но и на покоренных территориях.
Самое страшное, что страдали еврейские дети. Они не понимали, почему евреев изгоняют из школ и университетов, запрещают пользоваться библиотеками. Для еврейских детей закрывались городские парки. Они не понимали, почему еврейские дети другие, почему они стали детьми второго сорта.
1 ученик: Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских…
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбриг
Не допросил “языка”.
Сказал по-русски:
“Взгляни”.
Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
А. Балин. “Я видел седых детей…”
2 ученик: Детей сжигали, расстреливали, их убивали бомбой, пулей, страхом. На детей напускали овчарок. «Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановиться. Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны.» Из воспоминаний Ани Павловвой, 9 лет.
3 ученик: Детей истязали, им впрыскивали какую-то жидкость, после чего дети истекали поносом. Им давали отравленную кашу и от этого они умирали по 150 человек в день. В лагерях постоянно у детей брали кровь.
4 ученик: Еврейские семьи выселялись в отдельные кварталы «гетто». Им запрещалось торговать и заниматься ремеслом. Они были обязаны носить специальные опознавательные знаки. По мере того, как немецкая армия прдвигалась по Европе, эсесовские отряды воплощали в жизнь операции по уничтожению евреев и их детей в том числе. Самая крупная операция произошла 9-10 ноября 1938 года. Было разрушено 1400 синагог, более 100 евреев погибло, разгромлены еврейские дома и магазины, еврейские школы. В историю это вошло под названием «Хрустальная ночь».
Учитель: По оценке историков, от рук нацистов погибло 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей.
Что есть у нас дороже всего на свете? Что самое дорогое у любого народа?
У любой матери, у любого отца? Дети!
2. Холокост - отличительные черты:
1.Была предпринята преднамеренная попытка полного уничтожения целой нации. Эта попытка привела к уничтожению 60 % евреев Европы и 35 % еврейского населения мира, а также трети цыганского народа, 10 % поляков, около 3-х миллионов советских военнопленных.
2.Система была предназначена для массового истребления людей. Найдено огромное количество списков потенциальных жертв и свидетельств о совершенных убийствах. Во время Второй мировой войны на территориях, которые оккупировали немцы были построены «лагеря смерти», которые предназначались для убийства миллионов людей. Технология убийств постоянно совершенствовалась.
3.Впечатляющие масштабы, межнационального истребления: на всей оккупированной немцами территории жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и «лагеря смерти». Из обнаруженных документов выяснилось, что нацисты планировали истребить еврейский народ США, Великобритании и Палестины после завоевания этих регионов. 4.Жесточайшие, бесчеловечные и часто смертельные медицинские эксперименты, проводимыми нацистами над жертвами Холокоста.
4 ученик: Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды. Жёлтые звёзды, звёзды
Давида,
горькие слёзы еврейской обиды
3. Холокост - хронология
1933 год:
•30 января — Адольф Гитлер приходит к власти в Германии
•22 марта — Создание лагеря Дахау. В лагерь доставлено 5 тысяч заключённых
•1 апреля —Легализована антиеврейская деятельность в стране
•13 сентября — Введение преподавания расовой теории в школах
•31 мая 1935 года — Объявление армии Германии «чисто арийской»
•9 октября 1936 года — Запрещение деятельности Ассоциации евреев — ветеранов войны
1938 год:
•23 марта — Ограничение деятельности всех еврейских организаций
•15 июня — Аресты евреев и отправка их в лагеря за нарушения законодательства.
•6 июля — Введение анти-еврейских экономических ограничений
•27 сентября — Запрет на работу для юристов-евреев
•5 октября — Введение особых отметок в паспорта евреев
•28 октября — Изгнание 17 тысяч евреев польского происхождения в Польшу
•9 ноября — Хрустальная ночь
•15 ноября — Запрет для еврейских детей на обучение в немецких школах
1939 год:
•24 января —Создан Центральный офис по эмиграции евреев
•1 сентября — начало Второй мировой войны
•8 октября — Создание первого еврейского гетто в Piotrkow Trybunalski 1940 год:
•30 апреля — Запрет евреям выходить из гетто Лодзи.
•15 ноября — Запрет евреям покидать гетто Варшавы.
1941 год:
•9 апреля — Запрет евреям выходить из гетто Люблина
•23 июня —начало массовых убийств на территории СССР
•20 июня — Создание гетто в Минске
•24 июля — Создание гетто в Кишинёве; 10 тысяч евреев убиты
•25 июля — Погром во Львове, начало массовых убийств евреев Галиции, в которых активное участие принимают украинские националистические формирования «Нахтигаль» и «Роланд»
•август — Началось уничтожение евреев в хорватском лагере Ясеновац,всего там погибло 25 тысяч евреев
•1 августа — 50 тысяч евреев заключены в гетто Белостока (ныне Польша) •4 августа — Создание гетто в Каунасе
•5 августа — Убийства в Пинске (Белоруссия); 10 тысяч евреев убиты в течение 3х дней
•27-28 августа — Бойня в Каменец-Подольском
•3 сентября — Первые эксперименты по убийствам с помощью газа в Аушвице (Освенцим)
•15 сентября — Расстрел 12 тысяч евреев Бердичева
•19 сентября — Ликвидация гетто Житомира; убито 10 тысяч человек
•29-30 сентября — Убийство 33.771 евреев Киева в оврагах Бабьего Яра
•8 октября — Ликвидация гетто Витебска (Белоруссия); погибло 16 тысяч евреев
•9 октября — Начало депортации евреев из Буковины, Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии
•17 октября — 15 ноября — Массовые убийства в захваченной румынами Одессе; погибло около 35 тысяч евреев
•28 октября — Начало массовых убийств евреев в Каунасе. Всего в девятом каунасском форте было расстреляно 80 тысяч человек, в шестом −35 тысяч, в седьмом −8 тысяч
•октябрь — В лагерь смерти Майданек прибыли первые жертвы
•1 ноября — Начало строительства лагеря смерти Бельжец
•30 ноября — Латвийскими коллаборационистами из т. н. команды Арайса в течение ноября-декабря убито 30 тысяч евреев Латвии
•31 декабря — Первая акция партизан в Вильнюсе
1942 год:
•22 июля — Начало депортация евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти; депортация сопровождалась убийствами, в которых активное участие принимали украинские и литовские вспомогательные подразделения
4. Холокост - потери
За эпоху «огненного жертвоприношения» были уничтожены миллионы евреев. Численность этого народа сократилась в четыре раза : с 8-ми миллионов до 2 - х миллионов человек. Истребление евреев на «языке» фашистов именовалось «окончательным решением еврейского вопроса». Пощады не было никому - ни детям, ни женщинам, ни старикам. Холокост должен был привести к полному уничтожению нации.
«Коричневая чума» унесла жизни и представителей других национальностей. Объектами уничтожения нацисты объявляли также цыган и славян.
Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами для сжигания трупов. Прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. В лагеря поступали заявки на поставку человеческих волос для изготовления париков. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Самым безжалостным и высокопроизводительным с точки зрения технологии убийства был лагерь в Освенциме. За один день здесь убивали до 12 тысяч человек.
Рефлексия:
Учитель: Холокост – величайшая трагедия. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже гибнут люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.
В начале урока были поставлены вопросы, давайте попытаемся ответить на них.
- Что такое Холокост?
Ожидаемый ответ ученика: Это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей. Это бесчеловечный поступок, совершенный людьми против ни в чем не повинных людей. Нацисты не просто убивали, они убивали с особой жестокостью.
- Каковы его уроки?
Ожидаемый ответ ученика: Эта трагедия показывает нам, что мир может разрушить зло, если быть равнодушным, молчать и не бороться против него. Главный урок Холокоста – Земля наш дом, общий для всех людей, независимо от цвета кожи, национальности и веры и, мы должны быть терпимы друг к другу.
- Почему стала возможна эта трагедия
Ожидаемый ответ ученика: Нацистская идеология фашизма была нацелена против многих людей : славян, евреев, цыган. Многие не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, боявшись за себя и своих детей, другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям.
- Что значит “помнить, и никогда не забывать”
Ожидаемый ответ ученика: Это значит – знать о этой трагедии и делать все для того, чтобы она НИКОГДА не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и НИКТО не имеет права убивать.
Заключительное слово учителя.
Наступит момент, когда будет нужно сделать нравственный выбор. Равнодушие, безразличие к чужой боли, жестокости, неумение сострадать, нежелание препятствовать ущемлению человеческого достоинства могут. рано или поздно, снова привести нас к трагедии. Нельзя допустить того, чтобы гибли мирные граждане и тем более дети. Ведь нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Закончу сегодняшний урок словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».
Ученик
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное,
Омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось,
что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился
вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула
прямо…
- Я, может, жить хочу. Не надо,
мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Домашнее задание. Дома ещё раз подумайте над этими вопросами и напишите сочинение – эссе на тему урока.
Список литературы
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ”История России 20 в. – н.21 в.” Просвещение, 2007 г.
2.Н.В.Загладин”Новейшая история зарубежных стран 20 в. – н.21 в.” Русское слово, 2007 г.
3.Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума “Уроки Холокоста и современная Россия” (Москва 4-7 мая 1997 г.) Москва, 1998 г.
4.Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д.Свердлов. Москва, 1996 г.
5.Дети военной поры. Сост. Э.Максимова, 2 издание. Москва, 1988 г.