Конспект занятия объединения Журналистика на тему Репортаж и его особенности
Конспект занятия объединения «Журналистика»
Тема: «Репортаж и его особенности»
Цель: Способствовать формированию понятия «репортаж»
Задачи:
Познакомить с особенностями репортажа как газетного жанра;
Подготовить к самостоятельному написанию репортажа;
Воспитывать уважения к профессии репортера;
Развивать умение слушать друг друга.
Оборудование: Блокнот, ручка, ноутбук, презентация к занятию, методические указания по проведению репортажа.
Ход работы:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! (Проверка присутствующих. Настрой на занятие.)Сегодня мы проведем тренинг под названием «Репортаж – глаза и уши читателя». Это практическое занятие, которое включает в себя проведение репортажа по основным его 3 видам.
Объяснение нового материала:
(Параллельно с объяснением просмотр презентации «Репортаж»)
- Вначале я напомню, что одним из жанров публицистики является репортаж. Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле. «Репортаж – это глаза и уши читателя» - так сказал об этом жанре известный лингвист Г.Я. Солганик. У репортажа и информационной заметки общее содержание: и в том и в другом жанре сообщается о каком-либо общественно важном событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о свершившемся факте, репортаж – изображает событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется. Единых обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет по-своему. Однако выделяют зачин – начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. – все зависит от авторского замысла. Зачин должен быть динамичным. Динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям. Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно представляет собой тип речи повествование. Организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности» происходящего (так называемое «настоящее репортажа»). Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и др. Выделяют в репортаже и концовку. Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.
* Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.
* Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.
* Репортажи обычно пишутся сразу после события.
* Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.
* Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.
3. Практическая работа.
- Давайте сейчас попробуем написать репортаж на одну из тем:
«На уроке литературы»
«Спортивный праздник»
«Большая перемена в нашей школе»
«Экскурсия по родному поселку».
Не забывайте главное правило:
вы должны заинтересовать читателя,
пробудить интерес к теме!
Вы можете выбрать свою тему!
Игра – задание «Личный дневник»
Придумайте, какие записи могли бы сделать в своих дневниках Маленький водяной, Дед Мороз, Акулакар акула, ваша настольная лампа.
Есть ли у вас домашнее животное? Если да, понаблюдайте за ним. Запишите от его имени, как прошёл день.
Игра "Ассоциации".
Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например:
УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ,
ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН,
СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Упражнение «Ассоциации с мячом».
Ведущий называет свое слово, например «солнце», и бросает мяч любому участнику группы. Следующий участник (тот, кто с мячом) называет любую ассоциацию на это слово и также кидает мяч.
4.Подведение итогов занятия.
- Вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось? Предлагаю вам до следующего занятия написать репортаж на тему «Подсмотренная сценка» (в магазине, на улице…)