Презентация по литературе на тему Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина


«Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина» Бакунина Екатерина Павловна Первой юношеской любовью Пушкина была Екатерина Павловна Бакунина (1795–1869); к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815–1817 годы. Екатерина Павловна Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина. Летом она подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах. Я слезы лью; мне слезы утешенье;И я молчу; не слышен ропот мой,Моя душа, объятая тоской,В ней горькое находит наслажденье.О жизни сон! Лети, не жаль тебя,Исчезни в тьме, пустое привиденье;Мне дорого любви моей мученье,Пускай умру, но пусть умру любя! «Я счастлив был!… Нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — ее не видно было!Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, — сладкая минута!… Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!», — восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике.Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну ибольшую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии, и среди них — стихотворение «Желание»:  С нежностью вспоминал о Бакуниной поэт и многие годы спустя:В те дни… в те дни, когда впервыеЗаметил я черты живыеПрелестной девы и любовьМладую волновала кровьИ я, тоскуя безнадежно,Томясь обманом пылких снов,Везде искал ее следов,Об ней задумывался нежно,Весь день минутной встречи ждалИ счастье тайных мук узнал…(«Евгений Онегин», гл. VIII, из черновых рукописей) Голицына Евдокия Ивановна Первой петербургской возлюбленной Пушкина, хозяйкой одного из литературных салонов была Евдокия Ивановна Голицына (1780–1850). Эта красивая и прекрасно образованная женщина живо интересовалась политическими событиями, занималась математикой, дружила со многими выдающимися людьми. Голицыну называли «ночной княгиней», так как она обычно принимала гостей поздним вечером и приемы ее длились до рассвета. В 1817–1819 годах Пушкин был частым гостем княгини Голицыной и, по выражению П. А. Вяземского, «был маленько приворожен ею». Известны три стихотворения Александра Сергеевича, обращенные к княгине Голицыной: «Краёв чужих неопытный любитель…»; «Простой воспитанник природы»; «К ***». Простой воспитанник природы,Так я, бывало, воспевалМечту прекрасную свободыИ ею сладостно дышал.Но вас я вижу, вам внимаю,И что же?… слабый человек!…Свободу потеряв навек,Неволю сердцем обожаю.(«Простой воспитанник природы», 1817) Истомина Евдокия Ильинична Без внимания не оставил Пушкин знаменитую балерину Евдокию Ильиничну Истомину (1799–1848), воспев ее искусство танца в романе «Евгений Онегин». Эта красивая женщина, с черными, как смоль, волосами, большими черными и блестящими глазами, по свидетельству современника, «в продолжение многих лет пленяла зрителей и сводила с ума молодых офицеров». Она послужила причиной нашумевшей в Петербурге дуэли между В. В. Шереметевым и А. П. Завадовским. Шереметев был убит, а через некоторое время у барьера встретились секунданты дуэлянтов — А. С. Грибоедов и А. И. Якубович. Эта история сильно занимала Пушкина, он думал отразить её в романе «Русский Пелам» — в сохранившихся набросках плана Пушкин записал имена Истоминой, Грибоедова, Заводовского. Эта же история отражена в плане ненаписанного произведения «Две танцовщицы». В 1818–1820 годах Пушкин был в числе поклонников Истоминой, не пропускал спектаклей с её участием, громко выражал свое восхищение. В 1823 году, когда Пушкин давно уже был в изгнании, знаменитый петербуржский балетмейстер Дидло поставил балет«Кавказский пленник, или Тень невесты» (музыка К. А. Кавоса на сюжет Пушкина). Роль черкешенки исполняла Истомина. Через две недели после премьеры, 30 января 1823 года, Пушкин писал брату из Кишинева: «Пиши мне о Дидло, об Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Вот какой предстает Истомина перед нами в I главе романа «Евгений Онегин»: Блистательна, полувоздушна,Смычку волшебному послушна,Толпою нимф окружена,Стоит Истомина; она,Одной ногой касаясь пола,Другою медленно кружит,И вдруг прыжок, и вдруг летит,Летит, как пух от уст Эола;То стан совьет, то разовьет,И быстрой ножкой ножку бьет.(«Евгений Онегин» гл . I) Раевская Мария Николаевна Еще одно серьезное увлечение поэта — Мария Николаевна Раевская (1805–1863) — дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н. Н. Раев-ского, жена декабриста С. Г. Волконского, одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был дружен с семьей Раевских и знал Марию Николаевну еще совсем юной девочкой, когда он вместе с Раевскими путешествовал по Кавказу и Крыму. Яркая индивидуальность молодой девушки, пылкость и естественность характера, незаурядность натуры пленили поэтическое воображение Пушкина. Его чувство было глубоким и сокровенным. Образ Марии Раевской, этот «души неясный идеал», запечатлен в стихотворениях «Редеет облаков летучая гряда…», «Погасло дневное светило…», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах Грузии…»; ее внешний облик мы узнаем в героине «Полтавы»; именно ей Пушкин посвятил свое лирическое отступление в I главе романа «Евгений Онегин»: Я помню море пред грозою:Как я завидовал волнам,Бегущим бурной чередоюС любовью лечь к ее ногам!Оно свидетельствует о том, что поэт помнил о своем путешествии с Раевскими и о своей влюбленности в Марию. Осенью 1824 года Пушкин узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Счастье молодой женщины было недолгим: в январе 1826 года, через год после свадьбы, С. Г. Волконский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и следовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее мужеством, самоотверженностью, ее гражданским подвигом.  В последний раз поэт видел Марию Николаевну 26 декабря 1826 года в Москве, на прощальном вечере, устроенном в её честь З. А. Волконской. Воронцова Елизавета Ксаверьевна Сильное, страстное чувство вызвала в сердце поэта Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792–1880) — жена Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой и обольстительной. Так, В. А. Сол-логуб, отмечая ее ум, образованность, доброту и прелесть обхождения, писал:«Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться». Пушкин познакомился с Воронцовой в 1823 году в Одессе и страстно увлекся ею. Зимой 1823–1824 годов он был постоянным посетителем ее салона. Елизавета Ксаверьевна сделала все, чтобы Пушкин бывал в их доме, предложив поэту пользоваться их огромной библиотекой. Она просто обаяла Пушкина, вызвав ответное чувство в его сердце, которое оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой стихах:«Сожженное письмо», «Желание славы», «Талисман», «Все в жертву памяти твоей». На полях черновиков второй главы романа «Евгений Онегин», писавшейся в Одессе, много раз появлялся бегло очерченный пером ее профиль.  Храни меня, мой талисман,Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья:Ты в день печали был мне дан.Когда подымет океанВокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи, —Храни меня, мой талисман.В уединенье чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного бояХрани меня мой талисман.Священный сладостный обман,Души волшебное светило…Оно сокрылось, изменило…Храни меня, мой талисман.Пускай же ввек сердечных ранНе растравит воспоминанье.Прощай, надежда; спи, желанье;Храни меня, мой талисман.(1825)  Уезжая из Одессы в ссылку,«в далекий северный уезд», Пушкин получил от Воронцовой перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. В ответ на этот подарок, поэт написал великолепное, всем известное стихотворение «Талисман»:В Михайловском Пушкин много работает, но мысли о Воронцовой по-прежнему не покидают его, и он пишет стихотворение «Желание славы», посвященное той, о ком он не в состоянии был забыть: Анна Петровна Керн Долгое время волновала воображение поэта Анна Петровна Керн (1800–1879) — живая, красивая и обаятельная женщина, которая была дружна со многими замечательными людьми своего времени — А. А. Дельвигом, Д. В. Вене-витиновым, М. И. Глинкой. Пушкин впервые увидел ее в 1819 году в Петербурге, в доме А. Н Оленина и надолго сохранил воспоминание об этой мимолетной встрече. В течение шести лет они не встречались, хотя и не переставали интересоваться друг другом. В июне 1825 года Анна Петровна приехала к своей тетке Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское. Пушкин был там частым гостем, поскольку Тригорское находилось в двух шагах от Михайловского, где поэт томился в ссылке. Керн произвела на него неизгладимое впечатление. Как он написал в письме, «недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет». Встреча с Керн в годы михайловского заточения, «в печальной деревенской глуши», произвела, по признанию Пушкина,«впечатление глубокое и мучительное». Этой встрече мы, собственно, и обязаны появлению на свет стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»: Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежнойВ тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты.Шли годы. Бурь порыв мятежныйРассеял прежние мечты,И я забыл твой голос нежный,Твои небесные черты.В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви.Душе настало пробужденье:И вот опять явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.(1825) В этом стихотворении поэт рисует идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса, и явилась любовь — неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья», казалось, убили «прежние мечты»,уничтожили любовь, но она снова пришла, принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит«упоение» силой любви, полнотой жизни. Так хрупкая красота способна победить«бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет«заточенья». Это настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения.Пушкин вручил Анне Петровне обращенные к ней стихи в день ее отъезда из Тригорского:  Ушакова Екатерина Николаевна Чувство глубокой привязанности испытывал поэт и к Екатерине Николаевне Ушаковой (1809–1872). Это была старшая дочь в семье Ушаковых, преданный друг поэта и большая почитательница его таланта. По свидетельству современников, Екатерина Николаевна «была в полном смысле красавица — блондинка с пепельными волосами, темно-голубыми глазами, роста среднего, косы нависли до колен, выражение лица очень умное».  Когда, бывало, в старину  Являлся дух иль привиденье,       То прогоняло сатану       Простое это изреченье:   «Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дниГораздо менее бесов и привидений;Бог ведает, куда девалися они.       Но ты, мой злой иль добрый гений,       Когда я вижу пред собойТвой профиль, и глаза, и кудри золотые,       Когда я слышу голос твой       И речи резвые, живые —       Я очарован, я горю       И содрогаюсь пред тобою,       И сердцу, полному мечтою,    «Аминь, аминь, рассыпься!» — говорю.(«Ек. Н. Ушаковой», 1827) Ушаковы жили в Москве, на Пресне; в их доме часто собирались музыканты, певцы, писатели. В 1827–1829 гг. там постоянно бывал и Пушкин; альбомы сестер, Екатерины и Елизаветы, были заполнены его стихами и рисунками. Екатерина Николаевна питала к поэту глубокое чувство и сохранила его на долгие годы. Одно время Пушкин собирался связать свою судьбу с Ушаковой, но неожиданно вспыхнувшее чувство к Анне Алексеевне Олениной, а потом и знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому. Завадовская Елена Михайловна Не обошел своим вниманием Пушкин Елену Михайловну Завадовскую (1807–1874),«красавицу писаную», «звезду первой величины петербургского большого света».По словам современницы М. Ф. Ка-менской, Завадовская на балах «всегда убивала всех своею царственной, холодной красотой». Многие поэты воспевали ее в стихах:«чистейшей красоты высокий идеал», — называл ее П. А. Вяземский. «Артистическая душа не может спокойно созерцать такую прекрасную женщину», — писал музыкант и композитор М. Ю. Виельгорский. Пушкин посвятил Завадовской стихотворение«Красавица», написав собственноручно его в альбом этой женщины: Всё в ней гармония, всё диво,Всё выше мира и страстей;Она покоится стыдливоВ красе торжественной своей;Она кругом себя взирает:Ей нет соперниц, нет подруг;Красавиц наших бледный кругВ ее сияньи исчезает.Куда бы ты ни поспешал,Хоть на любовное свиданье,Какое б в сердце ни питалТы сокровенное мечтанье, —Но, встретясь с ней, смущенный, тыВдруг остановишься невольно,Благоговея богомольноПеред святыней красоты. Оленина Анна Алексеевна  С семьей Олениных Пушкин был близок еще с 1819 года; по возвращении из ссылки старое знакомство было возобновлено. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на оленинской даче в Приютине, недалеко от Петербурга, где собирался тесный кружок литераторов и художников — Крылов, Жуковский, Вяземский, Брюллов, Кипренский. Но, может быть, главной причиной частых посещений Пушкина была младшая дочь Олениных — Анна. Внимание знаменитого поэта не могло оставить молодую девушку равнодушной, но, насколько можно судить по ее дневнику, оно не вызвало в ней сколько-нибудь серьезного отклика. Пушкин же был влюблен, мечтал о женитьбе, писал взволнованные и чуть печальные стихи: «Её глаза», «Ты и вы», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный…». Многочисленные свидетельства современников позволяют с уверенностью говорить о том, что Пушкин сватался к Анне Алексеевне и получил отказ: родители не считали поднадзорного поэта подходящей партией для своей дочери. Одно из лучших стихотворений поэта, посвященных Олениной, — «Её глаза»: Она мила — скажу меж нами —Придворных витязей гроза,И можно с южными звёздамиСравнить, особенно стихами,Ее черкесские глаза.Она владеет ими смело,Они горят огня живей;Но, сам признайся, то ли делоГлаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений,И сколько неги и мечты!…Потупит их с улыбкой Леля —В них скромных граций торжество;Поднимет — ангел РафаэляТак созерцает божество.(1828) Гончарова Наталья Николаевна По-настоящему глубокое чувство вызвала в душе поэта Наталья Николаевна Гончарова (1812–1863). Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828–1829 года на одном из московских балов. «Когда я увидел ее в первый раз, — писал поэт будущей своей теще, Н. И. Гончаровой, — красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение…». 18 февраля 1831 года в Москве Пушкин венчался с Натальей Николаевной, а вскоре после свадьбы писал другу: «Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора…». Ее образ поэт воспевает в стихотворении «Мадонна»: Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель —Она с величием, он с разумом в очах —Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.(1830) Бакунина Екатерина ПавловнаГолицына Евдокия ИвановнаИстомина Евдокия ИльиничнаРаевская Мария НиколаевнаВоронцова Елизавета КсаверьевнаКерн Анна ПетровнаЗавадовская Елена МихайловнаУшакова Екатерина НиколаевнаОленина Анна АлексеевнаГончарова Наталья Николаевна Домашнее задание Подготовить сообщение : «Социально-историческая тема в лирике А.С.Пушкина»Читать оду «Вольность»