«Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения, средства связи его частей»
Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения, средства связи его частей»
Автор: Олейникова Людмила Александровна
Место работы: МОУ «Школа № 100 г. Донецка
Должность: учитель украинского языка и литературы
Тема: ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ
Цели: научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении, правильно ставить знаки препинания, строить схемы сложноподчиненных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка.
– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?
Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.
– Расставьте ударения в следующих словах:
Портфе
·ль, рома
·н, проце
·нт, молоде
·жь, кварта
·л, сре
·дства, положи
·л, индустри
·я, краси
·вее, пригово
·р, ста
·туя, поня
·ть, по
·нял, поняла
·.
III. Сообщение темы урока.
Слово учителя. Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.
Например:
[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) [], (когда).
(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы), [].
·[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) [, (куда), ].
Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) [], (что).
Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) [], (в которой).
Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.
Например:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)
IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.
Задание. прочитать § 18–19.
Работа по вариантам.
Вариант I: составить план § 18, проиллюстрировать собственными примерами.
Вариант II: составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами.
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 18–19, упр. 89.
15