ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ


Открытый урок по русскому языку в 9 классе.
Составила Рамазанова Нина Саржановна, учительница русского языка и литературы МКОУ «Интернат для детей-сирот» г. Махачкалы РД
Тема урока: ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ
Тип урока: Изучение нового материала.
Основной метод: эвристическая беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации, компьютер.
Цели и задачи урока:
-закрепить знания учащихся о СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи;
-совершенствовать пунктуационные навыки.
-развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа;
-развивать коммуникативные умения детей;
-совершенствовать умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
-воспитывать бережное отношение к языку;
-формировать навыки сотрудничества в учебной работе.
Ход урока.
I. Организационный этап.II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
«Мозговой штурм»
Расставить ударения на словах:
Зубчатый, закупорить, донельзя, танцовщица, хвоя, кремень, средства, черпать, позвонит, удобнее, балуюсь, коклюш, щавель, ходатайство, колосс.
2)Подберите синонимы к слову колосс (исполин, гигант, титан)
3)Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
А) раз..скал, по..гратьБ) на..кусил, по..тащил
В) бе..делье, в..плыватьГ) пр..забавный, пр..зывД) пр..бежище, пр..града
4)Повторение изученных тем. (О простом и сложносочиненном предложениях.)
1. Верно ли утверждение? 
А. Простое предложение состоит только из двух или более слов.
Б. В простом предложении -- одна грамматическая основа.В. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Г. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. Д. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны. Е.Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член. Ж. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы. 
2. Расставьте знаки препинания в предложениях, определите в них роль союза И.
А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
В. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
Г. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Д. Гремела атака и пули свистели и ровно строчил пулемёт.
3.Составьте схему к предложению под номером А.
4.Запишите под диктовку и сравните два предложения:
Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
IV. Объяснение новых знаний.
1.Видеоурок «Сложноподчиненные предложения». ( Из приложения «Инфоурок»)
2. Работа с учебником. (Чтение правил и примеров.)
V. Первичная проверка понимания
1)Прочитайте предложения, определите главные и придаточные части. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. Составьте схемы к этим предложениям.
Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.( Когда …), […].
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. […], (вокруг которой…).
Там, где растут розы, растут и шипы. […, ( где…)…].
VI. Первичное закрепление.
Каждая песня Высоцкого - это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
2)Просмотр видеоклипа.Владимир Высоцкий. Песня «Он вчера не вернулся из боя».
3)Какова основная мысль текста песни?
4)Расставьте знаки препинания. Сколько сложных предложений содержится в данном отрывке, и какие они по структуре?
Мне теперь не понять кто же прав был из насВ наших спорах без сна и покояМне не стало хватать его только сейчасКогда он не вернулся из боя
VII. Закрепление новых знаний.
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.
Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий.)
Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий)
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий)
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если)
VII. Рефлексия
Что нового я узнал на этом уроке?
Для меня было интересно…
Я не понял на этом уроке…
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.