МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №12»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД»
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «ЛИЦЕЙ №12»
АНДРЕЕВА Е.А.
г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2014г
Тема урока: Из басен народов мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
Цель урока: Формирование у обучающихся навыков выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыков конструирования вопросов к статье учебника.
Образовательная: создание условий для ознакомления обучающихся с общей характеристикой басен, раскрытие особенностей её жанровых признаков.
Развивающая: продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение басни, развивать логическое мышление, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.
Метапредметные:
Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей, готовить сообщения.
Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.
Предметные:
Выявить позицию персонажей, художественную идею басен; формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование: учебник, дополнительная литература, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Тема урока: Из басен народа мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент Учитель приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие наглядных пособий и других средств обучения.
Учитель: Отгадайте загадку:
Если ты её подаришь,То счастливей каплю станешь.Она мигом обернётся,И к тебе скорей вернётся.Грусть она прогонит махом,Словно фея крыльев взмахом.На неё ты не скупись,С каждым ею поделись.И на праздник на большойПоважней она любойХоть конфетки, хоть открытки.Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)
Давайте подарим друг другу улыбку и начнем работу.
Слайд 1 Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности Учитель: послушайте и определите, к какому жанру относятся процитированные строки:
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела…
Слайд 2
О каком жанре идет речь?
Вам интересно узнать о басне больше?
Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.
Слайд 3 Обучающиеся определяют, что это басня, активизируют свои знания на изучаемом жанре.
Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока Коммуникативные: планирование учебного процесса с учителем и сверстниками;
Познавательные: логический анализ жанра с целью выделения признаков;
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно).
Актуализация знаний Итак, какова тема нашего урока?
Слайд 4
Учитель выявляет уровень знаний у обучающихся, используя вопросы и проблемные ситуации. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое басня?
- Какие признаки басни вам известны?
- Что такое аллегория?
- Что такое мораль?
Теперь давайте проверим, верно ли вы отвечали на данные вопросы.
Слайд 5
Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы.Обучающиеся осуществляют контроль и коррекцию своих знаний Познавательные: решать проблемные ситуации;
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже известно, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня имеющихся знаний;
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: нахождение выхода из проблемной ситуации. Первичное усвоение новых знаний Усвоение новых знаний учитель организует с помощью презентации и учебника.
Учитель демонстрирует заполненную таблицу «Жанровые признаки басни».
Слайд 6
Учитель предлагает перейти к изучению басен Эзопа и Лафонтена.
Вспомните, кого считают первым баснописцем? (Эзоп)
Слайд 7
Учитель рассказывает о языке Эзопа (эзопов язык)
Выразительное чтение басни Эзопа «Лисица и виноград» в учебнике.
Слайд 8
В ряду известных баснописцев после Эзопа стоит Жан де Лафонтен.
Слайд 9
Выразительное чтение басни «Лисица и виноград» Лафонтена в учебнике.
Слайд 10 Обучающиеся оформляют таблицу в тетради по жанровым признакам басни.
Индивидуальное сообщение учащегося об Эзопе.
Обучающиеся выразительно читают басню «Лисица и виноград» Эзопа.
Индивидуальное сообщение учащегося о Жане де Лафонтене.
Обучающиеся читают басню «Лисица и виноград» Лафонтена.
Познавательные: поиск информации, установление причинно-следственных связей между отдельными фактами и явлениями;
Общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ФизминуткаУчитель: Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. Первичная проверка понимания Учитель организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.
Ответы на вопросы:
- Из каких частей состоит басня Эзопа?
- Почему Лисице удалось обмануть Ворона в басне Эзопа?
- Какова мораль прочитанной басни Эзопа?
- Найдите строки, в которых нашла отражение мораль басни Эзопа.
- На чьей стороне ваши симпатии?
- Какие особенности басенного жанра подчеркивает Лафонтен?
Слайд 11
Обучающиеся отвечают на вопросы, дополняя предложения новыми знаниями по теме. Обучающиеся осуществляют взаимопроверку, устраняют ошибки, делают выводы. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Первичное закрепление Учитель организует деятельность обучающихся по закреплению материала по теме. Предлагает заполнить таблицу на сопоставление басен Эзопа и Лафонтена, выявить сходства и различия басен.
Слайд 12
По истечении времени учитель предлагает проверить написанное. Учитель демонстрирует заполненную таблицу.
Слайд 13 Обучающиеся заполняют таблицу в тетрадях, применяя новые знания по теме.
Обучающиеся осуществляют самопроверку, делают выводы. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение применять знания; работа с поставленной учебной целью.
Личностные: оценивание усвоенного материала.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашнее задание:
Прочитать статью учебника «Русские басни», составить вопросы к статьям о М.В. Ломоносове и «Русская басня»
Индивидуальное задание:
Подготовить сообщение о Копернике и Птолемее.
Слайд 14 Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник, получают инструктаж по выполнению. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Рефлексия (подведение итогов урока) Учитель организует рефлексию.
Поделитесь впечатлениями, которые вы получили во время изучения басен Эзопа и Лафонтена.
- Что нового вы узнали о басне?
- Кому было интересно?
- Что вас удивило?
- Будете ли вы рассказывать дома, чему вы сегодня научились?
- А кто хотел бы похвалить себя за урок?
Я тоже хотела бы вас похвалить, мне понравилось, как вы работали сегодня. Давайте поблагодарим друг друга и подарим друг другу улыбку! Личностные: нравственно-личностное оценивание;
Регулятивные: самооценка, прогнозирование;
Познавательные: рефлексия способов и условий действий;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свою точку зрения.