Консультация для родителей «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний»
ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ
«Родное слово – основа всякого умственного развития
и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Овладение речью важный этап в жизни ребенка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы.
Развитие речи включает разные компоненты:
Уважаемые родители!
Коррекция речи у детей – процесс долгий и сложный, требующий, как правило, особых усилий и постоянного контроля. Только объединив усилия родителей, воспитателей и учителя-логопеда, мы можем достигнуть положительных результатов!
Воспитываем читателя
Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.
Привычка много читать, в особенности хорошую литературу – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становится грамотность, способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.
Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Это довольно просто…
1. Помните, что лучшее лечение – профилактика. Если ребенок мал, то руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, рисовать в них, строить из них дома и гаражи и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книги).
2. Подавайте личный пример. Читайте сами вслух и про себя. Если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, то никаких дополнительных стимулов не потребуется.
3. Выбирайте вместе. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и дайте ребенку возможность выбирать самому. С условием: на каждую книжку, которую выбирает ребенок, он читает одну книгу, выбранную вами.
4. Читайте ребенку перед сном. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.
5. Используйте аудиокниги. Сначала произведения с разным количеством голосов, затем озвученные одним. Предлагайте ребенку пофантазировать о героях, какие они внешне, по характеру, нарисовать их.
6. Родителям не стоит отстраняться от процесса чтения и становиться только слушателем. Очень помогает прием совместного чтения, когда взрослый начинает, а ребенок продолжает. Читайте по ролям.
7. Защитите ребенка от «большого экрана». Фильтруйте то, что ребенок видит с экрана телевизора и монитора компьютера. Не воспитывайте пассивность мышления.
8. Вознаграждайте чтение. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.
Для освоения читательского умения подбирайте ребенкукниги с крупным шрифтом и доступным для понимания текстом, который не должен быть слишком легким или очень знакомым. Хорошо, если книга красочно оформлена и есть разбивка на главы или она состоит из небольших самостоятельных рассказов. Фактор новизны обычно оказывает большое стимулирующее воздействие на читающего.
Следует помнить, как много зависит от отношения к чтению ребенка. Пусть малыш почувствует Ваш интерес: обязательно поговорите с ним о прочитанном (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения).
Научите ребенка читать книгу последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец.
Не забывайте, что первое чтение – это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что он читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, но и способствует развитию устной речи, ее четкости и выразительности.
Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение остается хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения.
Рекомендации для родителей детей, поступивших в логопедическую группу
Чтобы лето не прошло даром, а подготовило Вашего ребенка к занятиям, предлагаем Вам:
1.Поучиться правильно дышать, тренировать силу и длительность выдоха:
«Одуванчик». Вытянуть губы трубочкой и подуть на белые одуванчики, пытаясь сдунуть все пушинки. Короткими, а потом одним долгим выдохом. «Мыльные пузыри».
Пускать мыльные пузыри через соломинку .«Кораблик». Сделать из бумаги кораблик. Кораблик опустить в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта, так чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Дуем плавно, длительно и кораблик побежит.
Поучиться надувать воздушные шарики.
Играть на музыкальных инструментах: дудочка, труба, губная гармошка.
Дуть на ветрячки.
Следить, чтобы ребенок не надувал щеки.
1. 2. Развивать мелкую и общую моторику:
Учить навыкам самообслуживания (правильно умываться, вытираться полотенцем, держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки)
Используя подручные материалы ( пуговицы, прищепки, бусинки, крупу) выкладывать разные рисунки (машинку, цветочек, бабочку и т.д.).
Собирать и перебирать ягоды.
Играть с мокрым песком, пластилином. Строить разные постройки и фигуры.
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель, отбивать от земли)
Полезные игры с бадминтоном, катание на самокате, велосипеде, прыжки через скакалку.
1. 3. Потренировать слуховое и зрительное внимание и память:
«Прохлопай как я». Взрослый хлопает ряд коротких и долгих хлопков, ребенок повторяет. Начинаем с простого, переходим к сложному.
«Найди предметы определенного цвета». Взрослый говорит цвет, ребенок называет предметы, сначала вокруг, затем придумывает по памяти.
Поучить детские стихотворения А. Барто, С.Я. Маршака и просто о лете.
4. Уточнить и расширить знания о предметах вокруг:
Рассматривать окружающие предметы. Называть их. Определять цвет, форму, размер, качество (твердый - мягкий, легкий - тяжелый, гладкий – шершавый).«Жадина». Про что можно сказать «мой», «моя»?
«Назови ласково». (цветок – цветочек, жук – жучок и т.д.)
«Один – много». ( У меня лист, а на дереве листья. У меня ветка, а на дереве ветки. и т.д.).
«Из чего сделаны предметы?»
Игры для развития речевого дыхания
Артикуляционная гимнастика для соноров
"УЛЫБКА", "ЗАБОРЧИК"
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются.
А глаза у них как блюдца.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки
- Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, говорит,
Я теперь лягушка!
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
Из зубов заборчик строй -
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Улыбается щенок.
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.
«ХОБОТОК»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
На лесной опушке
Жил-был слон в своей избушке.
Слоник очень душ любил,
Хоботком он воду лил.
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет,
Губки в трубочку сложи,
И слоненка покажи!
Буду подражать слону:
Губы "хоботом" тяну,
А потом их отпускаю,
И на место возвращаю.
"НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК", "МЕСИМ ТЕСТО"
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.
Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
Язычок твой – озорник.
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
На губу язык клади,
«Пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Хороша лопатка
Широка да гладка!
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
«ЛОПАТКА», «БЛИНЧИКИ», «ЛЕПЕШКА», «ДОРОЖКА»
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
Испекли блинов немножко,
Остуди на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Вот широкая дорога,
Здесь машин проедет много.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ"
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот. к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье.
Я раз сто, наверное, губки оближу,
А потом “спасибо” бабушке скажу.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
"МАЛЯР"
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу к обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Мы работаем с утра,
Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к небу подними.
Поводи вперед-назад –
Наш маляр работе рад.
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик: Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,-
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
"ЛОШАДКА"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок,
Я копытцем постучу, Цок-цок-цок,
Если хочешь прокачу! Цок-цок-цок!
Посмотри как я красива: Цок-цок-цок!
Хороши и хвост и грива. Цок-цок-цок!
Ты с лошадкой прокатись,
Звонко цокать научись!
"ФЫРКАНЬЕ"
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
Ну и лошадка! Шерстка гладка,
Чисто умыта с головы до копыта.
Травки поела – и снова за дело.
Дам лошадке я картошку
- На, полакомься немножко!
- Фрр! – лошадка недовольна:
- Лучше хлеб дай черный с солью!
"ГРИБОК"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
Наш Денис в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок –
Покажи, как рос грибок.
А теперь – смотри, смотри
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
"ГАРМОШКА"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты не плохой.
Ну-ка рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять!
«БАРАБАН», «АВТОМАТ», «ДЯТЕЛ»
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит,
Д-д, д-д-д!
Бей, руками помогай,
Ритм ногами отбивай,
Д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане
Твой язык послушным станет,
Д-д, д-д-д!
Язык кверху поднимайся:
Только с ритма не сбивайся,
Д-д, д-д-д.
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Я по дереву стучу, д-д-д-д,
Червячка добыть хочу, д-д-д-д,
Хоть и скрылся по корой, д-д-д-д,
Все равно ты будешь мой, д-д-д-д.
«ПЧЕЛКА», «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА», «КОМАРИК»
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
Вот назойливая муха
Все жужжит, жужжит над ухом.
Попробуй муху напугать
И точно также пожужжать!
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть всем нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Все собрав свои дела,Жужжит и кружится пчела,.
Давай мы ей поможем,
Жужжать мы тоже можем,
Язык кверху поднимаем,
Сильно дуем на него,
И жужжим так грозно,
Испугаться можно.
«БАЛАЛАЙКА»
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж». Совершать колебательные движения зондом с шариком (соской, пальчиком) под языком, механически создавая вибрацию на выдохе.
Я иду, иду, иду
С балалаечкой в ладу.
Шапка сбита набекрень,
Балалаечка трень-брень.
- Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
- Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Дам тебе совет простой,
Съел мороженое — не стой,
Возьми соску и на палочку
Ты надень ее, как шапочку,
Поработай палочкой,
Язычком и шапочкой,
Быстро поиграй-ка,
Как на балалайке.
Двигай палочкой быстрей -
Зарычишь тогда скорей.
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи
Ребенку важно уметь:
определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
делить слова на слоги;
различать твердые и мягкие согласные;
различать гласные и согласные звуки;
различать слова, похожие по звучанию;
различать слова, отличающиеся одним звуком;
находить слова, в которых нет заданного звука;
осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.
2. Формирование правильного звукопроизношения
Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
3. Развитие моторики и графических навыков
Необходимо тренировать:
пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)общую моторику;
мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
Используя приемы:
пальчиковые игры;
штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.)
4. Развитие звуко-буквенного анализа
Ребенка надо научить:
устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
понимать смыслоразличительную роль буквы.
5. Развитие словаря
Формировать умения:
определять количество и последовательность слов в предложении;
составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
пересказать текст;
рассказать сказку.
6. Обучение чтению
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.
Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
Звуки мы слышим и произносим,
Буквы мы видим и пишем.
Голос свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет,
Звук получается гласный.
Открывайте шире рот
Гласный голос подает,
А согласный спотыкается,
На преграды натыкается.
Если горлышко дрожит
Значит звонкий звук бежит.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Слова в предложении дружат
И смысл нам понять помогают.
Слова предложению служат
Друг друга не обижают Схема анализа слова (образец)
СЛОВО
СЛОГИ
ЗВУКИ
Какое слово? ( КНИГА).
Сколько слогов в слове КНИГА? (2 слога, потому что два гласных звука)
Назови первый слог, второй слог.
- первый звук К – согласный, твердый, глухой, рисуем синий кружок
- второй звук Н’- согласный, мягкий, звонкий, рисуем зеленый кружок
- третий звук И – гласный, рисуем красный кружок
- четвертый звук Г – согласный, твердый, звонкий, рисуем синий кружок
- пятый (последний) звук А – гласный, рисуем красный кружок
Сколько в слове звуков? (5)
Сколько согласных звуков? (3)
Назови согласные звуки. (К, Н’, Г)
Сколько гласных звуков? (2)
Назови гласные звуки. (И, А)
Назови звуки в слове по порядку ( К, Н’, И, Г, А)
Схема анализа предложения (образец)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОВА
СЛОГИ
ЗВУКИ
Что ты прочитал(а)? (предложение)
Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова.)
Назови слова по порядку.
(Первое слово У, второе слово ДОМА, третье слово ЛОПУХИ.)
Сколько слогов в слове У? (1 слог, потому что это один гласный звук)
Сколько слогов в слове ДОМА? (2 слога, потому что в слове ДОМА два гласных звука)
Сколько слогов в слове ЛОПУХИ? (3 слога, потому что в слове ЛОПУХИ три гласных звука)
Расскажи, как правильно записать предложение:
1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
2. Все слова в предложении пишутся отдельно.
3. В конце предложения ставится точка.
Расскажи и я забуду, покажи, дай потрогать, поиграть и я запомню.
Примерные игры и упражнения
Вокруг себя посмотри и слова со звуком … подбери.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, ловит мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество, последовательность.
Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.
Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.
Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый называет односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок определяет количество слогов, называет их. Можно предложить произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Цепочка из слов
Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.
Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом — мох — хлеб — парта— аист — тополь — лиса.
Запоминаем буквы
Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.
- Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
- Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
- Буква лепится из пластилина, конструируется из спичек, зубочисток, счетных палочек, семечек.
- Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.
Полезно, чтобы в процесс запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.
ИГРАЕМ НА КУХНЕ!
Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
Поможем научиться терпению.
Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
Дадим понять, как заботимся о своей семье.
Освоим современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).
Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни!
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их в ладошку.
Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.)
На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники»
Как можно одним словом назвать прибор, который ... варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
«Готовим сок»
Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...».Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из... (моркови), редечный — из...»
«Покупки»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
Ø В каких из этих предметов «живет» звук «Р»? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каР-РРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРси-ках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРРцах?»
Ø В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛ-ка, виЛка, кастрюЛя).
Ø Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или жарить.
Ø Что для тебя здесь самое вкусное?
Ø Что самое тяжелое (легкое)?
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько сколько).
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы(звука)?»
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про... старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»