Информационно-коммуникативные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков.
Боченкова Елена Ивановна
Учитель технологии
КГУ «Урицкая средняя школа
отдела образования акимата
Сарыкольского района».
Информационно-коммуникативные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков.
Мотивация- важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен и по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе соответственно необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ является одним из средств развития такой мотивации. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. Следует отметить, что четко определить, как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать, по крайней мере, четкое определение терминам мотив и мотивация не удалось ни тогда, ни сейчас. В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т.д. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом познавательной активности у учащихся, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников их возрастные особенности развития. Подростковый возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации учебной деятельности. Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становится обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать «борьба за оценку», даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников. То есть на смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивации достижения или избегания неудач. Именно поэтому важно найти те средства, которые позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности. Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую не возможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это не случайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволят, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Современное ИКТ реализует важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Так химический опыт, показанный на уроке с применением реактива, может быть показан один, максимум два раза, а если учащийся не понял? В этом случае можно прибегнуть к использованию компьютера, который позволяет воспроизводить процесс множество раз, до тех пор, пока ученику не станут понятны все тонкости химической реакции, в самостоятельном режиме, с учетом индивидуального темпа восприятия информации. Близость знаний к реальной жизни делает их более понятными. Но, как быть, если цветение по учебному плану изучается зимой? Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно – использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно – компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения. Использование ИКТ в процессе обучения возможно, как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода – общения со сверстниками. Существенно влияет на мотивацию школьника, и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать этот процесс более индивидуализированным. В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманны методически и обоснованы научно. В настоящее время можно наблюдать глобальные процессы информатизации в системе образования. Данное явление обусловило интенсивное развитие учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: доступность образования, разнообразие форм представления учебного материала, использование новых форм и методов образования и многие другие. Программное обеспечение для образования также способствует решению одной из важнейших проблем педагогики, а именно, проблемы развития мотивации учебной деятельности. Различные средства ИКТ позволяют значительно облегчить процесс осуществления контроля полученных учеником знаний и умений и повысить наглядность представления учебного материала за счет использования технологии мультимедиа, компьютерной графики, компьютерного моделирования. ИКТ также позволяют воспроизводить учебный материал необходимое количество раз в нужной последовательности.