Методичкеский материал Построение модели образовательной среды, способствующей социализации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития
Ирина Юрьевна Богданова
учитель социально-бытовой ориентировки,
директор ГКОУ РО
Ростовской школы-интерната № 42
Построение модели образовательной среды, способствующей
социализации детей с различными по степени выраженности
и сложности дефектами умственного развития
на примере ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42
I. Актуальность создания инновационного образовательного проекта
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет одну из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью специального (коррекционного) образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество
Поэтому, на сегодняшний день, в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений интернатного типа, остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной адаптации и развития воспитанников, включающая деятельность по их социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и личностному саморазвитию, что является необходимым условием успешной социализации ребёнка, с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, его интеграции в общество.
В разрабатываемом проекте мы попытаемся хотя бы частично восполнить пробелы педагогической теории и практики, касающиеся разработки и реализации инновационной модели успешной социализации воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Надеемся, что данный проект поможет педагогам и специалистам, работающим с детьми с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, сориентироваться во всём многообразии подходов и выбрать свой собственный путь решения проблем социализации воспитанников, адекватно отвечающий интересам и потребностям детей, а также особенностям и возможностям определенных учреждений.
II. Особенности образовательной среды
школы-интерната
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа –интернат №42 г.» (далее: ГКОУ РО Ростовская школа –интернат №42) является одним из звеньев в системе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Ростовской области, обеспечивающим детей с недостатками интеллектуального развития, равными правами на получение образования, с учётов возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребёнка.
В 2003 году в школе – интернате, помимо детей с легкой степенью умственной отсталостью, начали обучаться и дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, а в 2004 году был впервые открыт класс «Особый ребенок». Открытие таких классов было обусловлено увеличением числа воспитанников с более глубокими по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития (Рис. 1). Рост числа воспитанников с умеренной умственной отсталостью повлек за собой и увеличение количества классов «Особый ребенок» (Рис.2).
Наличие новой, достаточно трудной категории обучающихся вызвало необходимость пересмотра всей системы образовательных услуг, оказываемых школой-интернатом. По сути дела произошла инклюзия, где в среду детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития включаются их сверстники с умеренными (выраженными) формами интеллектуального недоразвития. В связи с этим, коррекционное образование перестраивается, требуются новые подходы, методики, для оптимизации и приспособления к потребностям и возможностям нового состава воспитанников, включения группы детей с особыми образовательными потребностями не только в учебно-воспитательный процесс, но и в отношения с основным контингентом обучающихся.
Рисунок 1
Динамика изменения контингента воспитанников школы-интерната по степени выраженности
и сложности дефекта умственного развития
( по годам обучения)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 2
Диаграмма количественного роста
классов «Особый ребенок»
( по годам обучения)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Школа – интернат, одно из нескольких образовательных учреждений города Ростова-на-Дону, реализующее образовательные программы для детей с легкой степенью умственной отсталости и единственное в городе, обучающее детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, категории «особый ребенок».
Учреждение обеспечивает многофункциональное доступное бесплатное образование детям с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. О школе - интернате можно сказать, что это образовательное учреждение нового типа с гибкой структурой, включающей в себя:
- Основную школу, с классами для учащихся с легкой умственной отсталостью.
- Отделение «Особый ребенок», с классами для учащихся с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
- Отделение надомного обучения, где система обучения на дому представлена тремя формами организации:
традиционный вариант, предполагающий обучение воспитанника на дому одним педагогом по предметам, предусмотренным учебным планом для каждого класса, с определённой недельной нагрузкой. Обучение данной категории детей осуществляется по индивидуальным, специально разработанным учителем программам.
комбинированный вариант, где занятия в домашних условиях с педагогом дополняются посещениями школы по индивидуальному графику, на определённые в индивидуальном порядке, в соответствии с психофизическим состоянием здоровья воспитанника, уроки. Главным образом – уроки трудового обучения.
группа кратковременного пребывания (далее: ГКП «Миг»), для воспитанников, получающих образовательный минимум по надомной форме обучения и способных, по состоянию здоровья и медицинским показаниям, по желанию родителей и их возможностям, привозить ребенка в учреждение на короткий период, получать образование в условиях школы-интерната. Эта форма предполагает помимо освоения предметов, предусмотренных учебным планом, посещение индивидуальных коррекционных занятий по логопедии, ритмике и ЛФК.
Такая структура дает возможность детям, с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, максимально компенсировать нарушения и индивидуализировать процесс обучения.
Вместе с тем, на сегодняшний день, в учреждении отрабатываются педагогические системы, способные решить учебно-воспитательные задачи по эффективной реабилитации, социальной адаптации детей с различным по степени выраженности и сложности дефектам умственного развития, где конечным результатом должна стать максимальная социализация и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях. Для возможности участия данной категории детей в жизни общества главный акцент в обучении и социализации необходимо делать не столько на процесс усвоения, упорядочения и воспроизведения ими определенной системы знаний и ценностей, сколько на создание определенных условий для их социального опыта.
III.Сущность построения модели образовательной среды,
обеспечивающей социализацию с детей с различными по степени
выраженности и сложности дефектами умственного развития
на примере ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42
Социализация как интегральная содержательная характеристика образа жизни ребенка на каждом возрастном этапе развития, на наш взгляд, включает: качество знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми; степень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры); включенность в общество (вхождение в ролевую структуру групп). А качество обучения и воспитания умственно отсталых детей, и как конечный результат этого – социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, напрямую зависит от наличия в коррекционной школе специально организованных условий, т. е. пространство учреждения должно быть особым образом организовано путем создания специальной образовательной среды.
Руководствуясь структурой управленческих задач (В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.), разработаны целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты модели воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обусловленные особенностями и возможностями социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (Рис. 3).
Рисунок 3
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Целевая направленность проекта предполагает улучшение качества жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение общего уровня социализации.
Содержание модели образовательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения реализуется через обеспечение разных видов активности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами взаимодействия взрослого и ребенка.
Разрабатываемый нами критериально-оценочный компонент, позволит провести количественный и качественный анализ изменений личности ребенка, уровня социализации детей с нарушениями в развитии, и на основе полученных результатов оценить эффективность образовательной среды. Только полученные, в ходе внедрения проекта, данные могут свидетельствовать о позитивной тенденции уровня социализации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития.
В целях коррекции и организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процессов развития (когнитивного, эмоционально-волевого, поведенческого аспектов) был разработан алгоритм создания образовательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (Рис.3). Ниже представленная схема указывает направления данной деятельности:
Рисунок 4
НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Исходя из вышеизложенного, вытекают цели и задачи проекта:
Цель:
Построение модели образовательной среды, способствующей социализации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития на примере ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42
Задачи:
-Совершенствование структуры управления ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42, с целью обеспечения нормативно-правовых, финансово-экономических, программно-методических, материально-технических, организационно-технических, кадровых условий создания образовательной среды, обеспечивающей социализацию детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития.
- Выявление средств и особенностей организации социально-педагогической деятельности школы-интерната VIII вида №42 по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на начальном этапе подготовке к самостоятельно жизни.
-Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, направленная на максимальную индивидуализацию образовательного процесса.
-Разработка критериев и показателей социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
-Совершенствование действующей системы профессионально-трудовой подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья, максимально адаптированной к современным социальным условиям, обеспечение их социально - профессиональной мобильности средствами профориентационной работы и учитывающей перспективу их дальнейшего обучения в системе профтехобразования или трудоустройства на малых производственных предприятиях.
- Внедрение новых моделей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития,
-Усиление коррекционной направленности воспитательных мероприятий, направленных на обогащение социального опыта детей и подростков с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, содействии их саморазвитию, самореализации через систему дополнительного образования.
-Совершенствование творческого, профессионального потенциала педагогов через создание системы инновационной деятельности.
-Создание и реализация структурно-функциональной модели образовательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, можно утверждать, что разработка и построение инновационной модели образовательной среды позволит качественно изменить учебно-воспитательный процесс специального (коррекционного) учреждения, способствующий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в новых социальных и экономических условиях.
Необходимыми условиями социализации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития являются:
– образовательная среда специального (коррекционного) учреждения;
– обеспеченность условий ее построения и функционирования на практике;
– специальные условия обучения и воспитания:
специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
выравнивание «стартовых» возможностей ребенка, оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение индивидуализации и интеграции в содержании и формах учебной и социально-культурной деятельности;
создание условий для активной коммуникации;
защита и представление интересов ребенка в обществе;
– организация взаимодействия среды специального (коррекционного) образовательного учреждения с социокультурной средой;
– мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития выполнять общественно заданные функции.
Мониторинг уровня социализации, разрабатываемый нами в процессе эксперимента, позволит в динамике отслеживать изменения основных показателей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья: качество знаний, умений, навыков необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми; уровень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры), включенность в общество (вхождение в ролевую структуру групп).
Созданная нами образовательная среда специального общеобразовательного учреждения способствует раскрытию и развитию внутреннего потенциала детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, позволит улучшить их качество жизни, явилась условием их успешной социализации.
IV. КРИТЕРИИ И КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ПО СТЕПЕНИ
ВЫРАЖЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ ДЕФЕКТАМИ
УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Выработанный нами, в процессе работы над проектом, мониторинг основных критериев социализации позволит осуществить качественный и количественный контроль динамики уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с выделенными уровневыми характеристиками:
«низкий уровень» – раскрывается уровень запаса знаний и т.д.
«средний уровень» – указывается объем и систематизация знаний о правилах социального поведения и т.п.
«оптимальный уровень» – раскрывается уровень сформированности показателей знаний, умений, навыков, личностных свойств и качеств, а так же уровень самостоятельности в выполнении практических действий.
Анализ полученных результатов позволит представить характеристику уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и даст возможность концентрированного влияния на стартовые ценности и идеалы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость проекта:
обосновано применение средового подхода для обеспечения успешности взаимодействия ребенка с различными по степени по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития и социума;
уточнено понятие «образовательная среда специального (коррекционного) учреждения», как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
внесен вклад в развитие теории социализации детей с различными по степени по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития в условиях образовательной среды специального общеобразовательного учреждения.
практическая значимость проекта определяется тем, что все предложенные в нем подходы будут успешно воплощены в практике социальной реабилитации воспитанников с различными по степени по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42.
Кроме этого, разработанная программа социальной адаптации детей с различными по степени по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития может быть реализована в рамках любого другого образовательного учреждения подобного типа.
V. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
"Модель" выпускника разрабатывалась педагогами и родителями обучающихся, воспитанников в которой отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования и учитывая требования, цели и задачи экспериментальной работы школы-интерната.
"Модель" выпускника начальных классов:
совершенствование обучения, усвоение учащимися знаний, умений, навыков по основным учебным предметам за курс начальной специальной /коррекционной/ школы 8 вида, с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития;
воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;
воспитание уважения к культурным традициям своего и других народов, в условиях многонационального государства;
воспитание любви к Родине, своему Отечеству.
"Модель" выпускника старших классов:
усвоение знаний, совершенствование умений, навыков по основным учебным за курс основной общей специальной /коррекционной/ школы 8 вида, с учетом индивидуальных психофизических особенностей;
ориентированность выпускника в выборе профессии, с учетом индивидуальных особенностей, здоровья, интересов подростка;
формирование человека и гражданина, общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;
воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, уважение к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997(3(
Андросова, Г. Л. Курс "Социально-бытовая ориентировка" как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.: Просвещение, 1991г
Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006г ( с. 247(
Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся //Дефектология. 1998г ( 4,с.40-46(
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994г
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г(с. 239 (
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009г(с.72(
Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008г(с. 302 (
Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис канд. психол. наук. – М., 2001г.
Зыкова Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004г(с. 199(
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000г.
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М., 2002г.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003г.
Коррекционное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 2000г.
Щербакова A.M., Москоленко Н.В. "Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида" //Дефектология. 2001( 3, с. 19-34(
Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005г.
(с. 312 (
Учебно – методический комплект программы повышения квалификации «Современные подходы к организации и планированию воспитательной, реабилитационной работы в условиях ДДИ, РЦ» - АНМЦ "Развитие и коррекция" г. Москва
Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) обр. учреж. VIII вида: пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвящение», 2006г. (с. 223(
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
Навыки
жизнедеятельности:
включение в общество (вхождение в ролевую структуру групп)
Творческая
самореализация:
(усвоение норм, традиций, групповой культуры)
Социальная
зрелость:
самостоятельное выполнение практических действий
Социокультурный опыт,
самореализация:
качество знаний, умений, навыков позволят общаться и взаимодействовать с другими людьми
РЕЗУЛЬТАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
обеспечение субъектной позиции ребенка ; поддержание и развитие всех форм и проявлений динамики в развитии ребенка; восстановление и развитие важнейших форм жизнедеятельности ребенка ; включение детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей; мониторинг уровня социализации ребенка, направленный на разработку и корректировку индивидуальных программ обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки
ТЕХНОЛОГИИ
коррекционно-образовательные
взаимодействия образовательной среды с социокультурной средой:
- открытое пространственно-предметное; коммуникативно окрытое;
деятельностно открытое;
внутрикоммуникативно открытое; внутридетель-ностно открытое; - открытое внутрипространственно предметное
СОДЕРЖАНИЕ
оздоровительное;
психолого-адапта-ционное;
социально-куль-турное (творческое);
социально-адапта-ционное;
учебно-образова-тельное;
профессионально-ориентационное;
социально-правовое
ЗАДАЧИ
сохранение и укрепление здоровья с учетом реальных проблем
развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через интегрирование в сферу образования
обеспечение различных видов активности ребенка (умственной, физической, игровой)
развитие индивидуальных способностей и потенциальных возможностей
определение места ребенка в современном обществе
подготовка к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях рыночной экономики
защита и представление интересов ребенка в обществе
ПРИНЦИПЫ
оптимизации среды обитания ребенка с нарушениями в развитии
реалистичности
комплексности
единства и взаимодополняемости в содержании и формах культурно-досуговой деятельности
деятельностного подхода
ЦЕЛЬ
создание условий для социализации детей
с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВОСПИТАННИКОВ
(навыки жизнедеятельности)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(социокультурный опыт,
самореализация)
ПОДГОТОВКА
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
В ОБЩЕСТВЕ
(социальная зрелость)
СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(творческая
самореализация)
Root Entry