Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «ВАСИЛЁК»
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СООБЩЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКШАРОВА Т.В.
П. ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ
2016
СООБЩЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Содержание дидактической игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о природе, родине, профессиях, национальностях, труде и т. д., т. ж. здесь есть правила. Игры должны быть в такой последовательности:
- профессия вид труда машины (механизмы), облегчающие труд в этой профессии, пришедшие на помощь человеку этапы (алгоритм) производства при создании предмета, продукта; выращивании хлеба, овощей; построении архитектурного шедевра значение любого вида труда для людей, животных, растений, природы в целом.
Дидактическая игра направлена на усвоение, уточнение и закрепление, с их помощью мы приучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных ситуациях, условиях в соответствии с поставленной задачей: находить характерные признаки в предметах, явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать или классифицировать их, делать выводы, умозаключения, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к наукам, межличностным отношениям в коллективе.
Дидактическая игра развивает сенсорные способности детей, т. к. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком мира.
Дидактическая игра, несомненно, развивает связную речь, т. е. умение правильно выражать свои мысли, т. к. дидактические задачи составлены и сформированы так, чтобы научить ребёнка составлять самостоятельно рассказ о явлении природы, о предмете и т. д., находить антонимы, синонимы, омонимы. Если ребёнку достаётся роль экскурсовода в дидактической игре «Путешествие по городу», то он, рассказывая «туристам» о достопримечательностях города, развивает свою монологическую речь.
В процессе дидактической игры развивается словесно – логическое мышление, т. е. умение ставить и задавать вопрос, способность аргументировать свои доводы, утверждения.
Дидактическая игра «Трава, куст, дерево».
Дидактическая игра «Кто где живёт?» (усложнённый вариант с надувным глобусом).
ИНСТРУКЦИЯ К ДИДИКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
«НА ЧТО ПОХОЖЕ?» (ДОРИСУЙ)
5-6 ЛЕТ, СТАРШАЯ ГРУППА
Материал: - карточки в количестве 2 штук на каждого играющего с
изображением различных предметов;
- карточки с изображением геометрических фигур большого и
малого размера разного цвета:
Дети сидят за столом, воспитатель даёт инструкцию, а затем алгоритм действий детям:
- Ребята, у каждого из вас по 2 карточки с предметами. А в середине (центре) стола лежат большие и малые карточки с изображением разных геометрических фигур. Назовите их.
Надо назвать свою картинку на карточке, подумать, на какую геометрическую фигуру этот предмет похож и положить на него свою карточку. Смотрите: у меня мяч. Он похож . . . (ответ детей). Значит я кладу на . . . Ясно? Поднимите руку, кому не понятны правила. Сравниваем предмет и кладём на похожую геометрическую фигуру.
«Начинает Маша. Покажи и назови первую картинку»
(«Кабачок»)
«На какую геометрическую фигуру похож кабачок?»
(На большой )«Ребята, правильно определила Маша?»
(«Да»)
«Маша, клади карточку»
(Кладёт).
«Правильно Маша положила?»
(«Да»)
«Рядом сидит Алина. Покажи и назови первую карточку»
(«Солнышко»)
И т. д.
Предметы, похожие на малые географические фигуры
Мяч Телевизор
Подсолнух Шахматная доска
Цветок (ромашка, календула)
Яйцо Морковка
Камешек
Книга
Тетрадь
Предметы, похожие на большие географические фигуры
СолнцеОкно
Луна Стол
Озеро (с лодкой)
Болото (с камышами и Грибок над песочницей Уточками) Крыша у дома Кузов у грузовой машины Дом (8 – ми подъездный)
Написала Кокшарова Т.В.