Методический семинар Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе (Слайд 1)
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию и обучению в современной школе. (Слайд 2)
Становится ясно, что спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земли.
В социально-педагогическом аспекте большое внимание экологическому воспитанию человека уделяли Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. В непосредственной связи с природой решали свои проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский. (Слайд 3)
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания и обучения А. А. Плешаков, который не только разработал теорию экологического воспитания, но и предложил конкретные методы работы.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Экологическое воспитание и обучение детей младшего школьного возраста предполагает:
–воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
–формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
–развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
–участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. (Слайд 4)
Экологическое воспитание и обучение призвано нести практический характер. Только те знания, которые приобретаются детьми в результате деятельности и самостоятельного творческого поиска являются действенным инструментом. Очень важно научить школьников осознавать экологические проблемы, ответственно относиться к окружающей природе и ее богатствам в течение всей жизни.
Исходя из этого, целью моей работы является формирование основ экологической культуры, правильного отношения к окружающему миру, к себе и к другим людям как части природы.
Для решения поставленной цели я выделила три задачи. (Слайд 5)
С целью выявления отношения к природе в первом классе, мною было проведено исследование по методике Ю.А. Полещук. Анализ полученных результатов показал, что уровень экологических знаний низкий. (Слайд 6)
В связи с этим приоритетным направлением моей педагогической деятельности стала систематизация работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников на уроках и во внеклассной работе.
Я как учитель, осознаю, что целенаправленная и систематическая работа по формированию экологической культуры может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. Поэтому экологическое воспитание и обучение осуществляю систематически как на уроках, так и во внеклассной работе. (Слайд 7)
На уроках математики использую задачи на экологическую тему. Они не только вырабатывают математические способности, но и способствуют экологическому образованию. При анализе условия задачи обращаю внимание учащихся на роль и значение человека в сохранении окружающей среды. (Слайд 8)
На уроках литературного чтения в процессе работы над сказками К.Г. Паустовского и других авторов предлагаю игру «Бывает ли так в жизни?». Дети сравнивают факты из сказок с реальными явлениями в природе и находят то, что автором придумано, чего в жизни не бывает. Подобная игра способствует развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру. В качестве задания по выбору предлагаю детям самим написать сказку о каком-нибудь интересном явлении в мире природы. (Слайд 9)
На уроках русского языка при знакомстве с видами текстов мы составляем тексты-описания про окружающую природу, пишем сочинения, письма-обращения. При проведении игры «Аз и буки экологической науки» составляем ребусы, листовки-обращения к жителям посёлка на темы: «Сохраним леса от пожаров», «Помоги птице зимой». (Слайд 10)
На уроках технологии знакомимся с практическим значением природных материалов в жизни человека, разнообразием его трудовой деятельности в зависимости от смены времен года. Используя собранный природный и бросовый материал, ребята изготавливают изделия, имеющие практическую направленность. Часть работ ежегодно представляются на городских конкурсах «Осеннее чудо», «Дорожный знак на новогодней ёлке» и школьных – «Вторая жизнь ненужным вещам», «Эко-ёлка». (Слайд 11)
Особое внимание развитию экологической культуры уделяется на уроках окружающего мира. На доступном уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой и их компонентами, между природой и человеком. Даю задания, ставящие ребенка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Итогом изучения раздела «Природа» является выполнение проектов на экологическую тематику: «Возьмем под защиту», «Красная книга Кузбасса», «Лекарственные растения школьного микрорайона». (Слайд 12)
Игровые технологии занимают ведущее место в моей работе по воспитанию и обучению младшего школьника. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. (Слайд 13)
Серьёзным дополнением к урокам являются занятия внеурочной деятельности. Ребята моего класса посещают занятия «Юный эколог», «По тропинкам Кузбасса». Содержание данных программ реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе, а также изучения природы родного края. Разработала и реализую программу «Мир игр». Занятия по данной программе проводятся на свежем воздухе, а тематика большинства игр имеет экологическую направленность. (Слайд14)
Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим в лес, наблюдаем за изменениями в природе. Но самая интересная экскурсия – это маршрут по экологической тропе, протяженностью 2 км.
Мною был разработан «Экологический альбом школьника», который ведется с первого класса. Ведение «Экологического альбома школьника» позволяет расширить представления учащихся о роли растений в природе и жизни человека, сформировать зачатки ценностного отношения к окружающему миру, реализовать деятельностный подход к изучению и охране природы. Работа над альбомом будет продолжаться до четвертого класса. (Слайд15 )Большое значение в экологическом воспитании учащихся имеет внеклассная работа. Традиционным для нас стало участие в школьных экологических акциях: «Посади дерево», «Бумажный БУМ», «Аллея первоклассников», «Уютный двор, чистая улица – красивый город», «Бумаге – вторую жизнь», в благотворительной ярмарке цветов. Каждой осенью в рамках проведения «Дня здоровья» мои ученики и родители принимают участие в школьной акции «Зарядка с чемпионом». Совместно с ребятами я принимала участие в общественной Всероссийской кампании «Останови поджоги травы», Всероссийских акциях: «Месяц леса», «Неделя без мусора», «ВместеЯрче», «Помоги зимующим птицам». Все события проводятся вместе с родителями.
На сайте «Гринпис России» мною была создана страница для распространения опыта и участия в экологических акциях и мероприятиях Международной общественной организации.
В качестве диагностики уровня сформированности экологической культуры использую такие методы, как наблюдение, анкетирование, тестирование. (Слайд 16, 17).
По результатам диагностики во втором классе видна динамика роста уровня сформированности экологической культуры. (Слайд 18)
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума» – так писал В. Сухомлинский. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, т. к. все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека за природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме взаимосвязи предметов и явлений природы. Благодаря красоте ребенок познает мир умом, но сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение.
Требования сегодняшнего времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. Задача педагога начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твердые убеждения. (Слайд 19)
Список литературы: (Слайд 20)
Бондаренко, В. Д. Культура общения с природой / В.Д. Бондаренко – М., 2014. – 121 с.
Вершинин, Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям /Н.А. Вершинин // Начальная школа. – 2008. – № 10. – С. 9-11.
Глазачев, С. Н. Сохраним ценности экологической культуры / С.Н. Глазачов // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С.13-14.
Гришева, Е. А. Задания экологического содержания /Е.А. Гришева – М.: «Просвещение», – 2009. – 132 с.
Жестнова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся /Н.С. Жестнова // Начальная школа. – 2015. – № 10-11.
Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся /И.В. Жукова // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 125-127.
Майорова, М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках окружающего мира / М. Л. Майорова // Начальная школа. 2009. – № 12. – С. 60-61.
Николаева, С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу / С. Н. Николаева. – М.: «Просвещение», 2012. – 140 с.
Симонова, Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками / Л. П. Симонова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С.45-51.
Яковлева, Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы / Е. В. Яковлева. – М.: РАО, 2011. – 216 с.