Статья Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике
Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.
О.М. Кащеева , учитель математики
казенное образовательное учреждение
«Средняя школа №2 (очно-заочная)»,
г.Омск, Россия
Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.
В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Школа должна не только транслировать знания, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.
Наши ученики – это осужденные особого и строгого режимов содержания, неоднократно судимые, ряд из них – по тяжелым статьям. Вследствие асоциального образа жизни, длительного пребывания в агрессивной среде большинство обучающихся-осужденных имеют низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), имеют большие пробелы в знаниях. Кроме того, у большинства учащихся практически отсутствует мотивация к учебному труду. Наши ученики по разным причинам не смогли окончить дневную школу, составляя контингент «трудных» подростков с девиантным поведением.
Моя методическая система сформирована на основе применяемых образовательных технологий. На выбор технологии оказали влияние такие факторы, как особенности предмета – математики и специфика контингента обучающихся. В своей работе я чаще других использую технологию адаптивной системы обучения, включая элементы технологии проблемного обучения и элементы личностно-ориентированного обучения.
Они позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Эти технологии не ставят основной целью обеспечения развивающего обучения, но в процессе реализации этих технологий у обучаемых может происходить развитие таких психических процессов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений и самостоятельности.
Опыт показывает, что заинтересованная работа учащихся на уроке способствует формированию у них стремления к самообразованию, помогает выработать самостоятельность мышления, воспитывает творчески мыслящих людей, что ведет к эффективности современного урока.
Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, соблюдая принцип доверия и поддержки, я помогаю ученику овладеть системой теоретических и практических знаний. На этапе первичного объяснения материала возможно использование опорных конспектов. Они не только обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и позволяют увеличить объём изучаемого на уроке материала, но и дают возможность выйти за рамки учебника и программы. Озвучивая сигналы, учащиеся осуществляют взаимоконтроль знаний. Иногда ученики проверяют работы друг у друга. И хотя эти отметки носят условный характер, считаю важными само- и взаимопроверки, так как они помогают взаимообучаемости на уроке и дают возможность каждому ученику побыть и учеником, и учителем. Подобный подход помогает самоутверждению ученика как личности, даёт ему возможность показать и развить свои способности.
Важным средством, помогающим в моей работе, является использование в процессе обучения игровых методов, как компонента личностно-ориентированного подхода. Особенность игры заключается в том, что обучающемуся не даётся готовый образец, и он сам должен найти путь решения. В этом случае требуется самостоятельная работа мысли, которая способствует развитию творческого мышления, возбуждает интерес к учению. Игра на уроке - это обычное упражнение в занимательной форме. Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику, что способствует его стремлению к развитию своих природных и приобретенных возможностей.
В процессе целенаправленной работы по воспитанию социально адаптированной личности у обучающихся формируется готовность к самостоятельным действиям и поступкам, развивается способность к сотрудничеству, вырабатывается доверие, коллективизм и ответственность за свои действия, вырабатывается потребность в учебном и профессиональном труде, повышении квалификации.
Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от учителя большого упорства, настойчивости, специальных знаний, творческого подхода к делу. Общеобразовательная школа занимает особое место в системе исправления осужденных. Обучаясь, человек усваивает не только специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.
«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: нужно ставить перед собой и перед теми, кого мы учим, реальные цели.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающихся, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать только хорошую солнечную погоду!