Воспитание экологической культуры личности учащегося в урочной и внеурочной деятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Воспитания экологической культуры личности учащегося»
Воспитание экологической культуры личности учащегося
в учебной и внеурочной деятельности
Номинация: учебная и внеурочная деятельность
Куземченко Елена Сергеевна,
учитель географии
МБОУ «Краснинская средняя
общеобразовательная щкола»
Ленинск-Кузнецкий район
2016
Необходимым условием перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития является доминирование в обществе экологической культуры. Ведущие ученые в области экологического образования отмечают, что экологическая культура становится мерой цивилизованности общества, поэтому приобщение к экологической культуре является делом сугубо обязательным в современных условиях не только для каждого человека в отдельности, но и для каждой страны и человечества в целом. [1 , с.60]
Актуальность.
Проблема воспитания экологической культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому - резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Видимо это и имел в виду Н. Рерих, говоря, что «жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура» [2].
Цель: показать значение экологической культуры воспитания на уроках географии и во внеклассной деятельности школы. Теоретически обосновать модель экологического воспитания в географическом образовании и реализовать его в системе школьного образования.
Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.
В соответствии с темой и целью определены следующие задачи:
- формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы;
- формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного отношения к природе и человеку как части природы;
- формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы, физического и душевного здоровья человека.
Каждый человек независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен [3]. Экологическая культура поможет школьникам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 44, часть 3; статья 58) [4].
Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств оптимизации взаимодействия человека и природы. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) было принято решение содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы преобразовать концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества [5].
География является интегрированной дисциплиной, охватывающей естествоведческую и обществоведческую составляющие. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире. Именно она способна вобрать в себя знания из всех других учебных дисциплин, и формировать представление о многообразии мира, о взаимосвязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспектов единства природы и человека автоматически приводит нас к экологии .[6,с.5]
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана:
-взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем;
-влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу;
-меры по их охране.
- деятельность человека по использованию и охране почв;
- стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей;
-сохранение качества окружающей среды;
-основные типы природопользования;
- источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Для 10-11 классов разработана программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества».
По выбранным темам данного курса дети готовят проекты, лучшие из которых выходят на районные эколого –краеведческие чтения им.Ф.Д. Кравцова. Так проект ученика Бухарова Тома «Минеральные ресурсы Западно-Сибирской равнины», где дополнительно был отражен краеведческий подход занял 1 место в 2011-2012 учебном году. На уроках географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся, поэтому использую следующие методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:
- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных системах и влияние на них деятельности человека (ведение дневников наблюдений за состоянием элементов климата, описание ПТК речных долин Касьмы и Чебуры с. Красного, ПТК антропогенного ландшафта села Красного);
- экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов; владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
- моделирование проектов решения экологических проблем.
На уроках экологической направленности применяю самые разнообразные формы их проведения: уроки заочного путешествия («Уникальная планета Земля», «Экологический бумеранг», « Байкал- уникальное озеро планеты»), ролевые и деловые игры (игра «День Земли», «Экологическое лото»), практикумы (Анализ экологических карт стран и мира, «Выделение на карте побережий и шельфа, как особых территориально-аквальных природных комплексов»), а также работы в контурных картах где отражаются экологические проблемы различной тематики, дискуссии («Проблема Сахеля в Африке», «Причины распространение пустынь», «Глобальные изменения климата на планете»), коллективные и индивидуальные проекты («Заповедные тропы Кузбасса»). В своей работе на уроках использую информацию СМИ и сети интернета (экологическая пятиминутка), просмотр тематических кинофильмов и презентаций.
Формирование экологической культуры успешно осуществляется во внеклассной работе. Участие школьников в массовых экологических акциях проводимых в школе и районе, научно-практических конференциях. Ежегодно в школе проходят «Дни науки и творчества», где мои дети выступают с проектами. В акции «Дни защиты от экологической опасности» школьниками выпускаются информационные листовки, где отражены основные даты, события, факты, связанные с взаимодействием человека и окружающей средой. С данной акцией совпадает школьная предметная неделя естественных наук, в которой участвуют дети 5-11 классов. Для учащихся проводятся различные тематические общешкольные линейки, посвящённые «Декаде естественных наук», «Дням защиты от экологической опасности», «Часу Земли» , конкурсы: конкурсы плакатов «Берегите природу», фотографий «Зеркало природы», кроссвордов и рисунков; интегрированные уроки (география-музыка урок «Лес и искусство», география и литература –формирование экологической культуры с помощью поэтических образов, география и биология («В гостях у Берендея»); тематические уроки , приуроченные к экологическим датам «День Земли», «День птиц», «Вода, вода, кругом вода…», «В природе всё взаимосвязано. Экологические цепочки». Тематические вечера, встречи с представителями лесничества. Туристко-краеведческая деятельность: ежегодные походы детей - «Поход выходного дня», «Экологическая тропа». Учащиеся участвуют в массовых природоохранных акциях «Каждой пичужке по кормушке», «День птиц» вывешивают кормушки и скворечники в сквере школы. Дети принимают участие и в практической деятельности по сохранению природы. Так в рамках акции «Подари свой лес потомкам» - в школе проходят ежегодные сезонные мероприятия по посадке саженцев деревьев в школьный питомник и высадке подросших саженцев на территории села и школы. Это активное массовое участие детей, родителей первоклассников и выпускников школы. Еженедельные субботники по очистке школьной территории и парка села. Ежегодно участвуем в акции «Марш парков», когда ребята выходят на благоустройство и очистку местного сквера. Во время летних каникул в рамках экологического воспитания в школе организована работа на пришкольном участке. С 1969 года работает учебно-производственная бригада «Простор».
Вывод: Благодаря целенаправленной, систематической работе проводимой в нашей школе мы воспитываем экологически-культурную личность за которой будущее человеческой цивилизации и планеты. Китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал:
«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна.
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья.
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».
Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время.
Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.
Список литературы
Журнал «География в школе» ,2010, № 2
Якушкин В. П. Экологическое образование - социальный аспект// Экология планеты, 1990, № 3.
http://ec5.ru/jekologicheskaja-bezopasnost/lecture14/http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htmhttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
http://www.refsru.com/referat-27087-6.htmlДерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1.