Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема: «Путешествие в страну Глаголия».
Русский язык
Тема: «Путешествие в страну Глаголия». Обобщение знаний о глаголе.
3 класс
Залевская Маргарита Валентиновна
учитель начальных классов
гимназия «Арман»
Цель: систематизировать знания учащихся о глаголе как о части речи;
формировать умение распознавать глагол, употреблять его в речи;
развивать умения изменять глаголы по числам и временам; совершенствовать навык письма, умение работать в группах и парами; формировать интерес к учебному процессу; развивать устную речь учащихся; воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: план – карта путешествие, таблицы, схемы – опоры, индивидуальные
карточки.
Интегрированный урок: русский язык, чтение.
Ход урока.
I.Организационный момент. - Сегодня у нас необычный урок А кто помнит какой раздел по чтению мы изучали?
(Ответы детей: «Нас зовут неведомые дали»)
- Вот и мы совершим увлекательное путешествие в страну , а вот какую, вы сами определите, отгадав мою загадку – стихотворение.
II.Постановка темы урока.
- Что без меня предмет?
Лишь название
А я приду – все в действия придет.
Летит ракета,
Люди строят здание,
Цветут сады,
И хлеб в садах растет.
- О чем идет речь в стихотворениях?
- Как догадались?
- И так, сегодня с вами отправляемся в страну Глаголию, так как тема сегодняшнего урока
«Обобщение о глаголе».
- Давайте определим задачи путешествия.
- Что должны повторить о глаголе?
- Главный вопрос урока? (- Что такое глагол?)
- И так, чтобы попасть в страну Глаголию нужно перебежать через реку. Для этого
построим мост.
III.Минутка чистописания.
ет ит ем им ут ют ете ите
- А кто догадался, почему именно такие сочетания?
IV.Работа по теме урока.
- Мы попали в Долину Знаний.
1.Словарная работа: подобрать к существительным однокоренные глаголы, выделить безударную гласную в корне. (1-й ученик у доски)
Работа – работать, желание – желать,
беседа – беседовать, командир – командовать.
- Чем отличаются данные однокоренные слова? (значением)
- Какой частью речи является второе слово в каждой паре? (глагол)
- Что помогло определить глагол? (вопрос)
- Какой можно сделать вывод?
Упражнение «Друг за другом» (каждый из учеников бросают друг другу мяч и по
одному слову говорят что такое глагол).
Вывод: глагол – это часть речи, которая обозначает - отвечает на вопросы
2.Неопределенная форма глаголов.
- Внимание! Мы прибыли на «Остров Неопределенностей». Здесь живут глаголы,
которые носят маски, их лиц не видно. Здесь нет часов, они не знают времени, чисел.
Что это за жители? (глаголы неопределенной формы).
- Почему они так названы? (у них нельзя определить время, число).
- Приведите примеры.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
(Учащимся раздать индивидуальные карточки - таблицы, на которых они записывают глаголы неопределенной формы).
Обобщение: неопределенная форма – так называется начальная форма глагола. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
- Теперь рассмотрим, как может изменяться эта часть речи.
- Наше путешествие продолжается.
3.Повторение о временах глагола.
- И мы вышли на «Дорогу Времени». И подошли к камню, от которого идут три направления.
Что это за направления? (три времени глагола)
- Какие три времени глагола вы знаете?
- На какой вопрос отвечают глаголы п.в., н.в., б.в.?
- Сейчас разделимся на 3 группы (по рядам)
- Нужно глаголы неопределенной формы изменить по времени:
1 ряд – в Настоящем времени
2 ряд – в Прошедшем времени
3 ряд – в Будущем времени.
мечтать мечтаю мечтал буду мечтать
играть играю играла буду играть
шагать шагаю шагал буду шагать
Вывод: - как изменяются глаголы?
- чем интересны глаголы в прошедшем времени?
(они изменяются по родам, имеют суффикс л )
4.Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
V.Знакомство с новым стихотворением Ю.Кима «Отважный охотник» и работа над его содержанием.
1.- И вот мы оказались на «Поэтической поляне».
- Ой, а кто это здесь?
Ученик: - Я отважный охотник.
Пускай ветра буянят Не знаю что я встречу,
Шторма пускай штормят Но я ношу с собой
Меня дороги манят, Один патрон – с картечью,
Пути меня манят Другой патрон – с мечтой.
- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением и поработаем над ним. (учебник: литературное чтение стр.239)
2.Чтение стихотворения учителем.
3.Лексическое значение слов.
картечь – крупная дробь для охотничьего ружья;
пыж – прокладка из картона, которая отделяет порох в патроне от пули.
4.Беседа по вопросам.
- Можно ли сказать, что отважный охотник – мечтатель?
- Какие строчки стихотворения, именно глаголы, говорят о смелости героя, о любви к
Путешествиям?
5.Самомтоятельная работа. Выписать глаголы из стихотворения и определить время и число глаголов.
Буянят (н.в., мн.ч.), штормят (н.в., мн.ч.), манят (н.в., мн.ч.), не знаю (н.в., ед.ч.),
встречу (б.в., ед.ч.), ношу (н.в., ед.ч.), угрожали (п.в., мн.ч.), шагал (п.в., ед.ч.),
не требую (н.в., ед.ч.), не хочу (н.в., ед.ч.), приду (б.в., ед.ч.), защищу (б.в., ед.ч.).
- Какие глаголы во мн.ч. (ед.) выписали?
- На какие вопросы отвечает глагол во мн.ч. (ед.) числе?
- Какую орфограмму в тексте по правописанию глаголов вы еще увидели? (не с глаголами).
VI.Синтаксическая роль глаголов.
- Мы добрались до «Моря Синтаксиса».
Творческая работа. Составление предложений по картинке. Синтаксический разбор предложений.
- Куда отправились дети?
Дети отправились в поход.
- Что делают девочки?
Девочки собирают цветы.
- Где спрятались мальчики? и т.д.
Вывод: Какую роль в предложении выполняют глаголы? (сказуемое).
VII.Итог урока.
- Ответили на главный вопрос урока?
- Справились с трудностями?
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Какую роль в предложении выполняет глагол?
город Шымкент.