Статья Формирование экологической культуры младших школьников
Формирование экологической культуры младших школьников
Автор: Нестерова Надежда Александровна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ №3» г.НовоалтайскаАннотация. В статье рассматриваются вопросы экологического образования учащихся начальной школы, в том числе методика формирования сознательного отношения к природе, к окружающей среде. Приводятся результаты диагностики сформированности уровня экологической культуры младших школьников (учащихся 4 класса).
Важность экологического воспитания детей в современном мире невозможно переценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания человека на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Начинать работу над воспитанием экологически культурного человека, нужно уже в младшем школьном возрасте. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует отношение к этим действиям и решает вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Формирование положительного отношения детей к природе – это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
Рассмотрим содержание понятия «экологическое отношение».
Отношение к природе является важной подсистемой экологической культуры. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания — к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.
В современном обществе природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.
Согласно исследованиям С.Н. Николаевой, осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
Л.А. Мазитова указывает на то, что экологическое отношение младших школьников к природе – это субъективная позиция личности в окружающей ее действительности, включающая ответственное отношение к природе, основанное на убеждении, что природа принадлежит всему обществу, в том числе и грядущему поколению людей; потребность в общении с природой, знание норм и правил поведения в ней; активность и готовность к природоохранной деятельности; умения и навыки взаимодействия с природой (мазитова с.1).
Значимый вклад в развитие науки о формировании экологической культуры, отношения к природе внес В.А. Ясвин, который в своем обстоятельном психологическом исследовании рассмотрел формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней на разных стадиях онтогенеза (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый). Исследователь считает, что отношение к природе должно строиться на принципах антропоморфизма, «очеловечивания природы». Однако мы считаем, что данный подход не оправдан в работе с дошкольниками, младшими школьниками, скорее антропоморфизм тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формировании субъектно-этического отношения к природе. Ребенок должен на практике взаимодействовать с живыми этическим (гуманным) способом, на основе учета их жизненно важных потребностей понимания самоценности и хрупкости жизни.
Такой подход к формированию отношения к природе представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов (В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова и др.). Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.
• Отношение к природе поддается формированию: у младших школьников отношение не носит обобщенный характер – это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.
• Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.
• Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью — трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.
Отношение у ребенка к природе возникает при непосредственном контакте с самой природой, пребыванием в ней, визуальном или практическом взаимодействии с живыми существами.
Для младшего школьника очень важны эмоциональные отношения к к объектам и явлениям природы - чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.
Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.
Отношение к природе может носить разные оттенки — бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения. Одним из условий успешного формирования у младших школьников экологического отношения к природе является организация начального учебного процесса на основе психологических механизмов субъектификации, т.е. субъективного отношения к природным объектам.
В основе формирования отношения к природе лежат знания о природе. Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И.А. Комаровой.
Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными).
Отношение к природе также тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Необходимо отметить, что ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Знания о природном окружении учащиеся начальной школы получают на уроках научно-природного цикла. На наш взгляд, формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения (экологической лабилизации, экологической эмпатии, экологической идентификации, ритуализации экологической деятельности), а также системы познавательных заданий для 1–4_го классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации. Внеурочная работа по формированию у младших школьников экологического отношения должна рассматриваться как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса и включаем в нее нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов, помогает решить данную проблему. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.
В последние годы я работала по программе «Начальная школа XXI века». Хотелось бы поделиться опытом работы по предмету «Окружающий мир» с применением данного УМК.
Авторы курса считают, что изучение окружающего мира должно подготовить школьника к взаимодействию со средой обитания, которое не принесет вреда ни ребенку, ни среде.
Работа по курсу «Окружающий мир» по данному УМК способствует приобщению ребенка к природе, формирует бережное отношение к окружающей среде.
В таблице 1 представлены данные о реализации содержательного компонента в данном УМК.
Таблица 1. Содержательный компонент УМК «Начальная школа 21 века» по предмету «Окружающий мир»
Содержательный компонент Требования к знаниям и умениям Использование знаний и умений на практике
УМК «Начальная школа XXI века» Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.
Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Правила поведения в природе.
Красная книга России. знать основные правила поведения в парке, в лесу;
понимать важность охраны растений, животных;
понимать необходимость бережного отношения к окружающему миру использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;
В 2013-2014 учебном году на базе 4 класса МБОУ СОШ №17 г.Новоалтайска мною было проведено диагностическое исследование с целью выявления сформированности экологической культуры младших школьников.
Эксперимент проводился в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.
На первом этапе был изучен уровень сформированности экологических отношений с помощью Методики Н.Фишера.
Диагностические показатели:
1. Соответствие знаний и поведения в природе.
2. Практическая природоохранная деятельность
3. Интерес к природе, желание, намерение и потребность реализовать свои позиции в поступках.
4. Эмоциональное отношение к природе.
5. Пропагандистская природоохранная деятельность.
6. Оценка состояния природы по эстетическому, гигиеническому, материальному, биоэкологическому критериям.
Ребятам было предложено в процессе беседы с учителем ответить на вопросы.
Учащимся в ходе беседы было предложено ответить на следующие вопросы (см. таб.2).
Таблица 2 – Диагностическая карта
Показатели Ключевые слова и фразы
Интерес к природе Часто ли ты гуляешь на природе? Что ты выберешь: посидеть дома и посмотреть мультфильм или пойти в парк? Что ты чувствуешь, когда гуляешь по парку?
Эмоциональное отношение к природе Любишь ли ты осень? А лето? Что тебе больше всего нравится летом? Что ты чувствуешь, когда другие дети рвут цветы?
Что ты чувствуешь, когда бросают мусор на природе (на речке, в лесу…)?
Соответствие уровня экологических знаний и характера поведения в природе. Почему ты в парке бросил фантик на дорогу? Можно ли так поступать? Как правильно вести себя в лесу?
Практическая природоохранная деятельность Что ты сделал прошлой зимой для птиц? Как ты охраняешь природу? Зачем ты это делаешь?
Пропаганда охраны природы Надо ли объяснять детям, как вести себя в лесу, на реке, в парке? Как вести себя в зоопарке? Как бы ты поступил, если увидел, что рвут редкие растения или убивают редких животных?
Оценочные умения Красиво или некрасиво кидать мусор на улице? Рвать цветы? Дразнить диких животных? Полезно или вредно для здоровья гулять по парку, а для живых существ?
Анкета для детей представлена в Приложении 1.
Учащимся было предложено ответить на 18 вопросов анкеты. Представленные детьми ответы были зафиксированы и оценены по шкале (таб.3).
Таблица 3 - Оценка показателей
Показатель Балл Критерии оценки
1 2 3
Интерес к природе 1 Отсутствие интереса к природе и желание её охранять
2 Слабый интерес к природе и отсутствие желания её охранять
3 Проявляется слабый интерес и желание охранять природу только при наличии выгоды для себя
4 Проявляет достаточный интерес к природе, но слабое желание охранять её
5 Мечтает о больших делах по охране природы, проявляет готовность и желание лично участвовать в её охране
Эмоциональное отношение к природе 1 Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе
2 Слабая эмоциональная развитость личности
3 Видит красоту природы, но эмоционально не проявляет своего отношения к ней
4 Эмоционально отзывчив, но не проявляет желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности
5 Эмоционально отзывчив, проявляет желание выразить своё отношение к природе в творческой деятельности
Соответствие знаний и поведения в природе.
1 Не знает правила поведения в природе и не соблюдает их.
2 Знает правила поведения в природе, но не соблюдает их.
3 Поведения в природе не всегда соответствует нормам, знания удовлетворительные.
4 Экологические знания хорошие, поведение в природе почти всегда соответствует известным нормам и правилам
5 Экологические знания высокие, поведение в природе соответствует нормам
Практическая природоохранная деятельность
1 Уклонение от практической природоохранной деятельности, несформированность мотивов этой деятельности
2 Эпизодическое участие, ведущий мотив - утилитарный
3 Практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив
4 Под руководством учителя работает в сфере охраны природы, ведущим является эстетический мотив
5 Активно участвует в природоохранной деятельности, ведущим является нравственный или познавательный мотив
Природоохранная пропаганда 1 Считает ненужной пропаганду идее охраны природы
2 Пропаганда носит эгоцентрический характер
3 Считает пропаганду идей охраны природы необходимой
4 Занимается пропагандой идей охраны природы под руководством учителя
5 Самостоятельно пропагандирует идеи охраны природы
Оценка состояния природы 1 Не умеет оценивать
2 Оценивает с утилитарных эгоцентрических позиций, осуждает жестокость, уничтожение природы
3 Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не оценивает адекватно свои поступки
4 Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков как своих, так и чужих
5 Умеет практически оценивать с экологических позиций свои и чужие поступки, осуждает неправильное поведение в природе
Минимальное количество баллов – 18. Максимальное – 90. В соответствии с проанализированными данными, опираясь на методику оценки уровня сформированности экологических отношений, было выявлено 5 уровней: высокий (80-90 баллов), выше среднего (60-79 баллов), средний (40-59 баллов), ниже среднего (29-39 баллов), низкий (18-28 баллов).Были получены следующие результаты (см. рис.1).
Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента
Таким образом, в группе трое учащихся со средним уровнем, у троих зафиксирован уровень «выше среднего» и по одному учащемуся с низким и высоким уровнем.
Проанализируем полученные данные по разделам: интерес к природе, эмоциональное отношение к природе, соответствие знаний и поведения в природе, практическая природоохранная деятельность, природоохранная пропаганда, оценка состояния природы (рис.2).
Рис.2. Анализ показателей
Интерес к природе: у детей проявляется слабый интерес и желание охранять природу только при наличии выгоды для себя
Эмоциональное отношение к природе: дети эмоционально отзывчивы, но не проявляют желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности.
Соответствие знаний и поведения в природе: у детей колеблется между «знает правила поведения в природе, но не соблюдает их» и «поведения в природе не всегда соответствует нормам, знания удовлетворительные».
Практическая природоохранная деятельность: практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив.
Пропаганда охраны природы: считает пропаганду идей охраны природы необходимой.
Оценочные умения: проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не оценивает адекватно свои.
Итак, экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.
Список использованной литературы
Брязгина Т.А. Взаимосвязь семьи и школы в формировании экологической культуры школьников//Молодой ученый. – Электронный формат. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/8/3240
Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала// Начальная школа. -2003. – №2. – c.110-113.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. – М.: ВентанаГраф, 2005. – 240 с.Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе//Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2007. – №6.– С.8-12.
Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 184 с.