Урок русского языка для 6 класса на тему «Морфологический разбор имени прилагательного»

Урок русского языка для 6 класса на тему «Морфологический разбор имени прилагательного».

(§ 61. Морфологический разбор имени прилагательного).

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:
- познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

Задачи:
1) обучающие:
- повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.
2) развивающие:
- научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.
3) воспитательные:
- воспитание внимательности;
- развитие самостоятельности, доказательности.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.
2). Упражнение № 350.

II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 - 23):

NB!
Порядок морфологического разбора имени прилагательного:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).
III. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора:
Чиста небесная лазурь.
I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.
II. Н. ф.: небесный.
Пост.: относительное.
Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.
III. Лазурь (какая?) небесная.

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).

Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.
Стиль текста – художественный.


·IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:
(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!
(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.
(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:
I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);
II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);
III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:
(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:
(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5) Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.
(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:
(1) Птиц ветка дороже золотой клетк. (2) Утро вечера мудрнее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).


 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.