Занятие Путешествие в математическую галактику.


НОД с детьми старшего возраста
«Путешествие в математическую галактику»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие, «Художественно-эстетическое развитие».
Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Применяемые технологии: игровые, личностно ориентированные, ИКТ, метод проектов.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Программные задачи:
«Познавательное развитие»: закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, конструировать из простых геометрических фигур; создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, совершенствования навыков прямого и обратного счёта; учить отгадывать математическую загадку.
«Социально-коммуникативное развитие»; создать условия для формирования умений соблюдать правила поведения в процессе общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать приветливость и заботливость, организованность, целеустремлённость, самостоятельность; содействовать речевого общения, игровой деятельности, умения действовать в соответствии с игровой задачей.
Материалы и оборудование: карточки с цифрами; наборы геометрических фигур; таблицы, иллюстрации, плакаты на тему «Математическая галактика».
Предварительная работа.
- Рассматривание альбомов: «Человек, Земля, Вселенная», «Карты звёздного неба».
- Беседы о космическом пространстве, космонавтах, инопланетянах.
- Чтение стихотворений на тему «Космос», сказок из серии «Звёздные сказки».
- Логические игры: «Найди закономерность», «Дорисуй узор», «Какой фигуры не хватает?».
- Дидактические игры: «Назови соседей», «Назови пропущенное число», «Я начну, а ты продолжи», «Найди спрятанный предмет».
- Подвижные игры: «Найди пару», «Найди своё место».
- Загадывание загадок про цифры, математические знаки, геометрические фигуры.
Ход организованной образовательной деятельности.
Игровая мотивация.
Раздаётся сигнал, воспитатель надевает наушники.
Воспитатель. Да…..да….приём…Детский сад….В гости…? Хорошо…!Спасибо..!
Снимает наушники и обращается к детям.
- Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости в Математическую галактику! Как вы думаете, кто живёт на планетах Математической галактики? (Ответы детей). Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (Ответы детей).
Для того чтобы отправиться в путешествие, я предлагаю провести мозговой штурм (игра «Скажи наоборот», или «Назови соседей», или «Назови скорее»).
Вводно-организационный этап.
Воспитатель. Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. На чем же мы полетим?
Перед вами листок бумаги, а на нём цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаём, на чем полетим (дети последовательно соединяют цифры линиями-получается контур ракеты). Что у нас получилось? Сядьте поудобнее, займите свои места. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем сначала от 1 до 10, а потом в обратном порядке. (Дети считают).
Звучит космическая музыка.
Мотивация к деятельности.
Воспитатель. Пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно.
а) Дидактическая игра «Отгадай загадку».
У бабушки Даши внучка Маша,
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1).
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья,
остальные вороны. Сколько ворон? (2).
9 грибов нашёл Вадим, а потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос: сколько он грибов принёс? (10).
б) Решение задач.
Воспитатель. Мы приземляемся на Планету математики.
Воспитатель с детьми «выходят» из ракеты и рассматривают планету.
Вот мы и прибыли на первую планету. Какой здесь воздух! Давайте подышим. (Дети выполняют дыхательное упражнение «Часики»: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе: тик-так.)
Космический голос (аудиозапись). Добро пожаловать в Математическую галактику! Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы откликнулись на моё приглашение. Мы очень любим таких умных и сообразительных детей.
Дети подходят к планете №1.
Вы прибыли на Планету задач. (На планете №1 закреплены звёздочки с задачами).
Воспитатель. Ребята, какие интересные планеты в этой галактике! Не успели подойти-уже задания дают. Решим задачи?
в) Сравнение чисел.
Космический голос. Задание выполнено, проследуйте к планете №2.
Вы прибыли на Планету звездочётов.
Воспитатель. Ребята, смотрите, Звездочёт. Он любит изучать звёзды и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но не умеет считать звёзды и определять, какое число больше, какое меньше, а какие числа равны. Помогите ему. (Дети выполняют задание).
- Вы очень хорошо поработали. Предлагаю немного отдохнуть.
г) Динамическая пауза «Будем космонавтами».
Раз, два – стоит ракета. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны, делают круговые
Три, четыре-скоро взлёт. движения руками).
Чтобы долететь до Солнца,
Космонавтам нужен год.
Но в дороге нам не страшно, (Руки в стороны, наклоны корпуса.).
Каждый ведь из нас атлет. (Приседая, сгибают и разгибают руки в локтях.)
Пролетая над Землею, ( Поднимают руки вверх и машут).
Ей передадим привет.
Знакомство с небесными объектами.
Воспитатель. Будьте внимательны: к вам приближается небесное тело. Как оно называется? (Комета). Что вы можете рассказать о комете? Попробуйте разместить кометы в порядке убывания. (От самой большой до самой маленькой длины хвоста.).
Задание выполнено точно, Комета пролетела мимо. Мы продолжаем полёт. Что вы видите в окна иллюминаторов? (Астероиды).Что интересного можно рассказать о них? Какой они формы? Попробуйте их разместить их по размеру: от самого маленького до самого крупного. Который по счёту астероид синий?
Продолжаем полёт. Что вы наблюдаете? (Созвездие). Созвездие-это скопление звёзд, часто напоминающие геометрический узор. Молодцы! Хорошо ориентируетесь в космическом пространстве.
Продолжаем полёт. Приближаемся к неизвестной планете. Кого мы видим? (Инопланетянина).Он совсем не похож на нас. Из каких геометрических фигур он составлен? Назовите и покажите все квадраты, прямоугольники, круги, овалы, линии, точки.
Инопланетянин почему то грустный. Наверное, он потерял своих друзей. Давайте придумаем и составим из геометрических фигур друзей для инопланетянина. (работают в группах по пять человек. Составляют из готовых геометрических фигур друзей для инопланетянина).
Гимнастика для глаз.
Мы уселись на места,
Закрываем все глаза.
Мы теперь уж не сидим,
А летим, летим, летим.
Посмотрите-ка, дети, звезда с неба упала! Говорят, когда падает звезда, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А вы хотите загадать желание? (Дети передают звезду друг другу и загадывают желание).
Рефлексия.
Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Оно вам понравилось? Что было самым трудным, лёгким, интересным? На пора возвращаться на землю!
Космический голос. Было очень приятно с вами познакомиться! До свидания, прилетайте ещё.
(Воспитатель с детьми садятся в ракету, осуществляют обратный отсчёт. Звучит космическая музыка).
Воспитатель. Прилетели!
Берёт микрофон и говорит за корреспондента.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я корреспондент газеты «Детский мир». Очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста, где вы были? Кто живёт в Математической галактике? Чем вы занимались? Вам понравилось путешествие? Хотите ещё полететь? Спасибо за интервью.
Звучит аудиозапись «Падение метеорита».
Воспитатель. Ребята, осторожно, метеориты падают.
Дети подходят к «метеориту» и находят внутри сюрприз – четырёхугольные печенья.
Слышится радиошум. Воспитатель надевает наушники: «Да…. Да….Приём… Получили….Молодцы…спасибо…».
У меня спросили, получили ли мы угощения, и сказали, что вы просто молодцы!