Из опыта работы по формированию гражданско-патриотического воспитария младших школьников
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине,
а не человеческое достоинство — силою его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Одним из главных направлений воспитательной работы в начальной школе является нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения; начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.
На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нём отводится работе по патриотическому воспитанию во внеурочное время. Данную деятельность реализуем на следующих уроках.
Первое направление:«Я и моя семья» – в этом направлении мы воспитываем любовь к родителям , родному дому ,к родным и близким людям ,прежде всего к матери. Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Семья переживает не лучшие времена.
Основное время родители проводят на работе и все меньше уделяют внимания детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе направление: «Родина моя – бескрайняя Россия» – на этом направлении мы более подробно изучаем представление о нашей Родине — России , воспитание любви к своей «малой» родине Башкортостан ,к родному городу — Баймак . На этих уроках мы изучаем историю возникновения российской символики , флага, герба ,гимна России и Республики Башкортостан, знакомимся с достопримечательностями родного края и родного города. Также знакомимся с государственными и национальными праздниками, традициями и культурой своего народа. Проводим праздники Сабантуй, Масленница , Науруз и так далее.
В краеведческой работе нужно помнить – большое начинается с малого: необходимо пробудить у детей интерес к истории родного края, зажечь искры любви к своему дому, улице, городу. Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – родной город , село привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем и всей страны.
Третье направление: «О доблести, о подвигах, о славе» . В этом направлении мы проводим классные часы. Человек — защитник своего Отечества. На этих уроках мы знакомимся с историческими людьми и национальными героями , как Салават Юлаев . Рассказывала детям о его судьбе, героических подвигах и духе патриотизма.
Ежегодно проводим классные часы на День космонавтики. Дети с удовольствием участвуют в викторинах, приносят дополнительные материалы , в классе делают сообщения. Знакомимся с историей космоса , с биографией и подвигами космонавтов.
Накануне великого праздника 70 -летия Победы над фашизмом проводились классные часы .Подробно знакомились с историей Великой Отечественной войны , были просмотрены презентации , которые дети воспринимали эмоционально ,со слезами на глазах. Дети писали сочинения о своих прадедах , которые были опубликованы в местной газете. Также дети узнали об истории и значении Георгиевской ленточки. Мой класс вместе со своими родителями готовят фотографии прадедов на Бессмертный полк.
Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Хочется пробудить в детях чувство гордости за людей, давших миру великих полководцев, писателей , мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение. Что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
Четвёртое направление: «Я - гражданин России» . На этих уроках ,когда дети приходят в первый класс , в первую очередь я знакомлю их с правилами поведения в школе, на уроке ,в столовой , на перемене. Проводим классный час на тему : «Школа – наш общий дом» . Мы знакомимся с историей школы, с уставом , с правами и обязанностями школьников и традициями нашей школы.
Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей. Дети должны уметь принять важное правило: уважение других даёт право для уважения самого себя.
Родившись, человек становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, школа, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют различные правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах, правила поведения в школе. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени. Жить в обществе и быть свободным от общества, нельзя.
Печальная реалия сегодняшнего дня - межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Необходимо ознакомление детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (проект “Дети планеты Земля”).
Пятое направление: «Вечные символы России» . – На этих уроках мы опираемся на произведения народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение изделиями мастеров разных направлений прикладного искусства, художественных промыслов народов России.
Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы народных праздников, мы знакомимся с их старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей – защитников нашей земли .
Шестое направление: «Экологические игры» – классные часы, посвящённые природе родного края, позволят расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать. Вместе с родителями озеленяем кабинеты , высаживаем зелёные насаждения на пришкольном участке, выходим на субботники ,убираем мусор с лесной полянки после своего отдыха на ней…
На классных часах мы пишем памятки о правилах поведения в лесу, с родителями делают кормушки и скворечники и выставляют их в школьный двор ,каждый день кормят птиц. Соответственно не только даём представление о природе и ее законах, но и учим видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.
Седьмое направление: «Вместе» - работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Очень важно в деле формирования детского коллектива привлекать родителей. Любые праздники , мероприятия в нашем классе проходят с приглашением родителей. Это поможет повысить положительные результаты по созданию комфортной и свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка. Вместе с родителями выезжали в город Магнитогорск, посетили цирк. Также родители были активными участниками на нашей ярмарке, где мы с удовольствием принимали участие. Наши родители являются большими помощниками своих детей ,для их участия в различных конкурсах, ответственно относятся к ним, занимают призовые места, к тому же являются участниками благотворительных акций.
Больше половины класса посещают музыкальную школу имени Гаты Сулейманова, класс хореографии. Активно участвуют в школьных и городских мероприятиях.
В заключение хочется сказать: патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, ибо формировался долгим историческим опытом в борьбе с многочисленными врагами за многонациональное Отечество, и как высшая духовная ценность передаётся от поколения к поколению.
Хочется надеяться, что воспитание патриотизма у подрастающего поколения поможет вырастить людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом – патриот.