Проект Этих дней не смолкнет слава!


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Принято
Педагогическим советом ГБОУ
СОШ № 385
«___» ________________ 2015 г.
Протокол № ___
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 385
________________ Архипова Т.В.
ПРОЕКТ
историко-патриотической работы по теме:
«Этих дней не смолкнет слава!»
Санкт-Петербург
2015 г.
Составители:
Каминский Л.В. – преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 385
Красносельского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М.Карамзин
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Проблема патриотического воспитания молодёжи становится ныне важнейшей проблемой, и решать её сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с обращением: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодёжи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты, как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей всё еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) II-го поколения, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, деятели культуры, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А.С. Пушкин призывали через своё творчество «положить жизнь за Отечество».
В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств».
Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является её потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идёт на жертвы ради спасения своей страны, либо её предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?».
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
Что же такое «патриотизм»? Патриотизм – это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
13 марта 1995 года Президентом России был утверждён Федеральный закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», который устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России (далее – дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее – памятные даты России).
В Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы России:
18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);
21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);
7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);
10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);
9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);
24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);
11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);
8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);
1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);
23 февраля – День защитника Отечества;
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год);
4 ноября – День народного единства.
В Российской Федерации установлены следующие памятные даты России:
25 января – День российского студенчества;
15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
12 апреля – День космонавтики;
26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф;
27 апреля – День российского парламентаризма;
22 июня – День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941 год);
29 июня – День партизан и подпольщиков;
28 июля – День Крещения Руси;
1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов;
2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год);
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом;
7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года;
3 декабря – День Неизвестного Солдата;
9 декабря – День Героев Отечества;
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Одной из основных форм увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, согласно Федеральному закону № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», являются организация выставок, публикации материалов, связанных с днями воинской славы России.

I. Цели проекта:
Сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.
Развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Воспитание у обучающихся чувства глубокого уважения к героизму и мужеству воинов России, мощи и славе русского оружия, являющимся неотъемлемой частью величия Российского государства.
Систематизация знаний обучающимися великой истории Российского государства, славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, а также памятных дат в истории Отечества, связанных с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.
Выявление методов и приёмов, используемых в воспитательной работе по формированию патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательном учреждении.
II. Задачи проекта:
Вовлечь обучающихся 6 - 11 классов в историческо - патриотическую работу по отображению народного подвига в истории Российского государства.
Организовать практическую работу по изучению обучающимися 6 - 11 классов архивных и исторических материалов, связанных с Днями воинской славы и Памятными датами в истории Отечества.
Разработать приемлемые формы представления результатов историко-патриотической работы в виде информационного стенда.
Организовать систематическое обновление информационного стенда с учётом изучения архивной информации и хронологии Дней воинской славы и Памятными датами в истории Отечества.
Показать эффективные формы историко-патриотической работы в школе.
III. Модель проекта:
В ходе проекта предполагается:
Изучение обучающимися под руководством преподавателя-организатора ОБЖ хронологии и основных событий Дней воинской славы и Памятных дат в истории России.
Самостоятельный и под руководством преподавателя-организатора ОБЖ поиск обучающимися 6 - 11 классов в различных источниках архивных документов, описывающих события Дней воинской славы и Памятных дат в истории России.
Подготовка обучающимися 6 - 11 классов кратких сообщений, докладов, презентаций о героях России, совершённых ими подвигах, крупных сражениях и операциях, способствующих сохранению государственной целостности и суверенитета России.
Самостоятельный и под руководством преподавателя-организатора ОБЖ поиск обучающимися 6 - 11 классов в различных источниках иллюстрационного материала для обеспечения наглядности подготовленной информации.
Обработка подготовленных обучающимися материалов и иллюстраций, оформление подготовленного стенда «Этих дней не смолкнет слава!» (см. рис. 1).
Систематическое обновление содержания стенда «Этих дней не смолкнет слава!» (к очередным Дням воинской славы и Памятным датам истории России) с учётом подготовки новых материалов.
Разработка и оформление специальных выпусков информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвящённых:
04 ноября – Дню народного единства;
27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
23 февраля – Дню защитника Отечества;
09 мая – Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).
Гипотеза проекта: В условиях школы патриотизм может прививается в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги. У школьников с начальных классов начинает формироваться как бы начало патриотизма, но если его не направлять, не реализовывать, то оно может остаться невостребованным, и школьники могут найти своё применение совершенно в другом.
Воспитание историей через историческую память и историческое сознание, ведущее к утверждению патриотизма как качества личности, представляет собой многообразный процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Он протекает как в условиях воспитания, так и в более широкой сфере развития личности – сфере социализации. В нем принимают участие семья, школа, трудовой коллектив, Вооружённые Силы, средства массовой информации, учреждения культуры и досуга, иные звенья микро- и макросреды. В то же время формирование исторической памяти – не самоцель. Это лишь ступень к историческому сознанию, которое, в свою очередь, во многом предопределяет духовную жизнь человека, и в первую очередь – его гражданские качества.
Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.
Патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями.
Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Ещё в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относится к X в. Уже во времена Петра I патриотизм считался выше всех добродетелей и практически стал российской государственной идеологией. Слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, – обращался Пётр I к воинам перед Полтавской битвой. – И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…». Данный подход к военной службе был закреплён в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».
В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.
Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, которая носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» – пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.
В истории России, в период Великой Отечественной Войны, Великая Победа над фашизмом была достигнута благодаря героизму советского народа, который носил массовый характер и был естественным проявлением патриотического духа нашего народа.
Чудеса патриотизма, героизма, храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.
Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.
71018391028700710184036728404914900367284026898603672840411480367284048996601013460268224010210813962401021080Рис. 1. Макет информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!»
Этих дней не смолкнет слава!

IV. Программа работы по проекту
Этап
работы Цели и задачи этапа Основное содержание работы Планируемый результат Продукт Сроки выполнения
Организационно-подготовительный этап Осуществление анализа состояния историко-патриотической работы с обучающимися 6 - 11 классов школы.
Формулирование гипотезы.
Подготовка аналитической справки о возможных формах историко-патриотического воспитания в школе.
Изучение общественного мнения о возможных формах историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!».
Создание эскиза информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!».
Согласование места размещения информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!» и периодичности его обновления. изучение литературы по теме: «Историко-патриотическое воспитание обучающихся средних образовательных учреждений»;
определение целей, задач исследования;
первичный сбор материала;
инициирование обсуждения вопросов историко-патриотического воспитания обучающихся на заседании методического объединения учителей школы, совещаниях классных руководителей 6 - 11 классов, учителей-предметников;
изучение общественного мнения учителей и обучающихся школы по целесообразности внедрения историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!»;
выявление актива обучающихся 6 - 11 классов школы для участия в историко-патриотической работе;
создание творческой группы (классные руководители, обучающиеся 6-11 классов) для проведения историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!»;
разработка плана работы творческой группы;
изучение творческой группой Федерального закона № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» с целью определения основных событий, способствующих активизации историко-патриотической работы в рамках внедряемого проекта. обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения;
создание творческой группы по подготовке и внедрению историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!»;
определение Дней воинской славы и основных Памятных дат в истории России, способствующих активизации историко-патриотической работы в рамках внедряемого проекта;
разработка эскиза информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!». программа работы творческой группы;
публикации на сайте школы. 2015
Внедренческий этап Внедрение историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!».
Внедрение запланированных форм историко-патриотической работы с обучающимися 6-11 классов.
Создание необходимых организационных условий для самореализации, саморазвития каждого обучающегося 6 - 11 классов в процессе работы в проекте.
Систематизация результатов. обсуждение запланированных форм историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!» с классными руководителями и обучающимися 6 - 11 классов школы;
окончательное утверждение эскиза информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!»;
согласование с администрацией школы места размещения информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!»;
изготовление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!»;
разработка форм представления информационных материалов и их иллюстрирования на стенде;
систематизация результатов;
подготовка сборника методических рекомендаций по организации историко-патриотической работы с обучающимися школы. разработка форм историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава!»;
создание необходимых организационных условий для реализации творческих способностей, саморазвития обучающихся 6 - 11 классов в процессе работы в проекте;
создание и размещение по согласованию с администрацией школы информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!»;
сплочение классных коллективов;
разработка и оформление специальных выпусков информационного стенда «В эти дни 70 лет назад», посвящённых:
04 ноября – Дню народного единства;
27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
23 февраля – Дню защитника Отечества;
09 мая – Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год). Информационный стенд «Этих дней не смолкнет слава!» (периодичность обновления – к Дням воинской славы и Памятным датам в истории России).
Специальные выпуски информационного стенда «В эти дни 70 лет назад», посвящённые:
04 ноября – Дню народного единства;
27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
23 февраля – Дню защитника Отечества;
09 мая – Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).
Статьи, публикации на сайте школы. 2015 - 2017
Итоговый
этап Мониторинг эффективности историко-патриотической работы с обучающимися 6 - 11 классов школы.
Системный анализ проекта историко-патриотической работы «Этих дней не смолкнет слава» как неотъемлего звена патриотического воспитания обучающихся школы.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития и совершенствования форм и методов патриотического воспитания обучающихся школы.
Оформление и описывание опыта работы по патриотическому воспитанию обучающихся школы в рамках проекта «Этих дней не смолкнет слава!». обработка, обобщение и корректировка полученных результатов;
соотнесение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами;
определение перспектив и путей дальнейшего развития и совершенствования форм и методов патриотического воспитания обучающихся школы;
проведение мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций и др.) по вопросам реализации форм историко-патриотического воспитания, реализованных в проекте. Эффективное историко-патриотическое воспитание обучающихся школы. Аналитическая справка о результатах этапа и проекта в целом.
Статьи, публикации на сайте школы. 2017
Ожидаемые результаты:
активизация историко-патриотической работы с обучающимися школы;
специальные выпуски информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвящённые:
«В эти дни 70 лет назад», посвящённых:
04 ноября – Дню народного единства;
27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
23 февраля – Дню защитника Отечества;
09 мая – Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).
V. Конечные продукты историко-патриотической работы:
Систематические выпуски информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!» (к Дням воинской славы и Памятным датам в истории России).
Специальные выпуски информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвящённые:
«В эти дни 70 лет назад», посвящённых:
04 ноября – Дню народного единства;
27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
23 февраля – Дню защитника Отечества;
09 мая – Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).
VI. Ресурсное обеспечение:
кадровый состав, готовый к ведению историко-патриотической работы. Классные руководители 6 - 11 классов школы, преподаватель-организатор ОБЖ – руководитель историко-патриотической работы, руководитель проекта;
материально-техническая база соответствует задачам планируемой историко-патриотической работы: есть два кабинета информатики и необходимая техника – для создания материалов информационного стенда; актовый зал оборудован проектором – для проведения открытых мероприятий, встреч обучающихся 6 - 8 классов школы с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, ветеранами Вооружённых Сил России, посвящённых знаменательным событиям;
финансовая обеспеченность историко-патриотической работы: возможность выделять дополнительные средства на развитие и реализацию проекта из внебюджетных поступлений ОУ.
VII. Критерии и показатели эффективности историко-патриотической работы, в т. ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом реализации проекта:
открытость историко-патриотического воспитания обучающихся школы;
ориентация патриотического воспитания обучающихся школы на требования Федерального закона «Об образовании»;
реализация субъективной позиции обучающихся и родителей на необходимость патриотического воспитания в ОУ;
удовлетворённость родителей результатами патриотического воспитания школьника, его социальной позицией;
привлечение ветеранов и участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, ветеранов Вооружённых Сил России на встречи с обучающимися школы, посвящённые знаменательным историческим событиям;
повышение участия родителей в активизации патриотического воспитания обучающихся класса, школы;
повышение имиджа школы в системе образования в целом.
VIII. SWOT-анализ потенциала ОУ для проведения историко-патриотической работы, в т. ч. описание опыта работы в данном направлении
Сильные стороны Слабые стороны
Открытость школы, учителей к внедрению нового.
Высокий профессиональный уровень преподавателей.
Наличие опыта проведения патриотического воспитания обучающихся школы.
Установившееся общение с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, ветеранами Вооружённых Сил России Красносельского района Санкт-Петербурга.
Наличие работоспособного сайта (обновляется 2 - 3 раза в неделю). Возможности Угрозы (риски)
Систематические выпуски информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!» (к Дням воинской славы и Памятным датам истории России).
Специальные выпуски информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвящённые:
04 ноября – Дню народного единства;
27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
23 февраля – Дню защитника Отечества;
09 мая – Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).
Организация встреч обучающихся 6 - 8 классов школы с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, ветеранами Вооружённых Сил России, посвящённых знаменательным событиям. Риск формализма.