Статья Основы гражданско-патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы
Секция 3. «Основные методические аспекты процесса формирования
гражданина и патриота на уроках в 5-11 классах»
Валентеева Ольга Александровна,
учитель русской филологии
ГБОУ ЛНР «Стахановская средняя
общеобразовательная школа
I-III ступеней №13», г. Стаханов
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, система работы на уроках языка и литературы, формирование гражданской позиции.
Воспитание настоящего человека и гражданина начинается со школы. Ведь именно в школе закладываются основы патриотизма, гуманизма, бережного отношения к историческому прошлому народа, нравственных идеалов и ценностей. Особую актуальность вопрос формирования гражданской позиции приобрел в процессе становления Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, так как именно активные, творческие молодые люди, патриоты своего государства являются залогом будущего процветания страны.
Кузнецова И. А. отмечает, что «гражданское воспитание имеет своей целью социализацию личности. А это означает возможность помочь подросткам адаптироваться в жизни, найти свое место среди людей, чтобы стать созидателем, строителем нового общества» [2].
Гражданско-патриотическое воспитание является комплексом патриотического, правового, политического и нравственного развития школьников в учебное и внеурочное время.
Лукьянова В. П. выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально-деятельностное [3].
Особе внимание проблеме гражданско-патриотического воспитания уделяли такие ученые и исследователи, как В. И. Косолапов, Ю. К. Бабанский, А. А. Аронов, К. Ш. Ахияров, И. Н. Руссу и другие. В их исследованиях отмечается роль школы в системе гражданско-патриотического воспитания, а также особое место в формировании гражданской позиции школьников, которое занимают уроки русского языка и литературы.
Уроки русского языка в системе гражданско-патриотического воспитания имеют ключевое значение, так как в основе каждого урока лежит работа со словом, экскурс в историю его происхождения. Изучение русского языка предполагает широкий спектр дидактических материалов, среди которых – пословицы, высказывания писателей, поэтов, ученых о Родине, родном языке, работа со словарями.
Особенным воспитательным потенциалом обладают пословицы. Нет той темы в изучении русского языка, где нельзя было бы применить их мудрость и назидательность. Анализ пословицы вовлекает учащихся в мыслительный процесс, влияет на формирование патриотизма, любви к Родине, внимательного отношения к родному слову.
«Родной край – сердцу рай», «Родина краше солнца, дороже золота», «Родина – мать, умей за неё постоять». Данные пословицы не только являются материалом для развития устной речи учащихся, но и могут использоваться при изучении таких тем, как степени сравнения прилагательных, тире между подлежащим и сказуемым и т.д. Кроме того, на основе пословиц обучающиеся учатся формировать собственное высказывание, четко излагать свое мнение, анализировать содержание пословицы, её поучительный смысл. А значит – приобщаются к сокровищнице родного языка.
Работа со словарями на уроке русского языка – это возможность расширить знания учащихся об истории своего края, своей Родины. Ведь процессы, которые происходят в языке, отражают, прежде всего, историческое развитие народа. С помощью словаря можно выяснить значение таких слов, как «гражданин», «патриот», «мужество», «отвага», которые заложены в основе гражданско-патриотического воспитания.
Именно уроки русского языка предлагают огромный арсенал средств для воспитания гуманизма учащихся, умения находить красоту в родной природе, для формирования интереса к самобытности своего края. Так, можно предложить учащимся работу по описанию картин художников-земляков. Темы для сочинений могут включать в себя описание любимого уголка родного города, впечатления от посещения краеведческого музея, наблюдения за природой. Такая работа способствует формированию любви к своему краю, уважения к историческому прошлому, к достижениям и творчеству писателей, художников, ученых.
Так, в г. Ирмино в 2016 году начало работу Луганское художественное ретроспективное музейное биеннале «Шахтерская гвардия всегда в строю», подготовленное сотрудниками Луганского художественного музея. На выставке представлены работы художников и скульпторов Луганщины, созданные в 40-80 годах ХХ века. Выставка вызвала живой интерес у учащихся школ города. На уроке русского языка им было предложено написать отзыв о посещении выставки, описать наиболее понравившуюся работу, отобразить свои чувства и мысли от знакомства с творчеством наших соотечественников.
Не меньшим потенциалом гражданско-патриотического воспитания обладают уроки литературы. Именно на уроках литературы изучаются художественные произведения поэтов и писателей, которые в своем творчестве касались проблемы патриотизма, любви к Родине, гражданского и человеческого долга.
Глубокий гражданский потенциал хранят в себе произведения древнерусской литературы. Так, при изучении темы «Былины» ученики 7 класса погружаются в мир старинной Руси. Богатыри собрали в себе лучшие качества народа. Они стоят за правду, честь, являются примерами храбрости и достоинства. Богатыри сражаются за Родину, откликаются на нужды простого народа.
Центральным является образ Родины в «Слове о полку Игореве» (9 класс). Русская земля показана как живое существо. Солнечное затмение предупреждает Игоря об опасности. Родина стонет, когда князь оказывается в плену. Земля радуется, когда Игорь освобождается из плена, помогает ему достигнуть родной стороны.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова учат школьников видеть красоту природы, отмечать её малейшие изменения, чувствовать духовное единство с нею.
К проблеме патриотизма обращается Н. А. Некрасов. Он утверждает, что патриотизм требует не пустых слов, а дела, готовности пожертвовать собой во имя Родины.
При изучении произведений о войне К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, А. А. Ахматовой школьники откликаются на мужество людей в годы Великой Отечественной Войны. Они анализируют такие понятия, как «подвиг», «долг», учатся понимать, что героизм свойственен не только выдающимся личностям. Героем может стать каждый человек, который любит свою Родину, не безразличен к её настоящему, прошлому и будущему. Школьники познают масштабы народной трагедии, учатся сопереживать, гордиться подвигом ветеранов.
Глубокое значение на уроках литературы имеет знакомство с писателями и поэтами родного края, потому что именно в литературе отображаются взгляды народа на все события, которые происходят в стране. Так, ученики ССОШ №13 участвуют в проведении творческих вечеров, на которых присутствуют выдающиеся литераторы г. Стаханова. Знакомятся со стихотворениями и рассказами, посвященными шахтерскому труду. Это и стихотворения В. Мостового, Н. Гавричковой, и краеведческие исследования В. Храпова, и произведения Н. Тютюнника.
Таким образом, мы видим, что уроки русского языка и литературы глубоко влияют на детские души, помогают школьникам осознать себя частью русского народа, формируют четкую гражданскую позицию, патриотизм и любовь к Родине. Так как в основе уроков русского языка и литературы лежит не только слово учителя, но и возможность живого обсуждения среди учащихся, в результате которого можно сделать выводы, выразить свое отношение, отстоять позицию.
Воспитание гражданственности – это постоянная работа, в результате которой школьники приобретают чувство патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к достижениям и прошлому своего народа. И особенное значение в этом процессе имеют уроки русского языка и литературы.
Список литературы:
Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. 2010. № 9. С. 10–21.
Кузнецова И. А. Гражданское воспитание на уроках литературы в старших классах [Электронный ресурс]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 08.11.2016).
Лукьянова В. П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 10.11.2016).
Матушкин С. Е. Народность в воспитании гражданственности. – Челябинск: ЧелГу, 1999. – 95 с.
Суколенов И. В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2014. №21. С. 706-709.
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-patrioticheskogo-vospitanija- starsheklassnikov-v-uchebno.htmlhttp://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-patrioticheskogo-vospitanija- starsheklassnikov-v-uchebno.htmlЗаголовок 115